Тестовые задания при ЗПР, особенности выполнения.




1. низкая познавательная активность при предъявлении познавательных задач, ребенок старается уйти любым способом, предлагает другие темы для обсуждения, прямой отказ, явный негативизм, уход в игровую деятельность.

2. внимание - отмечается сужение поля внимания, фрагментарное выполнение отдельных заданий, не устойчивость внимания, недостаточность произвольного регулирования. Яркие внешние стимулы отвлекают от выполнения задания, полевое поведение.

3. развитие памяти - характеризуется снижением продуктивности непроизвольного и особенно произвольного внимания. Объем кратковременной и долговременной памяти не большой (из 10 слов запоминается 5), заучивание не дает успешности, а только ухудшение результата. Отсроченное воспроизведение, задание выполняется с искажениями, привнесение новых слов. Низкий уровень произвольного запоминания связан с ограниченной познавательной активностью и не умением использовать вспомогательные мнемические приемы, отмечаются трудности смысловой переработки запоминаемой информации. Недостаточность переработки сенсорной информации ведет к отсутствию целостности восприятия, системы признаков объекта, то есть ребенок может не узнавать знакомый предмет в непривычном ракурсе. При плохой освещенности или при контурном предъявлении. Требуется больше времени для адекватного узнавания, отмечаются трудности в наглядно-действенном и наглядно-образном мышлении, в перцептивном моделировании - сложение целого из частей. Ребенок с З.П.Р. может собрать целое из 2х частей. Предъявляется методика схематизации(методика полянки Венгера).

4. мышление - при тестировании отмечается недостаточная предварительная ориентировка в условиях познавательной задачи. Нет плана выполнения задания и предвидения результатов своей деятельности, функция программирования и контроля недоразвита. Наблюдается инертность мышления, недостаточность переключения при выполнении одной деятельности и ее перехода к другой. Отставание в развитии наглядно-действенного мышления минимально, недостаточность наглядно-образного мышления, очевидна задержка формирования вербально-логического мышления, с отставанием в речевом развитии; не сформирована обобщающая функция слова. Отставание в развитии проявляется в не сформированности мыслительных операций (сравнение, обобщение, группировка, классификация).

5. эмоционально-волевая сфера - Степень выраженности и характер эмоциональных и интеллектуальных нарушений не одинаков у разных детей с задержкой психического развития. Условно принято выделять две группы детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза.

o преобладают явления органического инфантилизма, эмоционально-волевые нарушения. Имеют не грубую энцефалопатическую симптоматику, церебростенический синдром. Частота встречаемости реже, чем 2) группа. Отмечаются легкие неврозоподобные явления, психомоторная возбудимость, присущ инфантильный психический облик.

o преобладают нарушения познавательной деятельности. Черты не зрелости сочетаются с признаками повреждений, возможны психопатологические расстройства, расторможенность, дурашливость, агрессивность, повышение влечений - прожорливость, склонность к онанизму. Выраженные неврозоподобные и церебростенические расстройства; эпилептиформные и апатико-адинамические нарушения. Тяжесть интеллектуального дефекта определяется при помощи теста Векслера.

6. речевая сфера -

o в 1-й группе общие показатели вербального и невербального интеллекта в пределах возрастной нормы, по некоторым вербальным субтестам снижение показателей, по невербальным в норме.

o 2-я группа все три показателя находятся на границе между нормой и умственной отсталостью. Снижение вербальных и невербальных показателей субстестов. Тяжесть интеллектуального сильнее во второй группе, при этом компенсаторные возможности ниже. Тест состоит из 12 субтестов, вербальные и невербальные по 6, строится график.

Психологические механизмы - выявляется при помощи нейропсихологических исследованиях высших корковых функций. Картина многомерна, связана с поражением не зрелого мозга, высшие психические функции не сформированы и поэтому повышена их уязвимость различных ее систем. При нейропсихологическом исследовании в 70% случаев обнаруживается нарушение тонких форм зрительного гнозиса, снижение слухоречевой памяти, фонематического слуха, пространственных представлений.

В отечественной нейропсихологии применяются 3 параметра нейропсихологического анализа высших психических функций у детей с задержкой психического развития:

1. недостаточность динамической организации психических функций, не устойчивость тонуса, подвижность психических процессов. - Органический инфантилизм, мозаичный преимущественно динамичный характер нарушения высших психических функций, вследствие низкого тонуса, повышенной истощаемости, недостаточности автоматизации движений и действий. Формирование и закрепление навыков чтения и письма затрудненно вследствие недостаточности речевой моторики, трудности дифференциации фонем в серийном потоке. Не грубые нарушения зрительно-моторной координации. Импульсивность, нарушение функции контроля, введение речевой регуляции снимает импульсивность. Проговаривание задания облегчает его решение.

2. парциальная недостаточность отдельных корковых функций: гнозиса, праксиса, речи. - преобладают энцефалопатические расстройства, нарушения более выражены. Динамические нарушения проявляются в повышенной лабильности, истощаемости, инертности, наличие персевераций. Отмечается первичная дефицитарность ряда высших корковых функций. Проявляется в трудностях восприятия усложненных предметных изображений и букв, отмечаются трудности ориентировки в пространстве. Зеркальность при письме, нарушение речевой моторики и фонематического слуха, слухоречевой памяти, трудности построения развернутой фразы. Снижение речевой активности.

3. недостаточность регуляторных процессов, обеспечивающих инициирование, программирование и контроль. - При нарушении функционирования 3 блока головного мозга отмечается нарушение регуляции, проявляется в недостаточности программирования и контроля деятельности. Исполнение речевых формул улучшает деятельность ребенка. Выражение нейродинамических расстройств в недостаточности речи и других высших психических функций.

На основе нейропсихологического анализа можно выяснить иерархию нарушения познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза. В основе легких случаев лежит нейродинамическая недостаточность, связанная с истощаемостью высших психических функций. При тяжелых органических поражениях отмечаются более грубые расстройства, проявляющиеся в инертности психических процессов, в сочетание с первичной дефицитарностью отдельных высших психических функций (гнозис, праксис). Первичный дефект недостаточность нейродинамических процессов, вторичный парциальные и мозаичные нарушения высших корковых функций, недоразвитие психических новообразований - программирования, контроля и вербально логического интеллекта. Иерархия нарушений при задержанном психическом развитии обратна картине протекания олигофрении. Страдают предпосылки мышления, а не само мышление.

Динамика развития при ЗПР:

Динамика кардинально различается от олигофрении. Темп развития снижен при воздействии неблагоприятных средовых и внутренних факторов, возможны эпизоды регресса; при правильном обучении и воспитании происходит постепенное преодоление, так как потенциально сохранены возможности развития В.П.Ф, происходит замедление, а не тотальная остановка. В отличие от умственной отсталости процесс задержки может иметь экстрацеребральную природу. Динамика развития может меняться в зависимости от условий воспитания, нарастание темпа развития до нормального уровня при адекватном воздействии, коррекционно-психолого-педагогических мероприятий. Отсутствие коррекции влечет патохарактерологическое формирование личности и не реализацию потенциальных возможностей.

Помощь детям с ЗПР:

Специфические особенности - 1 й группе необходима помощь в организации внимания и контроля, актуализация мотива деятельности; достигается путем использования речевого контроля. Вербальный отсчет, инструкция - интериоризируется деятельность, использование игровых ситуаций для решения игровых задач, обязательна эмоциональная стимуляция. -2й: упор делается на коррекцию интеллектуальных трудностей. Расчленение программы на отдельные смысловые звенья, уменьшение объема и скорости выполнения задания. Отрабатываются речевые формулы, проговаривание программы совмещается с деятельностью.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: