Правила проведения «Огонька»




1. Готовит и проводит «Огонек» от начала до конца - взрослый. Он показывает, как надо выступать и вести себя на «Огоньке», готовит вступительную и заключительную речь, обобщает, делает выводы из услышанного.

2. Никто из присутствующих на «Огоньке» не должен оказаться вне круга: круг должен быть «неразорванным»

3. Начинается и заканчивается «Огонек» тихой и лирической песней.

4. На «Огоньке» дается слово каждому из присутствующих, не должны выступать только отдельные «яркие личности», не должно быть длинной монотонной речи взрослого.

Правила поведения на «Огоньке»

1. «Правило правой руки»: если человек поднимает правую руку, значит, он призывает всех к тишине.

2. На «Огоньке» никто не кричит.

3. Всегда говорит только один человек, его никто не перебивает.

4. Если хочешь выйти из круга или войти в него, то дождись окончания разговора или песни и сделай это так осторожно, чтобы никто этого не заметил.

 

«Огонек» - прощание

«Ладошки»

(предложен Е.М. Стрельниковой) [6, с.16]

Целью этого «огонька» является снятие отрицательных эмоций, полученных в лагере от своих сверстников и закрепление положительных; предоставление детям возможности подобрать для каждого хорошие слова.

Методика проведения

Дети садятся в круг, у каждого лист бумаги формата А4 и фломастер. Дети подписывают свой листок и обводят на нем обе ладони. Каждый участник передает свой лист соседу справа. Задача – написать приятные слова, отзыв, пожелания тому человеку, лист которого получил. Нужно постараться найти хорошие слова для каждого индивидуально.

Игра продолжается до тех пор, пока листы не вернутся к хозяину.

Комментарий вожатому:

Это мероприятие следует проводить в конце смены, в последний вечер перед отъездом. Количество участников может быть разным, главное проследить за тем, чтобы каждый лист нашел своего хозяина. Если словарный запас у детей беден, то вожатый может помочь выразить свои чувства, эмоции. В ходе этого «огонька» вожатый может включить приятную музыку.

Очень важно правильно дать установку на то, что сегодня мы пишем только хорошие слова, собрать внимание. Следить за дисциплиной. Создать благоприятную атмосферу. Ее можно создавать в течение дня, при помощи эмоциональных «поглаживаний», затем на «огоньке» это закрепляется или развивается.

Данный прием можно отнести к созидающему приему, который содействует улучшению взаимоотношений между вожатым и воспитанниками, устанавливает душевный контакт между ними.

 

Упражнение

Упражнение – планомерно организованная деятельность, предполагающая многократное повторение каких-либо действий с целью, формирования определенных умений и навыков или же их совершенствования. (12, с 307)

Упражнения способствуют формированию единства сознания и поведения. В основе - упражнения (приучение) - такой метод управления деятельностью детей при помощи разнообразных и повторяющихся дел, где каждый выполняет определенные поручения (задания). Необходимо добиваться, чтобы выполнение требований, упражнений становилось нужным для него самого. Только тогда произойдет развитие личности. (2, 64).

В работе с трудными детьми можно выделить значимость не столько прямых упражнений (т.е. открытой демонстрации той или иной поведенческой ситуации, многократная тренировка показанного действия), сколько косвенные упражнения. Вспомним блистательный опыт А.С. Макаренко. У него в колонии, ни к коммуне принципиально не было замков в шкафах, кабинетах, на складах и погребах. А воспитанники – ребята с большим опытом беспризорной и воровской жизни. В логике обывателя – это нелепость. Но Антон Семенович считал, что такая обстановка – лучшее «упражнение в честности». Вот почему приветливая и веселая по утрам вожатая обязательно упражняет ребят в вежливости, а чистая и светлая комната приучает к аккуратности.

 

«Корзина грецких орехов»

(разработано Н.Е. Щурковой) [7, с.39]

«Корзина грецких орехов» - своеобразные упражнения в развитии способности видеть, выделять, формировать и описывать проблему. Если эта способность личности развита, можно полагать, что уже наполовину проблемы решаются личностью, потому что осмысление – начало решения.

«Корзина грецких орехов» может стать отдельным приемом воздействия в контексте какой-то другой групповой деятельности. Игровая деталь создает психологическую опору детям, снимает психологическую зажатость и стимулирует активность.

Методика проведения

У каждого отряда своя «корзина грецких орехов»: дети «бросают» туда (произносят один за другим, передавая корзину или подходя к ней) мучительные неразрешимые ситуации или случаи, отношения или желания, свои качества или черты других людей, непонятные для них. Никто не дает никаких советов, не предлагает ответов - внутренняя реакция участников остается тайной каждого, о ней лишь можно догадываться по мимическим, пластическим проявлениям, изредка – по репликам, брошенным кем-либо вслед «грецкому ореху», опущенному на дно корзины.

Комментарий вожатому:

Бесспорна решающая роль психологического климата этого группового дела: доброжелательность, деликатность, сочувствие и понимание – вот черты благоприятного климата. Они зависят от тона педагога (вожатого), от характера речевого обращения к детям, от манеры слушать и от общей поведенческой стилистики педагога (вожатого). Имеют значение даже детали: как выглядит символическая «корзина», каков интерьер помещения, как организуется очередность детей в их высказываниях, как будет обставлен момент «опускания» в «корзину» «грецкого ореха», будет ли в руке каждого реальный грецкий орех или он будет единственным, передаваемым из рук в руки.

Сосуд, который использовался в качестве корзины – в дальнейшем не может выполнять какую-либо другую функцию. Вожатый должен это помнить и ни в коем случае не ставить цветы, не подавать сладости, не ссыпать скрепки в эту «корзину проблем». Заметим попутно: суммирование проблем в виде «корзины» пригодится ребенку в его взрослой жизни, когда множество проблем предстанет перед ним и потребует одновременного разрешения.

«Корзину грецких орехов» можно отнести к созидающему приему: содействие улучшению взаимоотношений между вожатым и детьми, установление душевного контакта между ними (проявление доброты, внимания и заботы, просьба…). А также, строящиеся на понимании динамики чувств и интересов ребенка (опосредование, активизация сокровенных чувств воспитанника).

Советы родителям

О том, как воспитывать детей, написаны сотни книг. Но, увы, многие родители не любят читать эти книги: они слишком толстые и язык в них очень скучный. Большинство родителей предпочитает пользоваться «сове­тами», которые специально для них печатают в газетах. Эти советы, во-первых, невелики по объему - их можно прочесть за две-три минуты. А во-вторых, эти советы очень практичны: прочел, - применил в действии - получил результат. В «советах для родителей» обычно рассматриваются наиболее распространенные проблемы воспитания: «что делать, если ребе­нок плохо ест», «как поступить, если ребенок врет», «что предпринять, если ребенок слишком много смотрит телевизор». Но в деле воспитания, кроме типичных проблем, бывают еще и нестандартные ситуации. И, к сожале­нию, о том, что делать родителям в нетипичной, уникальной ситуации, сове­тов не печатают.

Методика проведения

Попробуйте сами сочинить 10 советов, которые можно было бы порекомендовать родителям, у которых...

o ребенок боится в одиночку ходить в туалет;

o ребенок больше всего любит читать книгу Гегеля «Феменология духа»;

o ребенок во сне разговаривает на китайском языке;

o ребенок предпочитает кушать из одной тарелки с кошкой;

o ребенок каждый день приносит домой тысячу долларов.

Комментарий вожатому:

Данное упражнение заставит детей подумать над сложной и в тоже время смешной ситуацией, проанализировать ее и пропустить их через себя. Отряд можно разделить на несколько команд для того, чтобы получилось несколько советов. Можете привлечь трудных к «придумыванию» ситуаций: у них очень богатый опыт…

В этом мероприятии прослеживается метод перестройки мотивационной сферы и самосознания: переубеждение, перестройка жизненного опыта, переучивания, регламентация образа жизни.

