Педагогика и школа в эпоху Возрождения




 

В эпоху Возрождения, в противовес религиозным представлениям о земной жизни как о подготовке к загробному миру, провозглашалось право человека на радостную жизнь на земле. Ввиду того, что в культуре XIV—XVI вв. центром внимания был человек, она получила название гуманистической (от латинского слова «humanus» — человеческий). Гуманизм эпохи Возрождения, представляя собой прогрессивное явление, был идеологией сравнительно узкого образованного круга лиц и имел социально ограниченный характер. Провозглашенный гуманистами «культ человека» распространялся только на представителей социальной верхушки общества

Педагоги-гуманисты ставили задачей воспитать здоровых, жизнедеятельных людей, обладающих многосторонними интересами. Они уделяли большое внимание физическому и умственному воспитанию детей, которое содействовало бы развитию в них творческой активности, самодеятельности, вооружало их реальными светскими знаниями. Гуманисты считали, что обучение должно быть основано на наглядности и обеспечивать сознательное усвоение знаний учащимися. Они осуждали характерную для средневековья палочную дисциплину, призывали бережно и внимательно подходить к ребенку, уважать его как личность. Протестуя против феодальной системы воспитания, против догматизма и подавления умственных сил ребенка, педагоги-гуманисты выдвигали, безусловно, передовые для своего времени педагогические требования. Влияние идей гуманистов распространялось только в школах, где учились дети знатных и состоятельных родителей.

Педагогика эпохи Возрождения большое значение придавала стимулированию живого интереса учащихся к знаниям, развитию их практических умений и навыков. Появлялись школы, где создавалась такая атмосфера учения, которая превращала процесс познания в радостную и интересную деятельность самого ребенка. В этот период широко использовались экскурсии, наглядность всех видов, игры, уроки среди живой природы.

Значительным вкладом в педагогику эпохи Возрождения явились труды ранних социалистов-утопистов Т. Мора (1478-1535) и Т. Кампанеллы (1568-1639).

Томас Мор в своей знаменитой книге «Утопия» (1516) выдвинул идею соединения теоретического обучения с трудом. В государстве Утопия, созданном фантазией автора, все граждане обязаны трудиться по 6 часов в день. Продукты общественного труда распределяются между всеми поровну. В этом государстве всеобщим и обязательным является также и обучение будущих граждан, причем и здесь сохраняется полное равенство независимо от пола ребенка. Очень важной для современников Мора была идея об обучении детей исключительно на родном языке, о преимущественно естественнонаучном содержании получаемого ими образования.

Томас Мор придавал большое значение воспитанию. Он указывал, что на острове «Утопия» всем детям, как мальчикам, так и девочкам, дается равное общественное воспитание и первоначальное обучение; все люди получают широкое образование. Преподавание ведется на родном языке. Кроме чтения и письма, в школах изучаются арифметика, геометрия, астрономия, музыка, диалектика, естествознание. Утопийцы широко пользуются наглядными пособиями.

Большое значение Мор придавал физическому воспитанию, он придерживался афинской системы физического воспитания; развития путем гимнастики и военных упражнений здорового, сильного и красивого тела.

Интересными и прогрессивными, намного опередившими свое время, были идеи Мора об использовании наглядности при обучении и постоянном самообразовании всех взрослых граждан, независимо от рода их основных занятий. Для этого, считал Мор, необходимо устраивать публичные чтения, лекции и т. д.

Педагогические идеи Томаса Мора имели большое значение в развитии педагогической мысли. Он провозгласил принцип всеобщего обучения, требовал одинакового образования для мужчин и женщин, выдвинул мысль о широкой организации самообразования, просвещения взрослых, подчеркнул огромную роль трудового воспитания, впервые высказал идею о возможности уничтожения противоположности между физическим и умственным трудом. Он требовал обучения на родном языке учащихся, наметил широкий круг учебных предметов, в центре которого стоит естествознание.

Педагогические идеи Томазо Кампанеллы, выраженные им в книге «Город Солнца», в определенной мере явились развитием идей, предшествовавших ему мыслителей, в том числе и Т. Мора.

«Город Солнца» — это государство, которое, подобно Утопии, построено на принципах общественной собственности, обязательного и всеобщего труда и предоставления возможности всем гражданам заниматься науками и искусствами. Кампанелла более полно, чем Мор, излагал систему воспитания детей в совершенном обществе. Он считал, что государство должно контролировать даже подбор супругов с тем, чтобы «сочетание мужчин и женщин давало наилучшее потомство. И они смеются над тем, что мы, заботясь усердно об улучшении пород собак и лошадей, пренебрегаем в то же время породой человеческой».

С двух лет, считал Кампанелла, следует начинать общественное воспитание детей, а с трехлетнего возраста учить их правильной речи и азбуке, широко используя наглядные изображения, которыми покрыты буквально все стены домов и городских стен. С этого же возраста должно вестись усиленное физическое воспитание детей, а с восьми лет нужно уже начинать систематическое обучение различным наукам. Изучение наук следует сочетать с регулярным посещением различных мастерских, чтобы дать воспитанникам технические знания и возможность сознательного выбора будущей профессии. С двенадцати лет нужно начинать военную подготовку граждан, независимо от пола, чтобы в случае войны женщины могли участвовать в ней вместе со своими детьми-подростками.

В различных странах педагогическая теория и практика в эпоху Возрождения развивалась по-разному, отражая специфические особенности развития данной страны. Так, в Италии известный знаток античной философии гуманист Витторино да Фельтре (1378-1446) организовал школу, названную им «Дом радости». В основу организации этой школы были положены принципы гуманистической педагогики.

Школа располагалась на лоне природы. В отличие от средневековых школ в новой школе было много света и воздуха. Особенно большое внимание уделялось физическому воспитанию учащихся. Основными предметами обучения были классические языки и классическая литература, воспитанники занимались математикой, астрономией, совершали экскурсии на природу. Большое значение придавалось играм, развитию физических и духовных сил человека.

Значительной личностью среди гуманистов эпохи Возрождения был Эразм Роттердамский (1466—1536). В своем главном труде — «О первоначальном воспитании детей» — Э. Роттердамский заявил о необходимости сочетания античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов, выдвинул принцип активности воспитанника (врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд). Определенным шагом вперед были его взгляды на женское образование. Эразм отстаивал широкое светское образование — не только для мужчин, но и для женщин, он требовал реформы школьного обучения. Сущность учения Эразма - свобода и ясность духа, миролюбие, воздержанность, здравый смысл, образованность, простота. Преобразование мира, изменение государственного и церковного уклада, достижение счастья он связывал с воспитанием. Одним из первых заговорил о народном образовании, провозгласил отношение к труду критерием нравственности.

С1495 года Эразм преподавал латынь и риторику. Многие годы он был профессором Кембриджского университета. Он создал ряд произведений педагогической направленности: «План учения» (1512), «Воспитание христианина» (1514) и другие. Трактат «О приличии детских нравов» (1530) — первое западноевропейское сочинение о физическом и нраве- твенном воспитании детей раннего возраста. В России это произведение было опубликовано в XVIII веке под названием «Гражданство обычаев детских».

Эразм отвергал методы обучения, основанные на зубрежке и подражании непререкаемым образцам. Судьбы людей, считал Эразм Роттердамский, в решающей степени определяются полученными в молодости образованием и воспитанием. «Людьми не рождаются, а воспитываются» — таково отличие человека от других живых существ. Его гуманистические идеи оказали большое влияние на теорию и практику педагогики.

Идеи гуманизма проникли из Италии во Францию. Одним из виднейших представителей педагогической мысли эпохи Возрождения был французский писатель-гуманист Франсуа Рабле (1494-1553). В знаменитом романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» он дал блестящую сатиру на схоластическое средневековое воспитание и противопоставил ему гуманистическое воспитание с продуманным режимом для ребенка, многосторонним образованием, развитием самостоятельного мышления, творчества и активности.

Рабле был сторонником идеи наглядности, жизненности обучения. Он советовал связать обучение с окружающей действительностью. Подверг уничтожающей критике цель и методы феодального школьного образования. Пропагандировал активные методы обучения: экскурсии в природу, мастерские, наблюдение за звездами, сбор растений, эвристические беседы, развивающие игры, свободное обсуждение прочитанного, применение полученных знаний на практике (например, обсуждение за обедом «полезности и происхождения того, что подавалось на стол»), ежевечерние отчеты об изученном. Обосновал необходимость «столь же искусно развивать телесные силы, как и силы духовные». Пропагандировал такие методы физического воспитания, как гимнастические упражнения, игра в мяч, лапту, плавание, фехтование. Показал, что хорошее физическое и эстетическое развитие, интересный досуг в сочетании с сильным умственным напряжением — необходимые условия гармоничного развития детей.

Основной труд выдающегося французского гуманиста Мишеля Монтеня (1533—1592) «Опыты» рассматривает человека как высшую ценность. Ребенок от рождения обладает первозданной чистотой, которую потом «разъедает» общество. Ребенок превращается в личность не столько благодаря полученным знаниям, сколько развив способность к критическим суждениям. Монтень осуждал гипертрофированное словесное обучение. В своем главном труде М.Монтень обосновал методы обучения и воспитания, направленные на активизацию и развитие самодеятельности, творческого мышления, инициативы ребенка.

 

 

 

Эпохи Просвещения

План изучения темы:

1. Общая характеристика Нового Времени и качественные изменения в

организации образования в XVII - XVIII веках.

2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского.

3. Философия сенсуализма и педагогические идеи Джона Локка.

4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо.

5. Педагогические взгляды просветителей-материалистов XVIII века.

1. XVII - XVIII вв. - эпоха активного становления буржуазных отношений, абсолютистских государств и утверждения рационализма на Западе. Распространение мануфактур и вовлечение ремесленников и сельскохозяйственных производителей в интенсивный товарообмен свидетельствовало о прочности буржуазных элементов в экономике. Государства континентальной Европы обрели формы абсолютной монархии. Буржуазная революция 1640 - 1649 гг. в Англии стала ярчайшим примером непримиримых социальных антагонизмов.

Начало Нового Времени (XVII в.) ознаменовалось распространением в теоретическом разуме представлений об активном субъекте, вырвавшемся из средневековых пут и способном, развив себя, прожить ему одному свойственную жизнь. Интеллектуальная жизнь Запада стала определяться выдвинутым Ф. Бэконом (1561 - 1626) лозунгом «Знание - сила». Понимание мудрости окончательно слилось со знанием. «Мудрость - это совершенное знание принципов всех наук и искусств», - утверждал Г. Лейбниц (1646 - 1716).

Ф. Бэкон, живший на рубеже Возрождения и Нового Времени, способствовал дальнейшему утверждению в общественном сознании представления о праве человека на индивидуальность, свободный выбор своих занятий. «Счастливы те, - писал он, - чья природа находиться в согласии с их знаниями».

Порядок мироздания и особенности устройства человеческого общежития в XVII в. все чаще аргументируются не ссылками на волю Творца, а рационально постигаемыми законами природы, естественным правом. В духовной жизни усиливается влияние деизма (философско-религиозного учения о Боге как о безличной первопричине мира, находящейся вне его и не вмешивающейся в развитие природы и общества.), растут атеистические настроения. Происходят изменения в отношении к личности и субъекту. Просвещенный образованный человек все больше начинает осознавать свою собственную автономию.

 

 

Таким образом, несмотря на утверждавшийся веками взгляд на мир как нечто непознаваемое и не поддающееся научному объяснению и человека как на законченное и неизменяемое существо, наделенное пороками от рождения, в обществе начинают высказываться сомнения относительно этих постулатов.

Постепенно пробиваются ростки научного знания, а в педагогике развиваются новые идеи о сущности, назначении человека, о воздействии на него путем воспитания. В этот период новая педагогическая мысль стремилась базировать свои выводы на данных экспериментальных исследований. Все более очевидной становилась роль естественнонаучного, светского образования.

XVII столетие, подготовленное всем предшествующим развитием Европы, стало поворотным в истории Западной цивилизации и эволюции присущих ей, педагогических традиций. Особенность динамики развития и характер их содержания, отражали коренные сдвиги в материальной и духовной жизни всего западноевропейского общества.

Новое время в историко-педагогическом развитии открывается удивительным феноменом: рождением педагогической системы, необычайно смелой по замыслу, постановке педагогических вопросов и предложенным решениям, отличающейся сложной архитектоникой. Этой системой педагогика «отпочковалась» от философии как новая отрасль научного знания с собственным предметом исследования, научной аргументацией, исследовательской проблематикой, собственным «языком» - понятийно­терминологическим аппаратом. Эта система - плод титанического труда гениального чешского педагога, мудрого философа-гуманиста Я.А. Коменского.

2. Среди педагогов начала Нового времени особое место принадлежит Яну Амосу Коменскому (1592 - 1670), чеху по национальности, философу и гуманисту, создателю научной педагогики. Именно в его творчестве педагогика обрела свой предмет и предстала в качестве особой отрасли знания. Целостную теорию образования он представил в единстве всех важнейших проблем: целей, задач, содержания, психологических предпосылок и факторов, методов и организационных форм воспитания и обучения человека.

Великий чешский педагог родился 28 марта 1592 г. в городке Нивница (Чехия). Его отец был членом общины «чешских (богемских) братьев». Чешские братья отрицали сословное и имущественное неравенство, проповедовали отказ от насильственной борьбы, поддерживали протестантство, отстаивали право на национальную независимость.

В 1604 г. эпидемия унесла жизни всей семьи Коменского. Осиротевшего подростка приютили родственники и отдали в школу общины «чешских братьев» в Стражнице, где вскоре он стал одним из лучших учеников. Братские школы того времени, как и другие типы учебных заведений, были проникнуты схоластически-догматическим духом, но в отличие от прочих, давали знания необходимые для практической жизни и трудовой деятельности.

В возрасте 16 лет Коменский поступает в латинскую школу в городе Пршерове, где обнаруживаются его обширные дарования и исключительная работоспособность. Благодаря своим блестящим способностям юноша продолжает свое образование в Герборнском университете. Здесь обучались многие чехи, прошедшие через братские школы и проникнутые духом протестантизма. После окончания занятий на богословском факультете Гербона

Коменский совершил путешествие в Голландию. Свое образование он завершил в знаменитом Г ейдельбергском университете. После возвращения на родину Коменский принял на себя руководство школой в Пршерове, несколько позднее он был назначен общиной протестантским проповедником в г. Фульнек, где руководил и братской школой.

С этого времени он с большим увлечением работает в школе, улучшает ее, изучает педагогические труды, становится помощником епископа, женится.

Но с 1612 г. для Коменского начинается полный трагизма период скитаний, потерь и страданий. В этот год протестанты, стоявшие во главе освободительной борьбы Чехии с австро-венгерской империей, были разгромлены и вынуждены скрываться в горах и лесах. В огне войны сгорел дом Коменского, чума унесла жизни его жены и детей.

Вскоре было объявлено о том, что официальной религией Чехии становится католичество, а «чешские братья» становились беженцами.

С 1628 по 1656 г. Коменский и его община «Чешские братья» находят приют в г. Лешно (Польша). В эти годы Коменский становиться одним из руководителей общины, его также избирают ректором гимназии.

Здесь в 1628 г. он написал на чешском языке известную книгу «Материнская школа», которая получила в XIX в. огромную популярность и много раз переиздавалась. В 1631 г. году великий педагог создает свой знаменитый учебник «Открытая дверь к языкам», который произвел настоящий переворот в преподавании языков и явился своеобразной детской энциклопедией. В этой книге, вместо сухих и непонятных правил Коменский представил 100 небольших рассказов из различных областей знаний на родном и латинском языках. В XVII - XVIII вв. эта книга служила основным учебником латинского языка почти во всех странах Европы.

В 1632 г. в Лешно Коменский заканчивает свой главный педагогический труд, который назвал «Великая дидактика», содержавший универсальную теорию учить всех всему, написанный первоначально на чешском языке и только позднее опубликованный в переводе на латинский язык.

Коменского приглашают в разные страны, его идеи привлекли внимание всех видных людей европейских стран. В разные годы он посещает Англию, работает во Франции. В 1642 г. он получил предложение переехать в Швецию и заняться вопросами преподпвания латинского языка. Материальную поддержку педагогу и его друзьям оказывал богатый голландский коммерсант, и Коменский вместе со своей новой семьей поселяется в Эльбинге, на побережье Балтийского моря. За период с 1642 по 1648 г. им был подготовлен ряд работ, предназначенных для практического употребления в школах, в их числе «Новейший метод изучения языков».

В 1648 г. Коменский возвращается в Лешно, где был избран епископом общины «чешских братьев». Но вскоре его приглашают в Венгрию, где с согласия своей общины он поселяется с семьей и принимается реорганизовывать в соответствии со своими идеями школьное дело в Шарош- Патаке.

В ходе реорганизации школьного образования наряду с другими многочисленными трудами были написаны «Пансофическая школа» и «Мир чувственных вещей в картинках». В 1658 г. «Мир в картинках» был напечатан и быстро распространился во многих странах Европы. Это был первый учебник, в котором реализован принцип наглядности, а обучение словом связано с предметами.

Тем временем положение общины в Лешно значительно ухудшилось, и для предотвращения ее распада Коменского вызвали из Венгрии. Однако Лешно в 1656 г. оказался в центре военных действий, община распалась, а Коменский, подобно другим, должен был спасаться бегством. Его дом сгорел, а вместе с ним погибла большая часть книг и рукописей. Коменский нашел убежище в Амстердаме у сына своего прежнего богатого покровителя.

С начала 60-ых гг. XVII в. Коменский основное время и силы посвятил разработке проблем мира и сотрудничества между народами, деятельности по освобождению Чехии. В Амстердаме ему была предоставлена возможность, осуществить некоторые из своих творческих замыслов. При поддержке одного из покровителей и сената в 1657 г. было издано Полное собрание его работ по вопросам обучения, в том числе «Великая дидактика». За четыре года до смерти Я.А. Коменский публикует часть «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих». В этом своеобразном завещании потомкам выдающийся деятель позднего Возрождения призывал человечество к миру и сотрудничеству.

В конце жизни Коменский напишет: «Вся моя жизнь проходила в скитаниях и не было у меня родины, никогда и нигде не находил я себе прочного приюта». В Амстердаме с ним были его сын и дочь. Коменский скончался 15 ноября 1670 г. и похоронен близ Амстердама.

Педагогика Я.А. Коменского выражает общее философское видение мира. Его мировоззрение складывалось под влиянием идейных потоков, которые в значительной степени исключали друг друга: античной философии,

протестантизма, идей Возрождения. В мировоззрении Коменского переплетаются элементы стихийного материализма, реализма, стремление опереться на опыт, с одной стороны, и религиозность - с другой. По его мнению, мир - это «создание Божье», познание - «богоискание повсюду». Земную жизнь Коменский считал лишь подготовкой к вечной, загробной жизни, а цель воспитания в подготовке человека к потусторонней жизни. Эта двойственность мировоззрения отразилась на его и педагогических положениях.

По мнению Коменского, существуют три основные ступени (задачи) воспитания: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание) и стремление к соединению с Богом (религиозное воспитание).

Сын своего времени, глубоко религиозный человек, Я.А. Коменский глубоко осознал и высоко оценил роль воспитания. Его взгляд на человека и его воспитание противостоял догматам средневековья, несмотря на то, что происхождение природы и человека он приписывает божественному творению.

Но Бог у Коменского не стоит над природой, а воплощен в ней, познание природы и есть нахождение повсюду искомого Бога и почитание его.

Человек, считал Коменский, есть «чистейший образец своего создателя», он «самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение» (Великая дидактика), это «микрокосм в макрокосме». Великий гуманист видел в каждой личности совершенное творение природы, отстаивал право человека на развитие всех его возможностей и задатков. В этом утверждении содержится новый, передовой взгляд по сравнению со средневековьем, когда человек объявлялся порочным и греховным от рождения.

От рождения человека не имеет никаких знаний и идей, разум его чист. Врожденным является у человека, считал философ и педагог, лишь стремление человека к знанию, а душа, как часть божественного духа, способна к познанию. «Ум человека отличается такой ненасытной восприимчивостью к познанию, - писал Коменский в «Великой дидактике», что представляет собой как бы бездну, уму нет предела».

Человек делается человеком, говорил он, только благодаря воспитанию, которое должно даваться в наиболее подходящем возрасте - в детстве. Он утверждал, что «из каждого ребенка можно сделать человека». Взгляд Коменского на ребенка был исполнен надежды, сто при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса он сможет взойти на «самую высокую» ступень «лестницы образования».

Принцип природосообразности воспитания - положен Коменским в основу педагогики. Через все его педагогические сочинения красной нитью проходит мысль, что правильное воспитание во всем должно сообразовываться с природой.

Начиная с Коменского, этот принцип будет неоднократно встречаться в педагогических системах XVIII - XIX вв., причем каждый из крупных теоретиков педагогики будет понимать его по-своему.

Коменский считал, что человек есть часть природы и подчиняется ее общим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека. Природа едина, в ней все происходит целесообразно, царят гармония и порядок, все протекает постепенно, природа не терпит ничего бесполезного. Он указывает, что «точный порядок школы надо заимствовать от природы», что необходимо исходить из наблюдений «над теми процессами, какие повсюду проявляет природа в своих действиях», и пытается установить общие ее закономерности. Воспитание ребенка должно идти сообразно с его, ребенка, природой. «Нет необходимости что-либо привносить человеку извне, - считал Коменский, но необходимо развивать и выяснять то, что имеет человек заложенным в себе самом».

Природосообразность в воспитании означала для чешского ученого и признание природного равенства людей. Люди наделены природой одинаково, они в равной степени нуждаются в возможно более полном умственном и нравственном развитии, которое, несомненно, принесет пользу человечеству. Таким образом, их права на образование равны. Но, провозглашая равенство людей от природы, Коменский не отрицал наличие у каждого индивидуальных задатков.

Исходя из идеи равенства всех людей и наличия у них природных дарований, понимаемых как врожденные силы души, делающие людей людьми, Коменский утверждал, что «необходимо все дарования развивать в совершенстве, чтобы родившийся человек учился и действовал по-человечески». В своих он настаивал, что «нужно такое образование, которое делало бы нас способными всегда все правильно разуметь, желать, делать, высказывать; только тогда, достигнув умом, душой, рукой и языком должного совершенства, мы будем справедливо называться людьми». Образованные люди, по мнению Коменского, живут между собою мирно, исполненные света, разума, благой воли и чистой совести, довольные Богом и собой» («О развитии природных дарований»).

Именно эти идеи и составляют стержень педагогики Коменского. В них прослеживается стремление рассматривать образование, с одной стороны как способ развития думающего, чувствующего и действующего человека, культивирования в нем потенций, заложенных в нем от природы, а с другой - как средство формирования в нем человеческой гуманности, которая определяет стиль его отношений с другими людьми, его социальное поведение.

Коменский стремился найти путь сделать человека счастливым и с точки зрения его индивидуального, и с точки зрения его социального бытия. При этом он исходил из того, что общей предпосылкой человеческого счастья является цельность и гармоничность личности, не противоречащая цельности и гармоничности общества.

Фундаментальной идеей педагогики Я.А. Коменского является пансофизм, то есть обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке для всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности. Великий мыслитель видел корень зла в невежестве или искажении знаний и мечтал о приобщении человечества к всеобщей мудрости, подлинному знанию - пансофии.

Суть педагогической организации развития человека, обладающего врожденным стремлением к деятельности и знанию, Коменский видел в поиске методов, форм и средств, стимулирующих познавательную активность ученика и обеспечивающих саморазвитие его личности.

Утверждая, что весь мир есть школа, Коменский стремился создать теорию обучения всех всему на протяжении всей жизни - теорию непрерывного образования целостной личности. Свою «Великую дидактику» ученый-педагог определяет, как универсальное искусство всех учить всему, учить с верным успехом, быстро, основательно, приводя учащихся к добрым нравам и глубокому благочестию.

В «Великой дидактике» Я.А. Коменского определены четыре основных общих требования к обучению:

1. Успешность обучения достигается при условии, если учить вещам раньше слов; начинать с простейших начал, доходя до сложных; учить по книгам, предназначенным для данного возраста.

2. Легкость обучения достигается тогда, когда обучение начинается в раннем возрасте; учитель в преподавании следует от более легкого к более сложному, от более общего к более частному; ученики не перегружаются знаниями, продвигаются вперед не спеша, а изучаемое в школе увязывается с жизнью.

3. Основательность обучения предполагает, что ученики станут заниматься полезными вещами; последующее будет основываться на предыдущем; все материалы изучения должны быть взаимосвязаны, и все изученное будет закрепляться постепенными упражнениями.

4. Быстрота обучения возможна тогда, когда все преподается основательно, кратко и ясно; все происходит в неразрывной последовательности, когда сегодняшнее закркпляет вчерашнее, а занятия в классе ведет со всеми один учитель.

Исходя из природы человека, Коменский делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый:

- детство - от рождения до 6 лет включительно (характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств);

- отрочество - от 6 до 12 лет (период активного развития памяти и воображения с их исполнительными органами - языком и рукой);

- юность - от 12 до 18 лет (помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления);

- возмужалость - от 18 до 24 лет (период развития воли и гармоничного существования).

Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям, Коменский выделяет определенные ступени образования.

Для детей до 6 лет он предлагает материнскую школу, которая была первой ступенью обучения и подразумевала дошкольное воспитание под руководством матери. Материнская школа должна быть в каждом доме. Для нее он составил первое в мире методическое руководство по дошкольному воспитанию «Материнская школа» - наглядное наставление о том, как благочестивые родители частично сами, частично с помощью нянек должны заботиться о детях.

Материнская школа, учитывая природные особенности детей до шестилетнего возраста, должна дать детям первоначальные представления и живые впечатления об окружающей природе и общественной жизни. Дети узнают элементарные понятия из области естествознания, астрономии, географии.

Коменский в этом возрасте рекомендует приучать детей к труду, знакомить детей с предметами домашнего обихода и их употреблением. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста заключается в воспитании у них умеренности, трудолюбия, почтительности к старшим, послушания, правдивости, справедливости и любви к людям.

Второй ступенью системы школ, предложенной Коменским, является школа родного языка, которая, по его мнению, должна быть в каждой общине. Школа родного языка, по Коменскому, имеет шестилетний курс обучения. Она предназначена для всех детей обоего пола без различия сословия, расы и нации.

В школе родного языка, считал Коменский, детей нужно учить тому, без чего им нельзя обойтись в жизни: уметь бегло читать на родном языке печатный или рукописный текст, уметь писать, считать и производить простейшие измерения, уметь петь. Ребенок в школе родного языка должен усвоить этику, изложенную в виде подкрепленных примерами правил и научиться их применять, узнать важнейшие исторические факты и элементарные сведения о государственной и экономической жизни, познакомиться с различными видами ремесел.

Историческая заслуга Коменского заключается в том, что он был одним из первых, кто осознал огромное значение начальной школы и наметил продолжительный курс обучения в ней. Коменский подчеркивал, что это должна быть непременно школа родного языка (тогда как церковные школы обучали детей на непонятном латинском языке), расширил содержание преподавания в начальной школе сведениями из геометрии, элементарными знаниями по географии, естествознанию, преподаванием пения и ручного труда.

После школы родного языка, обязательной для всех детей, Коменский определил латинскую школу (гимназию), которая должна быть в каждом городе. Здесь обучение следует начать, считал Коменский, с изучения родного языка, латинского или греческого, а затем еще какого-либо иностранного языка, физики, истории, географии, естествознания, математики. По мнению великого педагога, преподаваться дисциплины должны в строгой последовательности, начиная с изучения языков, затем переходя к изучению реальных наук и философии, завершая курс гимназии изучением риторикой.

Таким образом, традиционные «семь свободных искусств» и мораль составляли программу латинской школы. Каждый из шести классов имел свое название: грамматический, физический, математический, этический,

диалектический и риторический. Устанавливая эту необычную для того времени последовательность изучения наук, Коменский исходил из своих философских воззрений и был новатором для своего времени.

Самые одаренные из выпускников латинской школы, считал Коменский, должны продолжать свое образование в академии, которая имела обычные для того времени три факультета: богословский, юридический и медицинский.

Я.А. Коменский называет школу мастерской человечности, мастерской гуманизма и мастерской трудолюбия. Основное назначение школы, по Коменскому, состоит в том, чтобы распространять всеобщую мудрость, совершенствовать молодежь нравственно и обучать всему, что нужно в настоящей и будущей жизни. «Как для рыб должны быть предназначены садки, для деревьев - сады, так для юношества - школы», - писал великий чешский педагог.

Новое решение предложил Коменский и в плане организации обучения. На протяжении многих веков, в школах было распространено индивидуальное обучение, учащиеся приходили учиться в разное время года, и оставались в школе столько времени, сколько хотели. Чешский педагог внедрил иную форму организации всеобщего обучения - классно-урочную систему, которая практически не претерпела никаких изменений на протяжении последних столетий и успешно функционирует в современных условиях.

Великий педагог своего времени, он установил понятие школьного года, с его делением на учебные четверти, проведение занятий в точно определенное время по расписанию, ввел каникулы, определил организацию учебного дня ученика (предложил проводить занятия ежедневно по 4-6 часов, с перерывами для отдыха), настаивал на неизменном составе учащихся в классе одного возраста, дал конкретные методические указания по планированию и проведению урока, уделяя часть времени учету знаний учащихся путем опроса, часть - объяснению нового материала и упражнениям. Он указывал, что каждый урок должен иметь свою тему и задачу, а учителю необходимо внимательно следить за дисциплиной и тем, чтобы все учащиеся в классе активно принимали участие в занятиях.

Коменский рекомендовал заниматься только в школе, так как считал, что именно здесь следует добиваться успехов в науке. «На дом ничего не следует задавать, кроме того, что имеет отношение к развлечениям» - писал великий педагог.

Одним из важнейших звеньев дидактики Я.А. Коменского являются разработанные им дидактические принципы, то есть те положения общего характера, на которые опираются преподавание и учение и которые диктуют применение в обучении конкретных приемов и методов.

Следуя сенсуалистической философии, Коменский в основу познания и обучения положил чувственный опыт и теоретически обосновал принцип наглядности. Наглядность применялась и до Коменского, но научное ее теоретическое обоснование впервые дал Коменский. Наглядность предполагала, по Коменскому, усвоение учащимися знаний путем наблюдений за предметами и явлениями, благодаря чувственному восприятию. Это принцип вытекает из понимания Коменским процесса познания вообще: начало познания в ощущениях, в уме нет ничего, чего ранее не было в ощущениях. Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Им было провозглашено «золотое правило» дидактики: «Все, что только возможно представлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия - зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязани



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: