Семицко - троицкие обряды.




Троицко – семицкий обрядовый комплекс наиболее сохранившийся в наши дни.

Этот период календаря часто называюи «макушкой лета», моментом наивысшего расцвета всех сил природы.

Обряды этого периода призваны продемонстрировать смену весеннего сезона на летний, провести четкую границу между ними. Как и все народные ритуалы переходного типа, семицко-троицкий комплекс характеризуется набором устойчивых обрядов, призванных обозначить для всех членов общины моментальную, а не постепенную смену сезонов.

Весь этот обрядовый комплекс называется также и зелеными святками и включает в себя следующие обряды.

Семик – 7 –ой четверг после Пасхи. На Урале весь этот обрядовый комплекс носит название Семика. (В каких родственных связях находится с Семиком Масленица?).

Родительская суббота - 7-ая суббота после Пасхи. Всеобщий день поминовения предков наравне с Дмитриевым днем и Радуницей.

Троица – 7-ое воскресенье после Пасхи. В народе этот праздник часто называют Пятидесятница.

Духов день – понедельник после Троицы. В этот день Земля – именинница. Духов день открывает русальную неделю, которая носит также названия духовской, гряной или кривой.

В целом обряды весенне-летнего пограничья основаны на смешении двух культов – культа растительности и культа заложных покойников.

Время зеленых святок характеризуется размыканием границ между мирами и появлением духов умерших на земле. Это время поминовения душ детей, девушек и молодых женщин и людей, умерших не своей смертью – то есть самой «вредоносной» категории покойников, не изживших свой век. Для поминовения таких покойников существовал единственный в году день, который приходился на Семик. (…). На русальной неделе заложные покойники, поп поверьям, появляются на земле и вступают в контакт с людьми («полынь или петрушка»). Уберечься от русалок можно, если оставлять для них дары: одежду и угощение во время всей троицкой недели.

Главным атрибутом и «действующим лицом» Семика и Троицы является зелень трав и цветов. Таким образом, на уровне растительного кода дублируется проводной ритуал, связанный с душами умерших. Повсеместно троицкая зелень (иногда ее называют маем), которой украшают дома, дворы, колодцы, храмы, находится в человеческом пространстве в течение всего срока пребывания духов на земле. Затем, подобно главному персонажу ритуала, ее «выпроваживают» (уничтожают разными способами): сжигают в печи, отдают на съедение скоту, разбрасывают пополю и т.д. Троицкая зелень обладала защитными и продуцирующими свойствами: была оберегом от ведьм, способствовала росту растений и злаков, приносила здоровье людям и скоту.

Среди растительной символики ключевое место занимает береза как олицетворение богини Весны Лели и олицетворение женского начала в период его расцвета (символ девушки). С другой стороны – символика березы тесно связана с душами умерших (считается, что она может быть вместилищем душ умерших). Поэтому основная часть семицких обрядов связана с березой, которую украшают лентами, цветами, монистами, водят вокруг нее хороводы, совершают практически все обрядовые действия. Основным антропоморфным персонажем семицко-троицких обрядов выступает весна, а также мифологические существа – русалки, олицетворяющие духов умерших и одновременно истекшее календарное время.

На Семик деревни и села превращались в чудесные сады: все старались украсить дома и улицы душистыми свежими травами (…).

С березой связаны обряды ее украшения, кумления и обряд «гостейка». Также под березой проходит ритуальная троицкая трапеза с пением обрядовых песен и вождением хороводов. Основным ритуальным блюдом была яичница. Основные действующие лица Семика – женщины и девушки. Кумление – это обряд создания новых социальных групп и своеобразной инициации (замужние бабы «принимали» в свой круг молодух, вступивших в брак в этом году, молодые девушки также кумились с переведенными из младшей вечерки новыми подругами).

Одним из важнейших обрядовых элементов этого праздника являются венки, сплетенные из трав, цветов, веток березы. Венки как символ солнца и оберег начинали завивать и носить на семик и Троицу, а заканчивали на Купалу. Завершались и зеленые святки и Ивана Купала гаданием на венках. Семицко-троицкие гадания бывают двух видов: по состоянию завитых на березе венков (засох – не засох) и по венкам, брошенным на воду (…).

В троицко-семицкой традиции участвуют все обрядовые жанры: календарные, хороводные и свадебные, выступающие в функции обрядовых. Распространены подобные песни в первую очередь на юге и западе России. Семицко-троицкие песни чаще всего пелись по дороге к месту совершения обряда и на обратном пути в деревню (обряд «Стрела»). Подобные песни называются семицкими, Троицкими, духовскими, майскими.

Напевы семицко-троицких песен всегда политекстовые и имеют характерный звукоряд (в объеме м3 или б3 с захватом нижней кварты). Они воплощаются в узкообъемных ладах и гетерофонной фактуре. Часто мелострофа завершается возгласом – гуканьем (чаще всего на 5 или 8). Пение Троицких песен до или после зеленых святок было возможно, но нежелательно. В этих случаях обязательной была замена рефрена «маю-маю» на «люли-люли» или «калина-малина».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: