Методика исследования личности «Дом-дерево-человек» Дж. Бака




Методика исследования личности «Дом-дерево-человек» предназначена как для взрослых, так и для детей, также возможно групповое обследование. Методика предложена Дж. Баком в 1948 г., заключается в том, что обследуемый должен нарисовать дом, дерево и человека. Выбор объектов для рисования автор обосновывает тем, что они знакомы каждому обследуемому, наиболее удобны для рисования и, наконец, сти­мулируют более свободные словесные высказывания, нежели другие объекты. После окончания рисунка, про­водится опрос респондента по разработанному плану. По мнению Дж. Бака, каждый рисунок — это своеобразный автопортрет, детали которого имеют личностное значение. По рисунку можно судить об аффективной среде лич­ности, ее потребностях, уровне психо сексуального развития и т. д. Помимо использования «Дом-дерево-человек» в качестве проективной ме­тодики, автор демонстрирует возможность теста определять уровень интеллектуального развития (коэффициент корреля­ции ранговой с тестами интеллекта составляет 0.41-0.75). Это согласуется с давними традициями диагностики уровня интел­лекта с помощью рисунка. Р. Берне при использовании методики исследования личности «Дом-дерево-человек» просит изобразить дерево, дом и человека в одном рисунке, в одной происходящей сцене. Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору. Если при­вести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно происходит в нашей жизни. Эта модифика­ция методики получила название «Кинетический Д.д.ч.». Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит, основное для человека — жизненная энергия; если первым рисуется дом, то на первом месте — безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями. Зарубежные исследователи считают необходимым дополни­тельное изучение валидности методики исследования личности «Дом-дерево-человек» как инструмента измере­ния интеллекта и личностных особенностей. Есть сообщения о подтверждении валидности «Дом-дерево-человек» в кросс-культурных иссле­дованиях (А. Соуттер, 1994). Исследования ретестовой надеж­ности «Дом-дерево-человек» и предложенной Дж. Баком методики подсчета показателей продемонстировали удовлетворительную надеж­ность теста как при одинаковом, так и различающемся инструк­тировании испытуемых при ретестировании (Я. By, Б. Роджерс, Г. Сирайт, 1991). Прежде чем начать пользоваться каталогом, целесообразно прочитать весь его материал. Это сэкономит время и поможет выработать нужную ориентировку в поисках позиций. Каталог состоит из общего для всех трех рисунков раздела и разделов, предназначенных для интерпретации каждого по отдельности. Например, если линия основы сходна во всех трех рисунках, ин­терпретацию ее скорее всего нужно искать в общем разделе. Но иногда ту же позицию можно найти в двух разделах. Тогда для более совершенной интерпретации нужно учесть оба варианта.
Инструкция: на отдельных листах последовательно нарисуй­те: а) дом, б) дерево, г) человека. КАТАЛОГ Общий раздел Облака — общая тревога, связанная с нарисованной ситуацией. Цвет — пока используется реалистично и конвенциональ­но, он не имеет патоморфного или патологического значения. С уменьшением этой особенности цвет приобретает все большее значение. Специфические интерпретации света должны прово­диться с большой осторожностью. Выбор цвета — чем дольше, неувереннее и тяжелее клиент подбирает цвета, тем более вероятно наличие личностных на­рушений. Цвет желтый — сильные признаки враждебности. Конвен­циональное использование этого цвета в основном ограничи­вается изображениями внутри дома. В этом случае, обозначая ночь или ее приближение, желтый цвет выражает переживание враждебности среды и необходимость скрывать свои действия от окружающих. Желтый цвет во всем рисунке — очень сильное чувство враж­дебности по всем социальным связям и отношениям. Цвет оранжевый — патоморфная комбинация чувстви­тельности и враждебности (если цвет употреблен неконвеци-онально). Цвет красный — наибольшая чувствительность, потребность теплоты из окружения. Некоторые этот цвет называют эроти­ческим. Цвет пурпурный — сильная потребность власти, никогда не применяется конвенционально ни к дереву, ни к дому. Цвет зеленый — потребность иметь чувство безопасности, оградить себя от опасности. Это положение является маловаж­ным при использовании зеленого цвета для ветвей дерева или крыши дома. Цвет синий — определенный депрессивный фон настроения. Улавливается потребность к самоконтролю и его тренировке. Цвет черный — депрессивный фон настроения. Застенчи­вость, пугливость. Сильные оппозиционные тенденции с потенциальной агрессивностью. Агрессивность может быть на­правлена и не направлена вовне. Цвет черно-синий, комбинированный — шизоаффективный тип реакции. Цвет коричневый — если штрихование коричневым цветом не применяется конвенционально (например, ствол дерева, сте­ны дома, волосы человека), то оно указывает на осторожность и несозревшую (недостаточно развитую) реакцию на эмоцио­нальные стимулы. Смешивание, сливание цветов. Оттенки — более совершенное использование цвета. Цвет, штрихование (тени) — интенсивное на переднем пла­не и на фоне — тревога, но в рамках реальности. Цвет, штрихование 3/4листа — нехватка контроля за выра­жением эмоций. Штриховка, выходящая за пределы контура, — тенденция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию. Детали Здесь важно их знание, способность оперировать ими и приспособиться к конкретным практическим условиям жиз­ни. Исследователь должен заметить степень заинтересованно­сти субъекта такими вещами: степень реализма, с которым он их воспринимает; относительную значимость, которую он им придает; способ соединения этих деталей в совокупность. Детали существенные — отсутствие существенных деталей в рисунке субъекта, который, как известно, сейчас или в недав­нем прошлом характеризовался средним или более высоким интеллектом, часто показывает интеллектуальную деградацию или серьезное эмоциональное нарушение. Избыток деталей — «неизбежность телесности» (неумение ограничивать себя) указывает на вынужденную потребность направить всю ситуацию на чрезмерную заботу об окружении. Характер деталей (существенные, несущественные или стран­ные) может послужить для более точного определения специ­фичности чувствительности. Лишнее дублирование деталей — субъект, скорее всего, не уме­ет входить в тактичные и пластичные контакты с людьми. Организация деталей — если трудности организации обнару­живаются в каждом рисунке, можно подозревать более сильное эмоциональное или органическое нарушение (или оба вместе). Если сложности организации встречаются лишь в одном ри­сунке, очень может быть, что нарушение функционального по­рядка и связано с изображаемой на рисунке ситуацией. Если во всех трех рисунках организация деталей удовлетво­рительна, то личностная структура субъекта достаточно устой­чива (даже при большом количестве патофоричных знаков). В случае более удачной организации деталей в цветных ри­сунках, чем в одноцветных, прогноз более благоприятен. Стирание или перерисовка — если перерисовка более совер­шенна — это хороший знак. Стирание с последующей порчей (ухудшением) рисунка ука­зывает на: 1) наличие сильной эмоциональной реакции на рисуемый объект или на то, что он символизирует для субъекта; 2) наличие злокачественного органического фактора; 3) наличие обоих вариантов. Стирание без попытки перерисовать (исправить) говорят о наличии у субъекта внутреннего конфликта с деталью, подверг­шейся стиранию, или с тем, что она символизирует. Видимая усталость — депрессивное настроение с возмож­ным сопровождением снижающего работоспособность фактора. Линия основы (земли) — незащищенность. Представляет со­бой необходимую точку отсчета (опоры) для конструирования, целостности рисунка. Придает рисунку стабильность. Значение этой линии иногда зависит от придаваемого ей субъектом каче­ства, например: «Мальчик катается по тонкому льду». Основу чаще рисуют под домом и деревом, реже — под человеком. Специально нарисованные, «вымышленные» контуры земли менее значимы, чем нарисованные спонтанно. Контур земли очень жирный, толстый — чувство тревоги, бес­покойство в рамках реальности. Контур земли, спускающийся от центра рисунка в стороны и вниз, — чувство изоляции и незащищенности; зависимость от матери; потребность к эксгибиционизму (зависит от размеров рисунка и от комментариев испытуемого). Контур земли, спускающийся вправо вниз, — ожидание неяс­ного и опасного будущего, тревожность (интенсивность тревоги показывает крутизна наклона). Контур земли, поднимающийся направо вверх, — присутствие в будущем вынужденных усилий и борьбы (интенсивность за­висит от крутизны подъема). Идентификация с собой — интерпретация зависит от степени субъективности и может варьироваться от предпочтительного сужения психологического горизонта субъекта до явного эго­центризма, чрезмерного интереса к себе, озабоченности собой, склонности все соотносить с собой. Контур кривой, изогнутый — обычно хороший признак, но может означать и отвращение к ограничениям и конвенциям при сильной выраженности. Контур, неясно очерченный в отдельных деталях — нежелание субъекта выставлять эту деталь из-за ее актуальности или сим­волической значимости. Жирный контур в целом — генерализованное чувство неадек­ватности вместе с нерешительностью, колебанием, со страхом проигрыша. Если контур от «дома» к «человеку» становится все тоньше, — генерализованная тревога (или депрессия). Контур жирный только по бокам — субъект стремится сохра­нить личностное равновесие. Стремление это осознается как неприятное и сопровождается физическим напряжением. Контур толстый в отдельных деталях — фиксация на данном объекте (детали). Скрытая или явная враждебность к таким об­разом нарисованному объекту или тому, что он символизирует, в сопровождении тревоги. Контур толстый во всех рисунках — можно подозревать ор­ганическое заболевание. Контур толстый в одном из рисунков — генерализованное на­пряжение. Контуры обрывистые и не соединяются — предчувствие над­вигающейся катастрофы. Контуры очень прямые — фригидность. Контур эскизный, применяемый постоянно — в лучшем случае мелочность, стремление к точности. В худшем — патоформный знак, указывающий на неспособность к четкой позиции. Рисунки, выполненные легко, без лишней мелочности — способ­ность к равновесию со средой. Рисунки мелочные, щепетильные — обессивно-компульсив-ные тенденции. На фоне горы — защитная установка и стремление к зависи­мости (часто от матери). Помещение рисунка внизу листа — генерализованное чувство незащищенности. Депрессивный фон настроения (чем меньше рисунок, чем тоньше контур, тем сильнее он выражен). Рисунок не помещается внизу (выходит за пределы листа) — устанавливается только по опросу пациента или по его спонтан­ным комментариям. Чем большая часть рисунка оказывается за нижним пределом листа, тем вероятнее, что субъект совершил патоформную супрессию с целью сохранить целостность лич­ности. Можно предположить наличие сильной экспонозитив-ности. Рисунок выходит за левый край листа — фиксация на про­шлом и страх перед будущим. Чрезмерная озабоченность сво­бодными откровенными эмоциональными проявлениями. Склонность к импульсивному поведению. Выход за правый край листа — желание убежать в будущее, чтобы избавиться от прошлого. Страх перед открытыми сво­бодными переживаниями. Стремление сохранить жесткий кон­троль. Выход за верхний край листа — ограничение пространства с вытекающей из этого повышенной чувствительностью. Подраз­умеваются сильные агрессивно-реактивные тенденции (скры­ваемые или нескрываемые). Помещение рисунка в верхней части листа — склонность фик сации на мышлении и фантазиях как на источнике наслаждений (которые таким образом могут быть получены и не получены). Поворачивание листа — агрессивные или негативистические тенденции. Патоформные, если поворачивание повторяется; персеверация, если лист поворачивается все время в одну сто­рону. Перспектива — по тому, как субъект ее строит, можно узнать много ценного об установках, взглядах, чувствах субъекта; о более широких и сложных его отношениях с действительнос­тью, с другими людьми, о его способе оперирования этими от­ношениями. Перспектива, интеллектуальные ее аспекты — умение субъ­екта более тонко оценивать среду и отношения с окружающими. Перспектива, профиль в обратном направлении обычному — указывает на обнаружение у себя субъектов противоречивых импульсов и сознательное стремление подавлять их или субли­мировать. Перспектива, рисунки абсолютно в профиль (это касается дома, повернутого боком к зрителю, дверей, человека, изобра­женного только с одной рукой или ногой) — нежелание прямо, непосредственно принимать окружение (например, смотреть в глаза). Определенное желание отрешиться, скрыть свое «я». Стремление общаться только по собственному стилю. Перспектива, абсолютно беспрофильные рисунки (анфас) — если все рисунки исполнены в анфас, это характеризует субъек­та как прямого, бескомпромиссного, стойкого. Такая установка может оказаться формированием реакций на глубинное чувство незащищенности. Перспектива, рисунок изображен вдали — желание отрешить­ся, уйти от конвенционального общества. Чувство изоляции, отверженности, забытое™. Помещение рисунка над центром листа — чем выше рисунок над центром, тем больше вероятность, что: 1) субъект чувствует тяжесть своей борьбы и относительную недостижимость цели; 2) субъект склонен искать удовлетворение в фантазиях (вну­тренняя напряженность); 3) субъект склонен держаться в стороне. Помещение рисунка точно в центре листа — незащищен­ность и ригидность (прямолинейность). Потребность заботли­вого контроля ради сохранения психического равновесия. Помещение рисунка ниже централиста — чем ниже центр ри­сунка по отношению к листу, тем: 1) субъект чувствует себя небезопасно и неудобно, и это соз­дает у него депрессивное настроение; 2) субъект чувствует себя ограниченным, скованным реаль­ностью. Помещение рисунка полевой стороне листа — акцентирование прошлого; импульсивность; экстратенсивность. Возможен из­лишек женских чувств (или женская идентификация). Помещение рисунка в левом верхнем углу листа — интратенсивность. Субъект явно тревожен и регрессирует (если только нет врожденной умственной отсталости). Склонность избегать новых переживаний, желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии. Помещение рисунка на правой стороне листа — интратен-сивность. Субъект склонен искать наслаждения в интеллек­туальных сферах. Контролируемое поведение. Акцентирова­ние будущего. Возможен излишек мужских черт или мужская идентификация. Пропорция Реалистичность и соотношение пропорции деталей в рисун­ке раскрывает ценности, приписываемые субъектом объектам, ситуациям, людям, которые репрезентируют их изображения актуально или символически. Пропорция, интеллектуальные ее аспекты. Ее решение по­казывает стиль мышления или планирования (в основном в связи с непосредственными конкретными особенностями объ­ектов). Пропорция, использование минимума деталей — возможно, что субъект, ориентирующийся в пространственно-ориентацион-ных отношениях, но использующий только минимум деталей, имеет тенденции: 1) сторониться, отрешаться; 2) не уважать нормальные конвекционные ценности. Субъект, демонстрирующий неполноценное понимание этих отношений и использующий при этом минимум деталей, может оказаться умственно неполноценным или страдать от значи­тельного интеллектуального ослабления (обратимого или не­обратимого). Постоянно пониженная психомоторика — подозрение о на­личии органического фактора, угнетающей тревоги или тяже­лой депрессии. Явно повышенная психомоторика — чрезмерное волнение на­ряду с ослаблением торможения. Перерисовка без предыдущего стирания незавершенного рисун­ка — негативистическая реакция субъекта. Дополнение общего плана — необузданная тревога, страх перед потерей контроля. Дополнение специфичное — фиксация на дополнительном объекте (отображается актуально или символически). Часто сопровождается тревогой. Рисование неуверенное, часть за частью. Неуверенность, воз­никающая из-за неумения представить себе весь рисунок в це­лом, и отсутствие (потеря) чувства равновесия. Свойственно ор­ганикам и людям, находящимся в состоянии сильной тревоги. Солнце — символ авторитарной фигуры. Часто воспринима­ется как источник тепла и силы, уподобляется отцу или матери. Прозрачность — игнорирование реальности. Показывает сте­пень поврежденности общей структуры личности органическим или патоэмоциональным фактором (или обоими вместе) до та­кой степени, когда это уже мешает личности правильно оцени­вать реальность. Эта степень (патологичность) может быть измерена числом прозрачностей и их величиной (например, прозрачность рука­вов одежды в этом случае гораздо менее значима, чем прозрач­ность стены дома). В случае умственной отсталости субъекта прозрачности ме­нее важны, чем при интеллекте среднем или выше среднего. Погода (какая погода изображена) отражает переживания субъекта, связанные со средой в целом. Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода изображена, тем вероятнее, что субъект вос­принимает среду как враждебную, сковывающую. Прежде чем инструктировать, надо выяснить отношение субъекта к изобра­жаемой погоде. Ограничение рисунка в целом — чувство несоответствия или неадекватности. Перспектива, рисунок изображен вдали — желание отойти от конвенциального общества; чувство изоляции, отверженности. Явная тенденция отграничиться от окружения. Желание отвер­гнуть, не признать этот рисунок или то, что он символизирует. Дом Дом. Дома, каковы они сейчас. Какими бы их хотел видеть субъект. Не нравившиеся в прошлом дома. Хорошие дома в про­шлом. Мнение субъекта о семье или его интерпретации семьи по отношению к нему. Автопортрет. Дом, антропоморфное