Соборная мечеть г. Елабуга




Совершение сажда (земной поклон) в соответствии с Сунной

Посланника Аллаха

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Ваиль ибн Худжр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я видел Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): когда он совершал сажда, то прежде, чем ставить (на землю) руки, опускал сначало колени, а когда поднимался из сажда, то руки отрывал (от земли)раньше, чем колени» (Тирмизий сказал: «Хадис хасан (хороший)» т.1,стр.36, 268, Абу Дауд 838, Насаий 1089).

 

Однако, существует и другой хадис: передается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда кто-либо из вас будет совершать земной поклон, то пусть он не опускается на землю подобно верблюду: пусть сначала поставит свои руки, а затем колени» (Абу Дауд 840). Так же этот хадис передается Бухарий в книге “Ат-тарихуль-кабир” 1/139, Насаий в «Ат-татбикъ» 1090, Ахмадом 2/381, Даримий 1321.

 

Ниже мы рассмотрим, какой хадис мы можем использовать в практике намаза! И чтобы не быть предвзятым в этом вопросе для начала мы приведем версии второго хадиса у Бухарий и Абу Дауда:

 

- версия Бухарий:

«Мухаммад ибн Абдуллах (так же его называют Ибн Хасан) сказал: «Мне рассказал Мухуммад ибн Убайдуллах: «Нам рассказал Абдульазиз от Мухаммада ибн Абдуллы, он - от Абу Зинада, он - от Аграджа, он - от Абу Хурайрыкоторый сказал: «Когда кто-либо будет совершать земной поклон, то пусть он поставит (на землю) сначала руки, до того как опустит (свои) колени »». Там же имам Бухарий говорит, что данный хадис имеет недостатки (илля): «Мне не известно, слышал ли Мухаммад ибн Абдуллах ибн Хасан этот хадис от Абу Зинада или нет!». О том, что этот хадис имеет недостатки так же придерживались Тирмизий, Дарукутний. Об этом упоминает Хафиз ибн Каййим Джаузиййя (ученик имама Ибн Таймии) (См. «Иглаус-сунан» т.2, стр.797).

 

- версия Абу Дауда:

«Нам рассказал Саид ибн Мансур, ему в свою очередь рассказал Абдульазиз ибн Мухаммад, а ему рассказал Мухаммад ибн Абдулла ибн Хасан от Абу Зинады от Аграджа от Абу Хурайры, который сказал: «Посланник Аллаха сказал: «Когда кто-либо из вас будет совершать земной поклон, то пусть он не опускается на землю подобно верблюду: пусть сначала поставит свои руки, а затем колени»».

В этих двух версиях имеются те же передатчики: Мухаммад ибн Абдулла ибн Хасан и Абу Зинад. О них то и упомянул Бухарий.

 

Если мы заглянем в книги по терминологии хадисов, то найдем там следующее:

«… Для того, чтобы хадис считался сахихом (достоверным) есть пять условий:

1. Непрерывность иснада

2. Добросовестность передатчиков

3. Точность передатчиков

4. Отсутствие отклонений

5. Отсутствие недостатков ('илля): это значит, что хадис не яв­ляется дефективным. Недостатком ('илля) является такая скры­тая и неясная причина, в силу которой появляются основания сомневаться в достоверности хадиса, тогда как внешне он представляется безупречным» (См. «Тайсиру мусталахиль-хадис» Махмуд Таххан).

В результате получается, что второй хадис, говорящий об уподоблении верблюду невозможно отнести к сахих хадисам, т.к. он имеет недостаток. Так же для того, чтобы его можно было отнести к хасан (хорошим) хадисам нужно наличие этих же пяти условий. Но и здесь эти условия не соблюдаются, потому что разница между сахих и хасан хадисами заключается только в том, что у передатчика хасан хадиса память чуть слабее, чем у того кто передает сахих хадис.

В книге Махмуд Таххана «Тайсиру мусталахиль-хадис» об этом говорится так: «Ниже я привожу определение Ибн Хаджара Аскаланий, которое представляется мне наиболее подходящим из всех: «Хорошим является хадис с непрерывным иснадом, все пе­редатчики которого от первого до последнего отличались доб­росовестностью. Такой хадис является лишь немногим менее точным, чем подобные ему, а передатчики передали его безо всяких отклонений (шазз) или недостатков (‘илля)» ».

Поэтому неудивительно, почему ученые отдали предпочтение первому хадису Ваиля ибн Хуждра (да будет доволен им Аллах).

 

В книге «Бидаятуль-муджтахид ва нихаятуль-муктасид» на стр.141 упоминается, что некоторые мухаддисы (ученые собирающие хадисы) сказали: «Хадис Ваиля ибн Худжра предпочтительней чем хадис Абу Хурайры». В книге «Аль-фикхуль-исламий ва адиллятуху» на стр.849 в сноске приводится, что в книге «Найлуль-автар» имам Хаттаби сказал следующее: «Как мы уже упомянули хадис Ваиля ибн Худжра предпочтительней, чем хадис Абу Хурайры». Ибн Таймия так же считал, что сначала нужно опускать колени, а потом руки.

На этот хадис Ваиля ибн Худжра (да будет доволен им Аллах) опираются многие ученые, среди которых ханафиты, шафииты, ханбалиты, Ибн Каййим, Ибн Баз, Ибн Усаймин и др.

 

Ва ахируд-дагвана аниль-хамду лилляхи раббиль-алямин.

Соборная мечеть г. Елабуга

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: