Кафедра биологической химии, клинической лабораторной диагностики,
Общей и клинической иммунологии
УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры протокол №___ от «___»__________2013г Заведующий кафедрой _____________ ________________ Е.В. Просекова |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
К практическому занятию №14
Модуль II. Введение в обмен веществ и энергии. Общая характеристика промежуточного обмена веществ. Биологическое окисление. Обмен углеводов.
учебной дисциплины «Биологическая химия»
для специальности 060301 Фармация
курс II семестр IV
Составитель: Лемешко Т.Н., к.б.н., доцент (Ф.И.О., ученая степень, звание, должность) Рецензент: Артюкова О.А., к.б.н., доцент (Ф.И.О., ученая степень, звание, должность) |
Владивосток – 2013 г.
Тема занятия №14:
«Дыхательная цепь ферментов. Окислительное фосфорилирование, другие виды фосфорилирования. Лекарственные вещества – разобщители и ингибиторы тканевого дыхания».
Мотивация: Тканевое дыхание - основной поставщик энергии в организме Знание процесса образования в митохондриях эндогенной воды, которое протекает с выделением значительного количества энергии, запасаемой в макроэргических связях АТФ, необходимо для понимания путей утилизации кислорода в клетке в норме и патологии. Гипоэнергетические состояния, возникающие в результате нарушения работы дыхательной цепи, нарушения сопряжения дыхания и фосфорилирования, недостаточного поступления субстратов окисления, лежат в основе развития многих патологических состояний. Фармакологическая коррекция последних требует четкого представления об окислительном фосфорилировании, о способах его регуляции, энергетической ценности субстратов, поставляющих атомы водорода в дыхательную цепь. Некоторые из них (субстраты цикла Кребса — цитрат, сукцинат) используются для коррекции метаболических нарушений.
|
Общая цель: изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности 060301 Фармация (ПК-47, ПК-48, ПК-49) через формирование знаний о процессах тканевого дыхания и окислительного фосфорилирования и их фармакологической коррекции
«Знать»
· Строение ферментов и коферментов дыхательной цепи.
· Строение и роль витаминов, участвующих в тканевом дыхании.
· Этапы переноса электронов и протонов от дегидрируемых субстратов к кислороду.
· Основные положения, объясняющие механизм сопряжения дыхания и синтеза АТФ.
· Примеры ингибиторов и разобщителей тканевого дыхания и механизмы их действия.
· Роль тканевого дыхания в регуляции теплопродукции в организме.
· 3. Основные типы гипоксии; причины и последствия гипоэнергетических состояний.
«Уметь»
- Определять энергетический эффект окисления различных субстратов (в молях АТФ).
- Оценивать эффективность тканевого дыхания как главного механизма синтеза АТФ.
· Прогнозировать последствия действия на организм некоторых лекарственных веществ и ядов, нарушающих тканевое дыхание и синтез АТФ.
«Владеть»
Основными терминами и понятиями: Тканевое дыхание, Митохондриальная ЦПЭ, Окислительное фосфорилирование, Сопряжение переноса электронов и синтеза АТФ, Коэффициент окислительного фосфорилирования (Р/О), Дыхательный контроль, Разобщители дыхания и фосфорилирования, Ингибиторы дыхания, Терморегуляторная функция тканевого дыхания, Гипоэнергетические состояния, Тканевая гипоксия
|
Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.
общая и неорганическая имия: понятия «окисление» («окислитель»), «восстановление» («восстановитель»), «окислительно-восстановительные реакции», «редокс-потенциал»
органической химии: строение металлопорфиринов, хинонов, флавина.
биология: строение митохондриальной мембраны;
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ:
Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.
· Организация дыхательной цепи в митохондриях
· Ингибиторы дыхательной цепи
· Механизм сопряжения окисления и фосфорилирования
· Протонный градиент и электрохимический потенциал
· Строение АТФ-синтазы и синтез АТФ
· Коэффициент окислительного фосфорилирования
· Дыхательный контроль
· Ингибиторы тканевого дыхания
· Транспорт АТФ и АДФ через мембраны митохондрий
· Разобщение дыхания и фосфорилирования
· Терморегуляторная функция ЦПЭ
· Гипоэнергетические состояния и их фармакологическая коррекция
Тесты для самоконтроля подготовки к практическому занятию.
1. Выберите несколько правильных ответов. Выберите соединения, которые участвуют в переносе электронов по дыхательной цепи, и расположите их в правильной последовательности:
1)цитохром с,
2)НАДН2,
3) цитохромы а+а3,
4)убихинон,
5) цитохромы b, с1,
6) кислород.