его понимание. Должна подозреваться органика. (Исключение — маленькие дети и случаи врожден­ного слабоумия). Дом грозный, старый, развалившийся. Иногда субъект может таким образом выразить отношение к самому себе. Дом вдали. Чувство стремления и отвергнутое (отвержен­ности). Субъект не в состоянии уладить ситуацию дома. Недо­ступность. Если «нарисованное» отношение совершенно про­тивоположно, может иметь место серьезный дефект оценки реальности. Дом вблизи. Открытость, доступность или/и чувство тепло­ты и гостеприимности. Ванна. Выполняет санитарную функцию. Если манера изо­бражения ванны значима, возможны нарушения этих функций. Спальня. Это место интимнейших межперсональных отно­шений. Графическое или вербальное изображение собственной спальни может помочь выяснить степень сексуальной приспо­собленности субъекта, а также раскрыть отношение субъекта к отдыху и расслаблению или потребность в них. Столовая (гостиная). Функция этой комнаты — утоление оральных и пищевых потребностей. Если манера рисунка ука­зывает на значимость этого помещения для субъекта, можно подозревать нарушение этих функций. (Другие, более общие соображения — в «Комнате»). Жилая комната (гостиная) — социальное общение. Кухня. Изображение комнаты, в которой готовят еду, при наличии особой манеры рисования у субъекта (указывающей на нарушения) сигнализируют об оральном эротизме. Это мо­жет быть связано с сильной потребностью в привязанности, любви. Разные пристройки. Агрессия, направленная против факти­ческого хозяина дома, или бунт против того, что субъект счита­ет искусственными, культурными, стандартными. Если субъект рисует туалет около дома, можно предполагать наличие уре­трального или/и анального интереса (преокупация). Труба. Фаллический символ, если субъект показывает его ценностную значимость. Эмоциональная зрелость и равнове­сие. Символ (признак) теплоты в интимных отношениях. Отсутствие трубы. Субъект чувствует нехватку психологи­ческой теплоты дома; испытывает трудности при столкновении с символом мужского пола. Труба почти невидима (спрятана) — нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями. Страх перед кастрацией. Труба, ее акцентируемость. Сосредоточение внимания на признаках мужского пола. Чрезмерное беспокойство о тепле. Труба слишком большая. Чрезмерное беспокойство насчет сексуальных дел и потребность демонстрировать мужскую силу Эксгибиционистские тенденции. Видно отверстие трубы. Нарушение сексуальной роли. Сек­суальная импотенция и страх перед кастрацией. Труба нарисована косо по отношению к крыше — норма для ребенка. Слабоумие или значительная регрессия, если обнару­живается у взрослых. Труба прозрачная или без глубины — отрицание фаллоса, что может означать или импотенцию, или страх перед кастрацией. Труба видна через прозрачную крышу — плохо скрываемые экс­гибиционистские тенденции. Субъект чувствует, что его встре-воженность фаллосом и интерес к нему очевидны. Множество труб. Если стиль рисунка показывает, что это для субъекта значимая вещь, можно предполагать его чрезмерный интерес и беспокойство, связанные с фаллосом. Вентиляционная труба над крышей. Фаллическая преокупа-ция. Отмечается значимая корреляция между этим признаком и энурезом и/или уретральным эротизмом. Водопроводные трубы (или водосточные с крыши). Усиленные защитные установки (и обычно повышенная мнительность). Возможен уретральный эротизм или оральная преокупация (интерес к фаллосу). Цвет, т. е. раскрашенные детали. Обычно раскрашиваются крыша и труба. Если раскрашиваются другие объекты, за ис­ключением трубы и крыши, исследователь должен постараться узнать причину этого. Цвет, конвенциональное, обычное его использование. Зеленый для крыши. Коричневый для стен. Желтый цвет, если употре­бляется только для изображения света внутри дома, тем са­мым изображая ночь или ее приближение, выражает чувства субъекта, что: 1) среда к нему враждебна; 2) его действия долж­ны быть скрыты от посторонних глаз. Количество используемых цветов. Хорошо адаптированный, незастенчивый, эмоционально не обделенный субъект исполь­зует не меньше двух и не больше пяти цветов. Субъект, раскрашивающий дом 7—8 цветами, в лучшем слу­чае является очень лабильным. Использующий всего один цвет — боится эмоционального возбуждения. Детали, их искажения. Обычно символизируют агрессивную враждебность, иногда частично интернализированную. Враж­дебность направлена против целого рисунка или искаженных деталей (актуально или символично воспринимаемых). Детали необходимые (существенные). Не меньше одной две­ри (если не изображен только один бок дома), одно окно, одна стена, крыша, груба или другие построения для выхода дыма (если это не постройка в тропиках). Отсутствие трубы может оправдать то, что дом нарисован полуразрушенным. Детали не необходимые (см. также отдельные детали: кусты, дорожка и т. д.). Субъект испытывает потребность как можно полнее и подробнее устроить свое окружение по собственному вкусу, демонстрируя этим чувство неадекватности и незащи­щенности. Чем больше лишних деталей, тем она интенсивнее. Чрезмерная озабоченность средой при недостаточной внима­тельности к самому себе. Впрочем, чем второстепенные детали лучше организованы и теснее, непосредственнее связаны с до­мом, тем больше похоже, что беспокойство субъекта находит нужную направленность и с успехом контролируется. Лишние детали: горизонтальная линия, отделяющая первый этаж от второго, указывает на крайнюю конкретность с возмож­ной органикой или концентрированием внимания над сомати-кой. Могут подозреваться психосоматические заболевания. Двери, их отсутствие. Субъект испытывает патоформные трудности при стремлении раскрыться перед другими (особен­но в домашнем кругу). Двери, одни или несколько, задние или боковые. Отступление, отрешенность, избежание (особенно, если субъект показывает значимость этих дверей для него). Двери, одни или несколько, парадные. Первый признак откро­венности, достижимости. Изображают непосредственные спо­собы входа и выхода. Дверь, нарисованная последней по очереди деталь. Антипатия к межперсональным контактам. Тенденция уединения от ре­альности. Двери открытые. Если дом жилой, это сильная потребность к теплу извне или стремление демонстрировать доступность (откровенность). Двери боковые, одни или несколько. Отчуждение, уединение, избежание реальности. Значительная неприступность. Двери очень большие. Чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью. Двери очень маленькие. Нежелание пускать в свое «Я». Чув­ство несоответствия, неадекватности и нерешительности в со­циальных ситуациях. Двери с огромным замком — враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции. Двери с большими шарнирами — враждебность, мнительная скрытность, защитные тенденции. Дверная ручка, ее акцентирование. Чрезмерная фиксация на функции дверей или/и беспокойный интерес к фаллосу. Камин, непосредственная его акцентировка (камин виден сквозь стены). Фиксация на непосредственной функции ками­на (источник тепла) или на его символике (например, мужские или женские половые органы). Ее интенсивность показывает отрицание действительности (как отрицание непрозрачности стен дома). Конечная интерпретация будет зависеть от поясне­ний субъекта. Камин, косвенная акцептация. Конфликт с постоянным жильцом. Невротическая привязанность к этому лицу или к какой-нибудь эмоциональной, связанной с ним ситуации. Печь, косвенная акцептация. Приятное тепло или открытая враждебность по отношению к ситуации дома. План дома (проекция сверху) вместо самого дома. Серьезный конфликт дома. Если план хорошо изображен, можно подозре­вать наличие паранойяльных идей. Если план неудачный — воз­можна органика. Опора фундамента (например — колонны) необычайно вы­соки. Подозревается органика. Движение. Скорее всего, патологический, по меньшей мере, патоморфный. Этим субъект символизирует травмирующее чув­ство потери Это. В «доме» встречается гораздо реже, чем в «де­ревне» или «человеке». Помещение рисунка внизу листа. Генерализованное чувство неуверенности, не безопасности. Часто сопряжено с опреде­ленным временным значением: а) правая сторона — будущее, левая — прошлое; б) связанным с предназначением так помещенной комнаты или с постоянным ее жильцом; в) указывающим на специфику переживаний: левая сторо- на — эмоциональные, правая — интеллектуальные. Помещение рисунка в верхней части листа. Редко встречает­ся в рисунке «дом». Указывает на какое-то хаотическое бегство от реальности. Крыша. Сфера фантазии. Крыша и труба, сорванные ветром. Символически выражают чувство субъекта, что им повелевают независимые от собствен­ной воли силы. Крыша, жирный контур, не свойственный всему рисунку. Фик­сация на фантазиях как источнике удовольствия, обычно сопро­вождаемая тревогой. Вместо дома — только крыша и забор. Патологически скудный контакт с реальностью. Указание на возможную деструкцию Эго. Крыша, тонкий контур края. Переживание ослабления кон­троля фантазии. Крыша, толстый контур края. Чрезмерная озабоченность контролем над фантазией (ее обузданием). Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом. Плохая лич­ностная ориентация. Крыша ашшком большая. Поиск наслаждения в фантазиях. Крыша, покрывающая подобие стены. Предположение, что субъект живет больше в мире фантазии. Карниз крыши, его акцентирование ярким контуром или прод­лением за стены. Усиленно защитная (обычно с мнительнос­тью) установка. Комната. Ассоциации могут возникать в связи с: а) человеком, проживающим в комнате; б) интерперсональными отношениями в комнате; в) предназначением этой комнаты (реальным или припи- сываемым). Ассоциации могут иметь позитивную или негативную окра­ску (эмоциональную). Значение комнаты для субъекта нужно проверить, исходя из его комментариев, манеры рисунка и РДТ. Комната, не поместившаяся на листе. Нежелание субъекта изображать определенные комнаты из-за неприятных ассоци­аций с ними или с их жильцом. Комната верхняя дальняя. При подобном выборе вероятна не­значительная тенденция к отчуждению. Если есть больше при­знаков отчужденности, тенденция изоляции более значима. Комната ближайшая. Выбор свидетельствует о мнительно­сти. Перспектива «над субъектом» (взгляд снизу вверх). Чувство, что субъект отвергнут, отстранен, не признан дома. Или субъ­ект испытывает потребность в домашнем очаге, который счита­ет недоступным, недостижимым. Склонность к ограниченным контактам с окружающими. Перспектива «под субъектом» (взгляд с птичьего полета). Отрицание (непризнание) нарисованного дома. Непризнание свойственного многим людям поклонения домашнему очагу. Инопокластические установки (мятежная неприязнь к устано­вившимся традициям, взглядам). Субъект чувствует себя под­нявшимся «над» домашними делами, но это часто сопровожда­ется депрессиями. Перспектива (признаки потери перспективы). Субъект пра­вильно изобразил один конец дома, но в другом рисует верти­кальную линию крыши и стены — не умеет изобразить глубину. Этот признак встречается исключительно у лиц мужского пола и свидетельствует о начинающихся сложностях интегри­рования, страхе перед будущим (если вертикальная боковая линия находится справа) или желании забыть прошлое (линии слева). Перспектива тройная (трехмерная). Субъект рисует, по мень­шей мере, четыре отдельные стены, из которых даже двух нет в том же плане. Чрезмерная озабоченность мнением окружающих о себе. Стремление иметь в виду (узнать) все связи, даже незна­чительные, все черты. Профиль абсолютный. Можно предположить наличие острой параноидной реакции по отношению к дому (или интимным интерперсональным отношениям). Дорожка, хорошие пропорции, легко нарисована. Показывает, что индивид в контактах с другими обнаруживает такт и само­контроль. Дорожка очень длинная. Уменьшенная доступность, часто со­провождается потребностью более адекватной социализации. Дорожка очень широкая в начале и сильно сужающаяся у дома. Попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетающе­еся с поверхностным дружелюбием. Прозрачные стены. Компульсивное влечение, потребность влиять на ситуацию (владеть, организовывать), насколько это возможно. Умственно неполноценный субъект, изображающий больше невидимых (внутренних) деталей, чем видимых, де­монстрирует этим чувство неадекватности в опасных для него ситуациях. В случае нормального интеллекта — серьезный де­фект способности к критическим соображениям и оценке ре­альности. Стена, отсутствие ее основы. Слабый контакт с реальностью (если рисунок помещен внизу), чувство ирреальности. Стена с акцентированным контуром основы. Тревога в рамках действительности. Субъект при попытке вытеснить в подсозна­ние оппозиционные тенденции испытывает трудности. Стена: контурные линии слишком акцентированы. Сознатель­ное стремление сохранять контроль. Стены не соединенные. Подозревается органика с вероятной потерей контроля над примитивными инстинктами. Стена: одномерная перспектива — изображена всего одна сте­на. Если это боковая стена — имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции. Если изображена передняя стена, это: 1) нормально для маленьких детей; 2) у взрослых — выражение сильной потребности сохранить приятный «фасад» в межперсональных отношениях. Стены, двухмерная перспектива, слишком широкие дальние стены. Усиленные защитные тенденции. Шизофрения (особен­но, если центральная стена — глухая (без дверей, без окон). Стена с акцентированным вертикальным измерением. Субъ­ект ищет наслаждения прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели же­лательно. Стена с акцентированным горизонтальным измерением. Пло­хая ориентировка во времени (доминирование прошлого или будущего). Возможно, субъект очень чувствителен к давлению среды. Стена и крыша вместе. Границы Эго. Силу Эго показывает стиль изображения. Стены и крыша, их границы. Границы личности, их характер показывает силу и пластичность этих границ. Стена: боковой контур слишком тонок и неадекватен. Предчув­ствие (угроза) катастрофы, чувство ослабленного контроля Эго. Задняя стена, изображенная в другой стороне, чем обычно, вы­являет сознательные попытки самоконтроля, приспособления к конвенциям, но вместе с тем и наличие сильных враждебных тенденций. Контур задней стены значительно толще (ярче) по сравнению с другими деталями. Субъект стремится сохранить (не потерять) контакт с реальностью. Деревья. Часто символизируют различные лица. Если они как будто прячут дом, может иметь место сильная потребность зависимости или/и доминирования родителей. Кусты иногда символизируют людей. Если они тесно окружают дом, может иметь место сильное стремление оградить себя защитными барьерами. Кусты хаотично разбросаны по обе стороны дорожки. Указы­вает на незначительную тревогу в рамках реальности и созна­тельное стремление контролировать ее. Дым валит то вправо, то влево. Патологический дефект в оценке окружающего. Дым валит влево. Пессимистичный взгляд на будущее. Дым очень густой. Значительное внутреннее напряжение (интенсивность по густоте дыма). Дым тоненькой струйкой. Уретральный эротизм. Чувство не­достатка эмоциональной теплоты дома. Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей). Отражают кон­фликтную ситуацию, вредящую правильной оценке реальности. Неприступность субъекта (хотя он сам может страстно желать свободного сердечного общения). Можно подозревать органику. Прозрачный, «стеклянный» ящик. Символизирует пережи­вание выставления себя всем на обозрение. Его сопровождает желание демонстрировать себя, но ограничиваясь лишь визу­альным контактом. Окно(а). Способы контактирования (менее непосредственны и прямы по сравнению с дверьми). Еще один признак доступ­ности, открытости. Отсутствие окон. Враждебность, отчужденность. Отсутствие окон на первом этаже. Враждебность, отчуж­денность. Окна: нет на нижнем, но имеются на верхнем этаже. Про­пасть между реальной жизнью и жизнью в фантазиях. Окна с занавесками. Отчужденность, «резервная» доступ­ность. Если занавески или ставни не закрыты, Имеет место со­знательно контролируемое взаимодействие, сопровождающе­еся тревогой. Акцентирование окон путем дополнения, без излишней дета­лизации. Озабоченность взаимодействием. Частичная причина озабоченности — фиксация. Окна: первый этаж нарисован в конце. Отвращение к межпер­сональным отношениям. Тенденция отчуждения от действи­тельности. Окна сильно открытые. Субъект ведет себя несколько развяз­но и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок — отсутствие стремления скрывать свои чувства. Окна сильно закрытые (занавешенные). Озабоченность вза­имодействием со средой (если это значимо для субъекта). Если занавески нарисованы легко, спонтанно, субъект способен к субтильным (рафинированным) контактам в домашнем кругу. Окна с закрытыми ставнями. Субъект в состоянии субтильно приспособиться в интерпервональных отношениях. Окна распахнуты. Если в доме кто-нибудь живет — большая доступность или желание ее. Если в доме никто не живет — сла­бость самозашиты Эго. В некоторых случаях недостаточность контроля может достигнуть патоморфного уровня. Окно(а): стекла символизирует одна разделяющая окно верти­каль. Можно ожидать фиксацию на женских половых органах. Окна без стекол. Враждебность, отчужденность. Оральный или анальный эротизм. Окна, их положение, трудности согласования стен и этажей. Можно подозревать раннюю шизофрению, если подобного рода трудности имеют место при неплохой общей композиции или же если они являются одним из наиболее важных дефектов. Окна, искажение пропорций. Чрезмерная озабоченность отно­шениями с жильцами комнаты с непропорциональными окна­ми (или предназначением этой комнаты (см. предназначение комнат). Окна-треугольники. Излишняя озабоченность женскими по­ловыми органами, если изображение окна значимо. Окна с замкам



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: