ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КОНТРОЛЛЕРАХ
Контроллеры машиниста служат для дистанционного управления работой тяговых двигателей в тяговом и тормозном режимах. С их помощью подключают к источнику низкого напряжения и отключают в определенной последовательности провода цепи управления, т.е. включают и выключают в определенной последовательности высоковольтные аппараты при пуске, регулировании скорости, остановке, изменении направления движения и электрическом торможении ТПС.
Контроллер машиниста имеет ряд рукояток, каждая их которых предназначена для определенных операций управления и имеет несколько фиксированных позиций, соответствующих различным режимам силовой цепи. Рукоятки контроллера определенным образом сблокированы между собой, что предотвращает ошибочные действия машиниста. Одну из рукояток, чаще всего, реверсивную или реверсивно-селективную на контроллерах делают съемной. Съемная рукоятка может быть снята только в нулевом положении, в которое ее можно поставить после возвращения других рукояток также в нулевые позиции. Съемная рукоятка выдается только одна на все контроллеры, установленные в кабинах секции. Поэтому машинист не может случайно составить какую-либо рукоятку на одном из контроллеров во включенном положении.
По конструкции различают контроллеры машиниста барабанные и кулачковые. Барабанные контроллеры применяются на электровозах ЧС2 (см.рис. 285). В таких контроллерах при скольжении пальцев по поверхности сегментов сильно изнашиваются и их контактные поверхности, а также образуется дуга на контактах. В этом отношении барабанные контроллеры уступают кулачковым, которые применяют на всем отечественном ТПС. Для уменьшения габаритных размеров, массы и числа контактов и проводов контроллеров машиниста на некоторых электровозах применяются промежуточные контроллеры, вынесенные за пределы кабины и снабженные многопозиционным приводом. На электровозах ЧС7 и пульт машиниста вмонтирован компактный контроллер, который управляет приводом промежуточного контроллера (см.рис.135), имеющего 56 позиций.
|
Рисунок 1 – Промежуточный контроллер электровоза ЧС7
У с т р о й с т в о к о н т р о л л е р а м а ш и н и с т а КМЭ-013
Контроллер машиниста имеет два кулачковых вала: главный (см.рис.84) и тормозной. Валы приводятся во вращение двумя рукоятками: главной (6) и тормозной (7) (см. рис.83), которые связаны с валами зубчатой передачей 4:1. Реверсивно-селективный вал состоит из двух кулачковых барабанов, которые посажены на подшипниках на главном и тормозном валах. Оба барабана управляют одной реверсивно-селекционной рукояткой (8). Для этого они вязаны зубчатой передачей с отношением 1:1.
Рисунок 2 – Главный кулачковый вал контроллера машиниста
Реверсивно-селективная рукоятка имеет 8 положений:
Рисунок 3 – развертка реверсивно-селективного барабана
0 - нулевое (соответствует отключенному состоянию силовых цепей);
М - для пуска и разгона электровоза на -СП и П-соединениях тяговых двигателей при движении "Вперед" и "Назад" в тяговом режиме;
СМ - для пуска и разгона электровоза на последовательном соединении тяговых двигателей при движении "Вперед" и "Назад" в тяговом режиме;
П, СП и С - для рекуперативного торможения на соответствующих соединениях тяговых двигателей в зависимости от скорости движения (П - большая скорость, СП -средняя, С - малая) только при езде "Вперед".
|
Последовательность замыкания контакторных элементов определяется профилем кулачковых шайб. Развертки кулачковых валов контроллера.