 

Ситуация

(разработано Н.В. Самоукиной) [5, с.136]

Данное упражнение может помочь:

-укрепить дружеские отношения в отряде;

-дать ощущение свободы и раскованности, особенно нервным, слабым и неуверенным в себе детям;

-улучшить взаимоотношения вожатого с отрядом после конфликта.

Может быть полезно подросткам, испытывающим трудности в установлении связей между понятиями, выражении собственных мыслей и речи.

Методика проведения

Задается определенная ситуация, участники игры должны придумать, почему она возникла, а также развивать ситуацию дальше, чтобы показать ее последствия.

Варианты:

- Катя не успела выучить домашнее задание;

- Стас прогулял урок;

- Коля взял магнитофон своего друга без разрешения;

- Леша пришел домой в 12 часов (дня или ночи);

- Ирина принесла домой 1000 долларов;

- Руслан привел домой компанию из 15 человек (не предупредив родителей заранее).

Комментарий вожатому:

причины, выявленные ребятами, помогут лучше понять их некоторые поступки: почему они не учат уроки, прогуливают, берут чужие вещи, приходят поздно домой. В этих игровых моментах, когда ребята анализируют последствия развития заданных ситуаций, вожатый может сделать акцент на том, как реагируют другие люди на те или иные поступки ребят. Вожатый может показать им причины, почему учитель сердится, когда ученик прогуливает урок; почему волнуются родители, когда ребята поздно приходят домой.

Такие навязчивые обсуждения в игре помогут показать участникам, что необходимо предвидеть последствия своих поступков и считаться с окружающими.

Данное упражнение можно отнести к методу перестройки мотивационной сферы и самосознания: прогнозирование отрицательного поведения, переучивания, предписания, перестройки жизненного опыта.

Упражнение «Фотосъемка»

(разработано А.П. Красичкиной, Д.Н. Зимин) [2, с.44]

Методика проведения

Вожатый предлагает ситуацию: «Ребята, представьте, что сегодня наш день снимал фотограф. Все, что мы делали сегодня, он заснял на фотопленку. Но из-за его неумелости, пленка засветилась. Давайте попробуем вместе восстановить каждый кадр этой фотопленки:

-самые яркие, эмоциональные, веселые кадры;

-незабываемые кадры;

-кадры, которые получились не очень;

-кадры, которых лучше бы и не было.

Комментарий вожатому:

данное упражнение поможет ребятам проанализировать прожитый день,выявить хорошие и плохие поступки вместе с вожатым, сделать необходимые выводы.

Это упражнение можно отнести к методу перестройки мотивационной сферы: объективное переосмысление своих достоинств и недостатков, переориентировка самосознания, переубеждения, переучивания.

 

«Волшебный стул»

(разработано Н.Е.Щурковой) [7, с. 12]

«Волшебный стул» позволяет развивать у детей и подростков интерес к человеку как к таковому и содействовать формированию достоинства как черты личности, сочетает в себе ценностно-ориетационную и игровую деятельность.

Эту форму групповой деятельности эффективно применять в детском оздоровительном лагере, когда работа проводится в уютной комнате, в обстановке теплой душевной близости каждого и когда количество детей небольшое.

Методика проведения

Вожатый приглашает на «волшебный стул» одного из членов отряда (лучше – если это ребенок, у которого вы выявили трудности общения). Стул является «волшебным», потому что как только участник на него садится, стул «высвечивает» только его достоинства, ни один недостаток не способен «высветить» «волшебный стул», а вот положительные стороны личности ярко представлены для глаз присутствующих.

Вожатый предлагает в тишине проверить свои впечатления, а потом по очереди вслух произнести все, что увидели глаза. Первым вожатый сам «видит» какие-либо качества, а затем – ребята. Например, «умный», «добрый», «заботливый», «вежливый»… Или указывают на поведенческие характеристики: «он всегда помогает…», «он не жадничает…»; или сообщают о каких-либо случаях: «никто не хотел протереть стол, а он…».

Советы вожатому:

Обычно ребята легко идут на игровые условия потому, что отстраненная позиция снимает смущение, позволяет произносить то, что пока нетрадиционно для подростков – говорить комплименты друг другу. Если дети молчат, не видя достоинств, используйте педагогическую технику (тон, мимику, пластику) для создания эмоциональной ауры, вовлекайте детей в добрую расположенность к каждому, кто находится в комнате.

Такое упражнение помогает подростку обрести уверенность в себе, изменяет отношение к нему в группе, смягчает психологический климат в группе. Кстати, и для вожатого очень полезно увидеть достоинства, а не заострять свое внимание на недостатках и отрицательных качествах личности.

В ходе проведения упражнения реализуется один из методов коррекционной педагогики – метод реконструкции: особое внимание уделяется нахождению в нравственном облике девиантного подростка точки опоры (положительных черт, поступков), которая может стать исходным направлением изменения, переориентации личности.

В течение смены можно несколько раз проводить «Волшебный стул», необходимо фиксировать (на бумаге или в памяти), чтобы через «момент возвышения» прошел каждый ребенок отряда.

 

Заколдованный лес

(разработано А.П. Красичковой, Д.Н. Зиминым) [2, с.114]

Данное упражнение помогает детям занять ответственную позицию в конфликтных ситуациях, способствует развитию рефлексивного подхода к своему поведению.

Методика проведения

На полу чертится мелом или отмечается веревкой маршрут. Вдоль этого маршрута укладываются несколько стульев. Получается извилистая тропинка длинной 5 – 10 метров.

Вожатый: Вы вступили в Заколдованный лес. В нем есть такие участки, вступив в пределы которых видишь все по-другому. Если удастся пройти этот участок, то способность реально видеть мир возвращается. Вам придется преодолеть заколдованные места парами, один будет ведущий, другой - ведомый.

Задача ведущего – помочь ведомому преодолеть препятствие. Участники разбиваются на пары (желательно комплектовать пары детьми, испытывающими трудности в общении).

Затем пары меняются ролями.

Советы вожатому:

Итогом такого упражнения должно быть обсуждение следующих вопросов:

Были ли Вы уверены в надежности партнера?

Теряли ли вы контроль над собой, попадая в заколдованный лес?

Что чувствовали при прохождении тропы с завязанными глазами?

Что было сложнее – проходить тропу самому или руководить действиями партнера?

 

Данное упражнение относится к созидающему приему: вовлечение ребенка в совершение морально ценных поступков, накопление опыта правильного поведения (убеждение, доверие, моральная поддержка и укрепление веры в собственные силы, вовлечение в интересную деятельность, пробуждение гуманных чувств, нравственные упражнения).

 

Пять пальцев

(разработано А.П. Красичкиной, Д.Н. Зиминым) [2, с.43]

Методика проведения

Этот способ подведения итогов дня занимает пять минут. Каждому ребенку предлагается посмотреть на свою ладонь и подумать, глядя на нее:

- Мизинец (М) – мысль: какие знания и опыт я сегодня приобрел.

- Безымянный (Б) – бодрость тела: как я физически чувствовал себя, что я делал для своего здоровья.

- Средний (С) – состояние духа: каким было мое настроение, от чего оно зависело.

- Указательный (У) – уверенность: насколько уверенно я себя чувствовал в коллективе при участии различных мероприятиях.

- Большой (Б) – близка ли цель: что сегодня я сделал для достижений цели.

Комментарий вожатому:

Данное упражнение поможет подросткам проанализировать прожитый день. Выявить все плюсы и минусы, сделать для себя выводы и учесть их в последующие дни. Его можно проводить каждый день, вечером.

Упражнение можно отнести к методу перестройки мотивационной сферы: объективное переосмысление своих достоинств и недостатков, переориентировка самосознания, переубеждения, переучивания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: