Перспективы развития электронного государственного управления.




Институт IBM определяет понятие электронного государственного управления так: «Электронное государственное управление – это соединение административных процессов и технологических решений в определённой среде, заставляющей правительственные организации продвигать стратегии, ориентированные на граждан, при одновременном повышении эффективности своей деятельности и открытости информации». То есть это новый тип функционирования системы государственной власти, основанный на использовании компьютерных информационных технологий.

Впервые в системе российского государственного управления вопросы информатизации стали подниматься в 2000-х гг., тогда на саммите стран Большой восьмерки был подписан программный документ о глобальном информационном обществе, который подчеркивал необходимость для обеспечения благосостояния личности развитие национальных экономик внедрение информационных технологий в государственное управление. В России в начале 2000-х гг. был принят программный документ, регламентирующий вопросы внедрения электронного государственного управления в долгосрочной перспективе, до 2010 г. В период с 2011 по 2020 гг. информатизация государственного управления реализовывалась в соответствии новой целевой государственной программой «Информационное общество».

Среди целей и принципов развития информационного общества в России называются: укрепление государственных гарантий реализации конституционных прав человека и гражданина в информационном обществе, создание равных возможностей по доступу к информации и информационно-коммуникационными технологиями; повышение эффективности государственного управления.

Главной целью (миссией) электронного правительства является улучшение качества жизни населения и ведения предпринимательской деятельности, а также повышение эффективности государственного управления за счет использования технологий электронного правительства.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Обеспечить предоставление высококачественных государственных и муниципальных услуг.

2. Снизить издержки реализации функций и осуществления полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, обеспечить принятие управленческих решений преимущественно в режиме реального времени.

3. Обеспечить возможность использования систем и сервисов электронного правительства для поддержки деятельности гражданского общества и бизнеса, в том числе их вовлечение в процессы государственного и муниципального управления.

Базовой оценкой достижения результатов решения указанных задач являются следующие контрольные значения показателей в 2020 году:

1. Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме – 70%.

2. Доля граждан, полностью удовлетворенных качеством государственных и муниципальных услуг, предоставленных в электронной форме - 70%.

3. Доля государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронной форме, к общему количеству оказываемых государственных и муниципальных услуг - 45%.

При этом по отдельным государственным и муниципальным услугам, в том числе с учетом их оптимизации и типизации, целесообразно установить значения данного показателя в сравнении объемов оказания услуг в электронной форме с общим объемом оказания соответствующих услуг.

Кроме того, в рамках достижения результатов по второй задаче, для оценки сокращения издержек и эффективности внедрения технологий электронного правительства необходимо разработать методику измерения показателя, который активно используется в международной практике – «сокращение средней стоимости оказания государственных и муниципальных услуг». При этом необходимо учитывать стоимость оказания услуги по различным каналам (личное посещение, порталы государственных и муниципальных услуг, мобильные приложения и др.) и определить контрольные и целевые значения. Использование этого показателя позволит продемонстрировать преимущества электронной формы их предоставления и задать целевые ориентиры экономии средств при осуществлении полномочий органов власти и местного самоуправления в рамках использования ИКТ.

Для оценки достижения результатов по третьей задаче необходимо определять насколько предложенные сервисы используются пользователями и органами власти в своей деятельности.

С учетом сложившейся экономической ситуации единственно возможным направлением развития электронного правительства является реализация трансформационного сценария. Этот сценарий, с одной стороны, позволит запустить необходимые модернизационные процессы, а с другой – не потребует избыточных затрат со стороны как государства, так и граждан и организаций. Он характеризуется преобразованием ценностей и подходов к управлению, совокупность которых обеспечит необходимый рост качества деятельности государственной системы.

Именно такой сценарий, с управляемыми рисками, позволит достичь поставленных перед электронным правительством Российской Федерации 2020 года стратегических задач.

Трансформационный сценарий предполагает переход электронного правительства от ориентации на ведомственные процессы к ориентации на пользователя, а в области управления развитием электронного правительства - внедрение современных управленческих подходов, включая архитектурный. В условиях сокращения бюджета реализация данного подхода позволит снизить государственные расходы на администрирование аппаратов государственных и муниципальных органов.

Реализация трансформационного сценария предполагает следующие действия:

- комплексное развитие законодательной базы, затрагивающее широкий спектр вопросов, включая: унификацию применения информационнокоммуникационных технологий на всех уровнях и во всех ветвях власти, использование механизмов государственно-частного и муниципально-частного партнерства при реализации проектов электронного правительства, снижение барьеров для гражданско-правовых отношений в электронном виде;

- применение современных методов управления: общую координацию информатизации в рамках развития электронного правительства, включая методы управления качеством, мониторинга ключевых показателей эффективности, активное гражданское участие в государственном управлении;

- развитие сервисов электронного правительства, в том числе: реализация комплексных государственных и муниципальных услуг, связанных с жизненными ситуациями, обеспечение возможности применения современного менеджмента знаний, интеллектуальных технологий, мобильных сервисов;

- выделение и централизованное развитие совместно используемых сервисов и данных электронного правительства, включая базовый набор инструментов, интеллектуальных технологий, базовых информационных ресурсов для всех категорий пользователей;

- непрерывное повышение уровня компьютерной, медиа- и информационной грамотности пользователей электронного правительства, в том числе за счет организации соответствующего дистанционного обучения, усиление мотивации к использованию возможностей электронного правительства;

- развитие инфраструктуры доступа всех категорий пользователей к электронному правительству, включая решение проблемы информационного (цифрового) неравенства для удаленных и труднодоступных местностей.

Реализация трансформационного сценария электронного правительства сопровождается следующими рисками:

- ввиду большого количества участников процесса разных уровней (федерального, регионального, муниципального) останутся высокими межведомственные барьеры. К данной категории можно отнести также территориальную специфику участников, конфликты интересов, несогласованность понятийного аппарата;

- отсутствие методик разработки административных регламентов оказания государственных (муниципальных) услуг в электронном виде, полноценно учитывающей требования автоматизации, приведет к невозможности внедрения, распространения и тиражирования готовых решений на уровне субъектов Российской Федерации, в том числе на муниципальном уровне;

- неготовность ИКТ-инфраструктуры некоторых регионов или муниципалитетов к подключению к общим системам предоставления услуг в электронном виде, включая использование базовых информационных ресурсов и решений по информационной безопасности, сохранит разрозненность и многократное дублирование информационных ресурсов государственных и муниципальных органов;

- медленное развитие организационной культуры в органах государственной власти и местного самоуправления, что потребует новых подходов к усилению мотивации использования информационнокоммуникационных технологий;

- глобальный сбой инфраструктуры электронного правительства, в том числе связанный с последствиями природных и техногенных катастроф. Это касается как риска фактического сбоя инфраструктуры электронного правительства, так и риска ожидания гражданами подобного сбоя, что сокращает их доверие к использованию указанной инфраструктуры;

- отсутствие единых подходов и связанной системы мероприятий по информированию граждан и популяризации преимуществ электронных каналов, услуг и сервисов.

В результате реализации трансформационного сценария к 2020 году электронное правительство Российской Федерации выйдет на качественно новый уровень, соответствующий инновационным вызовам.

Обобщая рассмотренные направления и тенденции развития в нашей стране электронного государственного управления, можно констатировать, что приведение административно-управленческой деятельности в соответствие с вызовами интенсивно развивающегося информационного общества в России возможно уже сегодня. Имеющийся ряд проблем, тормозящих это развитие, вполне преодолим. Если учесть, что в системе российской власти существует только один реальный центр принятия стратегических политических решений – Президент Российской Федерации, то успех развития электронного государственного управления в любом направлении зависит, в первую очередь, от его политической воли, а во вторую очередь – от ответственности региональной власти.

 

Используемая литература:

1. П.А. Чигасова, аспирантка кафедры политологии и политического управления ФГОУВПО Российской академии государственной службы при Президенте РФ, г. Москва «Электронное правительство в модернизационном курсе России»

2. М.Ю. Павлютенкова «Электронное правительство России в новых условиях»

3.Александр Бутенко «Направления и перспективы развития электронного государственного управления в современной России»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: