Класс
Районный этап - 2018
Задания
Устного) тура олимпиады по русскому языку в школах с казахским языком обучения
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,
Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно.
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай, улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер... да я!..» (Узник. А.С.Пушкин)
- Прочитайте текст выразительно.
- Определите тему, основную мысль поэтического текста.
- Какие художественно-изобразительные средства использует автор?
- Составьте устное высказывание на тему «Мой любимый праздник».
- Прочитайте наизусть любимое художественное произведение.
Каждое задание оценивается в 10 баллов.
Общая сумма баллов - 50.
Класс районный этап - 2018
Задания
Устного) тура олимпиады по русскому языку в школах с казахским языком обучения
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пойдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна;
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца. (Я памятник себе воздвиг нерукотворный. А.С.Пушкин)
- Прочитайте текст выразительно.
- Определите тему, основную мысль поэтического текста.
- На материале текста стихотворения установите основные признаки художественного стиля.
- Составьте устное высказывание на тему «Мой любимый композитор».
- Прочитайте наизусть любимое художественное произведение.
Каждое задание оценивается в 10 баллов.
Общая сумма баллов - 50.
Класс районный этап - 2018
Задания
Устного) тура олимпиады по русскому языку в школах с казахским языком обучения
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
"Востань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей." (Пророк. А.С. Пушкин)
- Прочитайте текст выразительно.
- Определите тему, основную мысль поэтического текста.
- Установите тип речи, обоснуйте свое мнение.
- Расскажите о своей любимой книге.
- Прочитайте наизусть любимое художественное произведение.
Каждое задание оценивается в 10 баллов.
Общая сумма баллов - 50.
Класс районный этап - 2018
Задания
Устного) тура олимпиады по русскому языку в школах с казахским языком обучения
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись;
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня. (Зимнее утро. А.С. Пушкин)
- Прочитайте текст выразительно.
- Определите тему, основную мысль поэтического текста.
- Охарактеризуйте тип и стиль речи, обоснуйте свое мнение.
- Постройте свой текст на тему «Мой любимый писатель (поэт)».
- Прочитайте наизусть любимое художественное произведение.
Каждое задание оценивается в 10 баллов.
Общая сумма баллов - 50.