Ключевые понятия, термины




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ

(образован в 1953 году)

____________________________________________________________________

Кафедра педагогики

Дистанционное Для всех

Обучение специальностей

 

 

Е.А. Шашенкова

 

 

Исследовательская деятельность:

Словарь

www.msta.ru

Москва – 2004

 


УДК 37

© Шашенкова Е.А. Исследовательская деятельность: словарь.– М.: МГУТУ, 2004.

 

 

Словарь содержит около 400 терминов, ключевых понятий, знание которых необходимо при осуществлении научно - исследовательской деятельности.

Включает понятия из нескольких дисциплин – педагогики, психологии, философии, социологии и др.

Словарь предназначен для студентов СУЗов, ВУЗов и аспирантов всех специальностей и форм обучения.

 

Составитель: Шашенкова Елена Анатольевна

 

 

Рецензенты: Ромашина С.Я., доктор педагогических наук, профессор Барнаульского педагогического университета

 

Медведь Э.И., кандидат педагогических наук, доцент МПГУ

 

 

Редактор: Коновалова Л.Ф.

 

© Московский государственный университет технологий и управления, 2004

109004, Москва, Земляной вал, 73


От автора – составителя

 

В последние годы особое внимание уделяется организации и осуществлению научно-исследовательской деятельности на предприятиях, в образовательных учреждениях. Это, прежде всего, связано с высоким уровнем производства, техники и технологий. Современный специалист должен владеть исследовательскими умениями и навыками (анализировать, обобщать, рефлексировать, ставить проблему, теоретически обосновывать гипотезу, выбирать методы исследования и мн. др.), быть способным ориентироваться в потоке научной информации, самостоятельно решать профессиональные задачи, творчески относиться к делу, грамотно использовать термины, ключевые понятия.

Словарные статьи определяют систему, этапы, теоретические и эмпирические направления, подходы, принципы и методы проведения исследования.

При отборе терминов использовались многочисленные источники (энциклопедии, словари, монографии, методические пособия, научные сборники). Представленные в словаре толкования терминов являются авторскими или заимствованными из наиболее авторитетных источников и нормативных документов. Значительное усилие было сделано на то, чтобы сделать словарь более доходчивым для студентов и аспирантов, начинающим научно- исследовательскую деятельность. Основные источники указаны в списке литературы. Очевидно, что при составлении словарного состава невозможно было охватить все понятия и свести их в единую, непротиворечивую целостность.

Словарь адресован преподавателям, студентам и аспирантам, ведущим исследовательскую деятельность.

Словарные статьи расположены в алфавитном порядке. В конце словаря приведен список использованной литературы. Использованы общепринятые сокращения.


Ключевые понятия, термины

А

 

Абстрагирование - прием мышления, который заключается в отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих нас свойств и отношений. Результатом абстрагирующей деятельности мышления является образование абстракций, которыми являются как отдельно взятые понятия и категории, так и их схемы.  
Абстракция - процесс мышления, при котором мы отвлекаемся от единичного, случайного, несущественного и выделяем общее, необходимое, существенное, чтобы достигнуть научного, объективного познания. Абстракция является средством образования понятий.  
Абстракция отождествления -отвлечение от свойств, индивидуализирующих объекты, что позволяет обобщать или объединять их в некоторые классы (множества) и исследовать такой идеальный объект, который становится представителем классов и позволяет переносить полученные данные на весь класс.  
Аббревиатура -1) условное сокращение слов в нотном и буквенном письме. 2) сложносокращенное слово, образованное первыми буквами, частями слов или целыми словами.  
Автореферат -это особый вид научного произведения, представляющий собой как бы информационную модель реферируемой диссертации. Автореферат служит средством информирования широкой научной общественности о полученных научных результатах и введении их в научный оборот. В нем излагаются основные идеи и выводы диссертации, показывается вклад автора в проведенное исследование, степень новизны и практическая значимость результатов исследования.  
Авторская программа -документ, в котором определен и представлен авторский вариант того или иного круга знаний, видение усвоения этого знания  
Авторские школы передового педагогического опыта (педагогические мастерские, педагогические практикумы) - форма общения педагогов, когда учитель, преподаватель, мастер или руководитель учебного заведения – автор передового педагогического опыта подробно рассказывает участникам школы о своем опыте и демонстрирует его в процессе проведения открытых уроков, других занятий. Школы передового педагогического опыта проводятся в рамках учебного заведения, региона или всей страны.  
Авторский лист - единица измерения текста и изобразительного материала, которая выражается в печатных знаках, строках или квадратных сантиметрах. В авторских листах устанавливается объем произведений в издательских договорах. Обычно, 2 авторский лист (а.л.) в научно-педагогических и других работах равен 40000 печатных знаков.  
Адекватный -(лат adaequatus – приравненный) – соответствующий, равный, эквивалентный. В теории познания адекватными считаются образ, знание, которые соответствуют своему оригиналу-объекту, благодаря чему они являются достоверными, имеют характер объективных истин.  
Академик -действительный член Академии наук. Избирается Общим собранием академии.  
Академия - (от греч. – аkademia) – высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения научных исследований и обучения на всех уровнях высшего послевузовского и дополнительного образования преимущественно в одной из областей науки, техники и культуры.  
Академизм - (франц. аcademisme), 1) чисто теоретическое направление, традиционализм в науке и образовании. 2.) Оторванность науки, искусства, образования от жизни общества, практики.  
Академическое издание -содержит научно выверенный текст и его различные варианты, комментарии и другой справочный аппарат. Так же называются вообще издания, публикуемые академиями.  
Аксиология - (от греч. – axia – ценность и logos – учение) – 1) филос. учение о ценностях и об оценках в этике, которая исследует, в частности, смысл человеческой жизни; 2) пед. Новое понятие, заимствованное из философии – учение о природе человеческих ценностей: о смысле жизни, о конечной цели и оправдании человеческой деятельности.  
Аксиома -утверждение, доказательство истинности которого не требуется. Логический вывод позволяет переносить истинность аксиом на выводимые из них следствия.  
Аксиоматический метод -это способ организации научного знания, при которой ряд утверждений принимается без доказательства, а все остальное знание выводится из них по определенным логическим правилам.  
Активизация - (от лат. activus - деятельный) – 1) усиление, оживление деятельности; побуждение к решительным действиям; 2) пед. Мобилизация интеллекта, воли, нравственных сил учащегося.  
Актуальность исследования -указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики, характеризует противоречия, которые возникают между общественными потребностями (спросом на научные идеи и практические рекомендации) и наличными средствами их удовлетворения, которые могут давать наука и практика в настоящее время.  
Актуальность темы -степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопросы).  
Алфавитно-предметный указатель - указывает, где и что можно найти на страницах диссертации, существенно облегчает ориентировку в ее содержании.  
Анализ - расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения.  
Анализ продуктов деятельности -метод непосредственного эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и идеальных (тексты, музыка, живопись и т.д.) продуктов деятельности.  
Анализ результатов - один из действенных методов мониторинга, с помощью которого по заранее намеченной схеме изучаются результаты профессиональной деятельности.  
Аналогия -рассуждение, в котором из сходства двух объектов по некоторым признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам. Является одним из вспомогательных методов познания, используется для выдвижения гипотез, доказательной силой не обладает.  
Аннотация -(от лат. аnnotation – примечание, пометка)- краткая формулировка основного содержания источника в двух-трех предложениях.  
Анкета -опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов. Используется для получения каких-либо сведений о том, кто ее заполняет, а также при изучении мнений больших социальных групп. Анкеты бывают открытые (свободные ответы отвечающего), закрытые (выбор ответа из предлагаемых) и смешанные.  
Анкетирование -эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные и соответствующие основной задаче исследования вопросы.  
Антитезис - (от греч. antithesis – противопоставление) – логическое суждение, противопоставляемое тезису.  
Апория - (гр. непроходимость) -неразрешимая с точки зрения логики проблема, в основе которой обычно лежит парадокс.  
Аппроксимация -(от фр. – приблизительная оценка, лат. приближаться)- приближенное выражение сложной величины, объекта через другие, более простые величины, объекты.  
Апробация -одобрение, утверждение после проверки, испытания.  
Аргумент - 1) в логике – суждение (или система суждений), приводимое в подтверждение истинности какого-либо др. суждения (или системы суждений); посылка доказательства, иначе называется основанием или доводом доказательства; иногда аргументом называют все доказательство в целом. 2) в математике и математической логике – независимая переменная, от значения которой зависит значение данной функции или предиката.  
Аргументирование -это сугубо логический процесс, суть которого в том, что в нем обосновывается истинность нашего суждения (того, что мы хотим доказать, т.е. тезиса доказательства) с помощью других суждений (т.е. аргументов или, как их проще называют, доводов).  
Аспект -угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования.  
Аспирант - (от лат. aspirans – стремящийся к чему-либо) – лицо, готовящееся к педагогической и научной деятельности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских институтах.  
Аспирантура - форма планомерной подготовки научно-педагогических и научных кадров для образовательных учреждений высшего профессионального образования и научно-исследовательских институтов. Аспирантура организуется в тех образовательных учреждениях и научно-исследовательских институтах, которые обеспечены высококвалифицированными научными кадрами и обладают соответствующей научно-исследовательской базой. Подготовка аспирантов производится в очной и заочной формах.
Б
Бакалавр - (от лат. baccalaureus – вассальный землевладелец) – в большинстве зарубежных стран первая ученая степень в системе многоступенчатого высшего профессионального образования, присваиваемая по завершении 4- летнего обучения первого уровня, после успешной сдачи экзамена и, как правило, защиты выпускной работы.  
Бакалавриат - система и форма подготовки бакалавров, 4-летний курс обучения первого уровня в системе многоступенчатого высшего профессионального образования.  
Беседа -метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Виды беседы: катехизическая (репродуктивная), эвристическая, сократическая.  
Библиография -(от греч. вiblion – книга и …графия) - научно-практическая деятельность по подготовке и передаче информации о произведениях печати и письменности. Включает выявление произведений, их отбор по определенным признакам, описание, систематизацию, составление указателей, списков, обзоров литературы и др.  
Библиографическая запись - библиографическое сообщение, состоящее из библиографического описания, которое может быть дополнено заголовком, аннотацией, или рефератом, различными классификационными индексами, предметными рубриками, шифрами хранения и др. элементами.  
Библиографическая картотека - библиографическое пособие, реализованное в карточной форме, содержащее библиографическую информацию. Различают алфавитные, систематические, предметные и пр. картотеки. В отличие от библиотечного каталога картотека может включать сведения о документах, отсутствующих в фондах библиотеки.  
Библиографическая карточка - карточка, содержащая библиографическое описание источника информации, сведения об авторе, заглавие, подзаголовочные данные (номер тома, жанр, читательское назначение), выходные данные (год и место издания, издательство), надзаголовочные данные (серия, учреждение, подготовившее издание). Количественную характеристику источника (страницы, объем в учетно-издательских листах, тираж, цена), примечание (сведения о библиографии, иллюстрациях и т.д.). Библиографические карточки позволяют получить оперативную информацию о вышедших публикациях, используются для укомплектования справочно-информационных фондов).  
Библиографическая ссылка -совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документа другом документе (его составной части или группе документов), необходимых для его общей характеристики, идентификации и поиска.  
Библиографические издания -содержат упорядоченную совокупность библиографических описаний, которые извещают специалиста о том, что издано по интересующему его вопросу. Библиографическое описание оповещает о появлении документов и сообщает необходимые сведения для их отыскания.  
Библиографические указатели -состоят из перечня библиографических описаний часто без аннотаций и рефератов. Эти издания с максимальной полнотой отражают произведения отечественной и зарубежной литературы. Их отличают оперативность подготовки сравнительно короткие сроки с момента выхода публикации до момента отражения ее в указателе.  
Библиографический список -элемент библиографического аппарата, который составляет одну из существенных частей диссертации, отражающий самостоятельную творческую работу ее автора и позволяющий судить о степени фундаментальности проведенного исследования.  
Библиографическое описание - совокупность библиографических сведений о документе, приведенных по установленным правилам и предназначенных для его идентификации и общей характеристики.
Библиотека -(от гр. biblion – книга и theke – хранилище), учреждение, организующее общественное пользование произведениями печати.
Библиотека - депозитарий библиотека, на которую возложена обязанность постоянного хранения максимально полного библиотечного фонда в целях освобождения фондов остальных библиотек региона от малоиспользуемых произведений печати и др. документов.
Библиотечно-библиографическая классификация (ББК) - классификация, предназначенная для систематизации книг и др. документов; традиционное средство упорядочения документальных фондов. С ее помощью индексируются все документы отрасли, в том числе научные исследования и разработки, которые ведутся в области народного образования и педагогической науки.

 

В
Валидность -комплексная характеристика метода исследования, включающая сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, и какова ее действенность, практическая полезность.  
Валидность информации - надежность информации, отсутствие в ней ошибок, связанных прежде всего с определением исходных теоретических предпосылок при разработке методики исследования.  
Валидность эксперимента - достоверность (и степень достоверности) вывода, которую обеспечивают результаты реального эксперимента по сравнению с результатами безупречного эксперимента. Понятие «валидность» объединяет основные цели исследования с идеальными эталонами их достижения и реальными процессами проведения эксперимента.  
Вариация -изменение.  
Верификация -(от лат. verus –истинный и facio – делаю), проверка, эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом.  
Введение -структурная часть основного текста, представляющая собой начальную главу. Имеет целью ориентировать читателя в дальнейшем изложении, подготовить к усвоению основного текста. Оформление исследования в виде курсовой работы, дипломного исследования и т.п. начинается с введения, в котором раскрываются актуальность, объект, предмет, проблема, цель и задачи исследования, формулируется гипотеза, описываются методы исследования.  
Внедрение результатов исследования (опытов)   -целенаправленное распространение нововведений, практическое использование прогрессивных идей, изобретений, результатов научных исследований; в педагогической практике – система мер директивного характера, обеспечивающая обязательное применение новшеств всеми членами педагогического коллектива.  
Вопрос -высказывание, фиксирующее неизвестные и подлежащие выяснению элементы какой-либо ситуации, задачи. В естественном языке выражается вопросительным предложением или словосочетанием. Вопрос имеет сложную структуру, в нем налицо как проблематическая, так и ассерторическая сторона. Последняя характеризует предмет вопроса, выделяет нечто, существование чего подразумевается в нем и признаки чего пока неизвестны, а также очерчивает класс возможных значений неизвестного. Эта сторона вопроса иногда выступает на первый план и приобретает самостоятельное значение (риторические, подсказывающие, провокационные вопросы). С точки зрения значений истинности вопросы разделяются на осмысленные (удовлетворяющие синтаксическим, семантическим и прагматическим критериям осмысленности), в той или иной мере правильно поставленные, и бессмысленные. Осмысленность, точность вопроса – важные стороны правильного, четкого мышления.  
Восприятие -сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире.  
Воспроизводство -непрерывное движение и возобновление процесса производства.  
Выборка -испытуемые, отобранные из изучаемой популяции для участия в эксперименте. Выборку разделяют на экспериментальную и контрольную группу.  
Вывод статистический - нахождение такой величины различия между значениями зависимой переменной, которая в случае подтверждения гипотезы может быть превышена только с вероятностью, задаваемой правилами статистического решения.  
Выпускная квалификационная работа -это итоговая аттестационная научная работа студента, выполненная им на выпускном курсе, оформленная в письменном виде с соблюдением необходимых требований и представленная по окончании обучения к защите перед государственной аттестационной комиссией.
Г
Генерализация - (от лат. generalis – общий, главный) – обобщение, логический переход от частного к общему; метод математики и естествознания, где путем индукции, путем образования понятий из единичного выводится общее.  
Герменевтика - (от греч. hermeneutikos – разъясняющий, истолковывающий), искусство толкования текстов, учение о принципах их интерпретации.  
Генетический метод -(греч. genesis – происхождение, развитие) – способ исследования природных и социальных явлений, основанный на анализе их развития. Генетический метод требует установления начальных условий развития, главных его этапов, основных тенденций, линий развития. Основная цель такого исследования – выявление связи изучаемых явлений во времени, изучение переходов от низших форм к высшим. Генетический метод используется в сочетании с методами структурно-функционального анализа, системного анализа, сравнительно-историческим методом.  
Гипотеза -научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.  
Гипотетико-дедуктивный метод - система методологических приемов, состоящая в выдвижении некоторых утверждений в качестве гипотез и проверке этих гипотез путем вывода из них, в совокупности с другими имеющимися знаниями, следствий и сопоставления этих последних с фактами. Оценка исходной гипотезы на основе такого сопоставления носит сложный и многоступенчатый характер, т.к. только достаточно длительный процесс испытания гипотезы может привести к обоснованному ее принятию или опровержению.  
Глоссарий - (от лат. glossarium – словарь глосс) – толковый словарь непонятных и мало употребительных слов или выражений, обычно к отдельному произведению или тексту.  
Гносеология -теория познания, раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания.  
Гуманитарные науки - (от лат. humanitas – человеческая природа, образованность) – общественные науки, изучающие человека и его культуру в отличие от естественных и технических наук.
Д
Дедукция -вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.  
Дедуктивный метод -способ построения научных теорий, специфической особенностью которого является применение дедуктивной техники вывода (дедукция).
Дезинтеграция - распадение, расчленение целого на составные части (противоположный термин интеграция).  
Демифологизация -термин, обозначающий тенденцию освобождения современных исследований исторических событий и методов от мифологических элементов, наслоений и рационального их объяснения.
Денотат -(от лат.denoto – обозначаю) - предметное значение имени (знака), т.е. то, что называется этим именем, представлением чего оно является в языке.  
Депонировать - это означает передать на хранение в специальное хранилище рукописей. Депонируются обычно научные работы, которые касаются важных, но частных вопросов, издание которых большим тиражом нецелесообразно, потому что они предназначены для узкого круга специалистов. Сущность депонирования научной разработки заключается в следующем: подготовленная к публикации научная разработка (статья, тезисы, учебное пособие, учебник, монография) направляются в Институт научной информации по общественным наукам. Институт принимает рукописи на хранение и публикует в специальных сборниках или научных журналах аннотации по депонированным работам, делает несколько копий с представленной разработки, которые остаются в институте, выдаются автору и по желанию любого заказчика могут быть высланы после предварительной оплаты заказанных экземпляров.  
Депонированная рукопись - узкоспециальная работа, обычно в виде машинописного оригинала, находящаяся на хранении в библиотеке или информационном центре, которые информируют специалистов о ее наличии и выдают копии для изучения. Депонированные рукописи приравниваются к опубликованным документам и материалам исследования.  
Дескриптор - (от лат. describere – описывать) – 1) единица языка информационно-поисковой системы (ИПС), соответствующая определенному ключевому и базовому понятию, включенному в тезаурус этой системы; 2) термин со строго фиксированным значением, служащий для выражения основного смыслового содержания информационного документа и его идентификация; 3) хранимый в памяти информационный объект, указывающий, в каком виде запоминается та или иная информация (напр., в массиве записи или в файле).  
Детерминизм -учение о всеобщей закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений.  
Деятельностный подход - в психолого-педагогических работах психика субъекта или объекта изучена, может быть наиболее правильно, понятно, только если она изучается в процессе деятельности. Она продукт развития и результат деятельности.  
Диалектика - (от греч. dialektike – искусство вести беседу, спор), теория и метод познания явления действительности в их развитии и самодвижении, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.  
Дипломная работа - выпускная исследовательского характера работа студентов в высших и средних профессиональных учебных заведениях.  
Диссертация - научная квалификационная работа, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач.  
Диссертация в виде научного доклада -это особый жанр квалификационной научной работы, которая может быть представлена к защите, как на соискание ученой степени кандидата, так и доктора наук. Приступая к подготовке диссертации в виде научного доклада, у автора должны быть опубликованы крупные научные работы, имеющие важное научно-практическое значение, признанные научной общественностью и активно использующиеся в теоретической и практической работе (монографии, учебники, учебно-методические и научно-методические пособия; научные статьи, опубликованные в центральной печати). Диссертация в виде научного доклада, как правило, содержит изложение, теоретическое обобщение и критический анализ основных результатов, полученных соискателем и опубликованных, а также оценку их практической значимости и внедрения результатов в научно-практическую работу учебных заведений. В научном докладе раскрывается основная научная концепция, разработанная лично автором, которая подкрепляется ссылками на ранее опубликованные научные работы. Первая часть доклада содержит, как правило, традиционные разделы, раскрывающие актуальность избранной темы, цель и задачи исследования, научную новизну, теоретическую и практическую значимость исследования, положения, выносимые на защиту; а во второй части доклада раскрывается его содержательная часть: новая научная концепция, система новых методов и средств совершенствования учебно-воспитательной работы с непосредственной ссылкой на публикации, в которых более детально раскрываются положения и выводы научного исследования, даются рекомендации по использованию полученных результатов на практике.  
Диссертация в виде опубликованной монографии или учебника -диссертации такого вида защищаются, как правило, на соискание ученой степени доктора наук. Не ранее чем через месяц после выхода монографии или учебника из печати автор может представить диссертацию к защите в любой диссертационный совет по профилю выполненной работы. На диссертацию пишется автореферат по установленной форме объемом 2 авторских листа. Вместо диссертации в диссертационный совет представляется 4 экземпляра монографии или учебника.
Диссертация в виде рукописи - наиболее распространенная форма квалификационной научной работы на соискание ученой степени кандидата наук. Она представляет собой рукописный труд, в котором излагается актуальность избранной темы, определяется объект, предмет, цель, гипотеза, задачи исследования, положения, выносимые на защиту, анализ научно-педагогической литературы и исследований, проведенных другими авторами по аналогичным темам, описывается опытно-экспериментальная работы, проделанная лично автором диссертации, и даются рекомендации по использованию теоретических и прикладных результатов научного исследования. На диссертацию в виде рукописи пишется автореферат, в котором излагаются основные научные результаты диссертационного исследования.  
Дифференциация - (от лат. differentia – развитие) – разделение, расчленение, расслоение целого на различные части, формы и ступени.
Доказательство - установление (обоснование) истинности высказывания, суждения, теории. В логическом доказательстве аргументация проводится по правилам и средствам логики.  
Доказательство от противного - (лат. reduction ad absurdum) – вид доказательства, при котором справедливость некоторого суждения (тезиса доказательства) осуществляется через опровержение противоречащего ему суждения – антитезиса. Опровержение антитезиса достигается путем установления его несовместимости с заведомо истинным суждением. Часто доказательство от противного опирается на принцип двузначности.  
Доклад - один из видов самостоятельной работы, используемый в обучении лиц, имеющих достаточно высокий уровень академической подготовки. Будучи аналитическим жанром, доклад требует углубленного понимания предложенной темы, умения пользоваться разнообразными источниками, а также умения анализировать эмпирический материал; работа над докладом формирует умения и навыки исследовательской деятельности.  
Доктрина - (лат. doctrina) - учение, научная или философская теория, система, руководящий теоретический или политический принцип  
Доктор наук - ученая степень, присуждаемая научным работникам, как правило, имеющим степень кандидата наук или ученое звание профессора, успешно защитившим докторскую диссертацию и опубликовавшим крупные научные труды.  
Докторантура - одна из форм подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования. Докторантура открывается в высших учебных заведениях и научных учреждениях, организациях, имеющих, как правило, профильные диссертационные советы по защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук. В докторантуру принимаются лица, имеющие степень кандидата наук, которые, как правило, имеют научные достижения в соответствующей области знаний и способные на высоком уровне проводить фундаментальные, поисковые и прикладные научные исследования в соответствии с действующей номенклатурой специальностей научных работников.  
Докторская диссертация - квалификационная научная работа, в которой на основании выполненных автором исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное достижение в развитии соответствующего научного направления, либо осуществлено решение научной проблемы, имеющей важное социально-культурное, народно-хозяйственное или политическое значение, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические решения, внедрение которых вносят значительный вклад в ускорение научно-технического прогресса.  
Документ - (от лат. documentum –свидетельство), материальный носитель записи (бумага, кино –фотопленка, магнитофонная лента, перфокарта и т.п.) с зафиксированной на нем информацией, предназначенный для ее передачи во времени и пространстве.  
Доминанта - (от лат. dominans - господствующий) – главенствующая идея, основной признак или важнейшая составная часть чего-либо.  
Достоверность - учет всех относящихся к изучаемым явлениям фактов и правильность их истолкования (не отдельные примеры, факты, а совокупность фактов), не выхватывание тех фактов, которые выгодны исследователю, а анализ всех полученных материалов.
Доцент - (от лат. docens – обучающий) – ученое звание преподавателя образовательного учреждения высшего профессионального образования; присваивается докторам, кандидатам наук или высококвалифицированным специалистам без ученой степени, имеющим определенный стаж преподавательской работы в образовательном учреждении высшего профессионального образования, научные труды или изобретения.
Е
Единичный подход - направлен на изучение отдельных педагогических явлений и процессов.  
Естественный эксперимент - эксперимент, цель которого проверить влияние какого-либо фактора на отдельные стороны учебно-воспитательного процесса в привычных для учащихся условиях; включается незаметно для испытуемого в его трудовую или учебную деятельность. Естественный эксперимент соединяет положительные черты метода наблюдения (естественность) и лабораторного эксперимента (целенаправленное воздействие на испытуемого). Недостатком того метода является трудность незаметной постановки перед испытуемым экспериментальной задачи, а также вычленение отдельных элементов в деятельности испытуемого.
Ж
Жизненный цикл нововведения, жизненный цикл новой техники - период времени от зарождения новой идеи, ее практического воплощения в новых изделиях до морального старения этих изделий и их снятия с производства, значительного уменьшения их практического применения. Жизненный цикл нововведений принято делить на отдельные стадии: 1) зарождение идеи, появление изобретения; 2) научные исследования и разработки, экспериментальная проверка возможности воплощения замысла; 3) появление нового изделия на рынке, формирование спроса; 4) широкое изготовление новых изделий; 5) насыщение рынка; 6) затухание продажи и вытеснение изделия новым, более совершенным. Иногда жизненный цикл нововведения выражается формулой: «наука –


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: