Обследование речи дошкольников




Анамнез Не отягощён, благоприятный, нормальный, без патологии, отягощён, неблагоприятный, наличие речевой патологии у родственников, отставание в развитии речи (указать возраст)
Общая моторика Все двигательные функции выполняются, без отклонений, без патологии, состояние и развитие соответствуют возрастной норме, все двигательные функции сформированы и не нарушены, двигательная активность/расторможенность, истощаемость движений, замедленный темп выполнения, удержание позы не удаётся, движения не выполняются, сформирована и развита недостаточно, сформирована с отклонениями (указать нарушенные и сохранные стороны)
Произвольная моторика пальцев рук Все двигательные функции выполняются, без отклонений, состояние и развитие соответствуют возрастной норме, все двигательные функции сформированы и не нарушены, истощаемость движений, замедленный темп выполнения, удержание позы не удаётся, движения не выполняются, грубое нарушение основных движений, нарушены движения (указать нарушенные и сохранные стороны)
Артикуляционный аппарат губы Норма, хейлоскиз (расщелина губы частичная/полная, односторонняя/двусторонняя), последствия хейлопластики, наличие послеоперационных рубцов, прохейлия (нависание увеличенной верхней губы), тонкие, утолщённые, коротка/укороченная уздечка верхней/нижней губы, наличие послеоперационного узла после проведения пластики уздечки губы
зубы Норма, нёбное положение (верхние внутри зубной дуги), язычный наклон резцов (нижние внутри зубной дуги), диастема медиальная (промежуток между зубами посередине) или латеральная (сбоку) Микрогнатия (редкие, очень мелкие зубы), макрогнатия (очень крупные зубы), неправильная форма или расположение зубов, сверхкомплектные зубы, адентия (отсутствие зубов в соответствии с возрастом), трема
прикус или окклюзия Ортогнатический (нормальный), прогнатия (дистальный – верхний зубной ряд вперёд), прогения (мезиальный – нижний зубной ряд вперёд), прямой (соприкосновение без перекрытия), перекрёстный (смещение), глубокий (полное перекрытие верхними), открытый прямой (отсутствие смыкания) или открытый боковой
строение челюстей Норма, сужение челюстей (верхней или нижней, односторонне или двустороннее), расширение челюстей, микрогнатия (малый размер верхней челюсти), микрогения (малый размер нижней челюсти), левостороннее/ правостороннее смещение нижней челюсти вперёд/назад/вбок
язык Нормальное строение и размер, макроглоссия (большой), микроглоссия (малый размер), массивный, маленький, испещрённый, географический
подъязычная уздечка   Нормальная длина и строение (длина конечной фаланги большого пальца), укороченная/короткая, толстая/утолщенная подъязычная связка, наличие послеоперационного узла
твёрдое нёбо Нормальное, палатосхиз (расщелина сквозная/ несквозная, односторонняя /двусторонняя, полная/ неполная, субмукозная), последствия уренопластики, укороченное, высокое (готическое, куполообразное, глубокое), плоское, низкое
мягкое нёбо и маленький язычок Нормальное, укороченное, отсутствие/укорочение/раздвоение маленького язычка, рубцовые изменения мягкого нёба и боковых стенок глотки, наличие послеоперационных щелей, срастание мягкого нёба с дужками, миндалинами / задней стенки глотки
носоглотка, ротовая полость и глотка Без отклонений, норма, носовые полипы, аденоиды, опухоли носовой полости, искривление носовой перегородки, гипертрофия носовой полости, увеличение парной нёбной миндалины/непарной язычной миндалины/непарной глоточной миндалины
Строение и состояние зубочелюстной системы без отклонений, соответствует возрастной норме, отклонений со стороны зубочелюстной системы не выявлено, отклонения в строении
Моторика артикуляционного аппарата Привычное положение рта – норма или открытый рот, координация движений органов не нарушена, синхронность или дискоординация, достаточный или недостаточный объём движений (нарушение тонуса), замена движений отсутствует / присутствует, истощаемость движений, замедленный темп выполнения, удержание позы не удаётся, движения не выполняются/ отсутствуют, сосательно-жевательная синкенезия (дизартрия), нередуцированные рефлексы орального автоматизма – оральная патология (гиперкинезы, атаксии, тремор, повышенная саливация), моторная напряжённость, движения вялые, пассивные, нарушены следующие компоненты моторики
Мимическая мускулатура     Норма, достаточный или недостаточный объём движений (нарушение тонуса), истощаемость движений, замедленный темп выполнения, удержание позы не удаётся, движения не выполняются, выраженная ассиметричность, ассиметрия, неврологическая симптоматика (синкенезии, атаксии)
Движения выполняются в полном объёме, правильно, поражения черепно-мозговой иннервации отсутствуют, состояние моторной функции в норме; движения выполняются в замедленном темпе и неполном объеме, затруднения в выполнении движений, с неврологической симптоматикой (отмечается поражение черепно-мозговых нервов)
Дыхание тип дыхания Диафрагмальное, грудное, ключичное
объём дыхания Достаточный (8 – 10 слогов), недостаточный (слабый укороченный выдох), дыхание поверхностное
ритм дыхания Ровное (ритмичное), дизритмия (с недостатками, аритмичное, прерывистое, неровное)
темп дыхания (частота) Нормальный (14-20 вдохов/выдохов за 1 минуту), учащённый
Дыхание нормальное (оптимальное, без отклонений, отклонений не имеет, не нарушено), с недостатками (с отклонениями)
чувство ритма Норма, недостаточность чувства ритма (ошибки в выполнении), заикание
темп Нормальный, ускоренный, очень быстрый, замедленный, тахилалия, брадилалия, полтерн, запинки, спотыкание физиологического характера
Голос голосоподача и гоолсоведение Мягкая, твёрдая (неправильная постановка голоса), придыхательная (паретичность голосовых связок)
сила Нормальный, слабый (тихий), затухающий
тембр Обычный, носовой (назализованный, назализация), приглушённый, сиплый, хриплый, крикливый
модуляция, мелодико-интонационная сторона Модулированный (выразительная речь), немодулированный (маловыразительный, монотонный)
Просодическая сторона речи нарушена (не сформирована, имеет или сформирована с отклонениями, с недостатками), отклонений не имеет (сформирована, не нарушена, без недостатков, без отклонений, отклонения не выявлены)
Фонетическая сторона речи произношение звуков Произношение нормальное (без отклонении, фонетическая сторона речи сформирована, соответствует возрасту, не нарушена, без недостатков, отклонения не выявлены, правильное пользование всеми звуками родного языка), искажённое(фонетическая сторона речи не сформирована, имеет или сформирована с отклонениями, с недостатками), полиморфное/ мономорфное, антропофонические дефекты (искажение), фонологические дефекты (отсутствие, замена, смешение), дополнительные призвуки
Слоговая структура Искажений слоговой структуры нет, слоговая структура не нарушена, наблюдаются искажения слоговой структуры (признак сенсорных нарушений), сокращение слогов, упрощение слогов, опускание слогов, добавление звуков/ слогов, перестановка звуков/ слогов, персеверации слогов (застревание), антипация (предвосхищение)
Фонематический слух В норме, недоразвит, не сформирована фонематическая система/ слуховая дифференциация фонем/ фонематические представления
Звуковой анализ слова Навыки звукового анализа соответствуют возрасту, сформированы недостаточно, фонематический анализ слов не выполняет
Понимание речи Импрессивная речь сформирована, сформирована недостаточно, понимание речи ограничено на уровне…
Активный словарь Соответствует возрасту, ограничен, сужение/ искажение словарного запаса, лексические ошибки – замены слов/ неупотребление, не сформированность лексики
Грамматический строй Отклонений не выявлено, не обнаружено, грамматический строй сформирован, соответствует возрасту, имеются нарушения согласования и управления, аграмматизм (системные и регулярные нарушения употребления средств языка), специфические ошибки грамматического оформления речи, инверсия (нарушение порядка слов), несформированность навыков словообразования, замена/ пропуск предлога
Связная речь Достаточный уровень сформированности, соответствует возрасту, недостаточный, несформирована I – отсутствие способности к самостоятельному составлению фразы II – отсутствие способности к самостоятельному соединению хотя бы двух фраз III – наличие выраженных аграмматизмов и лексической недостаточности в связной речи IV – незначительная выраженность аграмматизмов и лексическая недостаточности в связной речи

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: