Теоретическое и практическое значение лексикологии




Теоретическая значимость лексикологии становится очевидной, если мы понимаем, что она изучает один из трех главных аспектов языка, т.е. его словарный состав, параллельно с его грамматической и звуковой системой.

Лексикология служит многим различным отраслям прикладной лингвистики, а именно: лексикографии, литературной критики, стандартизации терминологии, обучения иностранному языку. Ее значение не может быть переоценено в плане изучения словарного состава как системы. Она способствует созданию словарного запаса изучающих английский язык методами эффективного отбора, группировки и анализа новых слов. Хорошее знание системы словообразования способствует студентам предположить и удержать в памяти значение новых слов на основе мотивации и путем сравнения / противопоставления с ранее изученными элементами и моделями. Привлекая внимание учащихся к дистрибутивным характеристикам слов, учитель может предотвратить многие ошибки. Это могут быть группы слов, составленные по моделям, вместо беспорядочно составленных списков. Знание и понимание функциональных стилей и стилистических синонимов неоценимо, когда литературные тексты используются в качестве основы для формирования навыков устной речи, а также для аналитического чтения, обсуждения произведений литературы и перевода. Лексикология не только дает систематическое описание современного словарного состава, но также помогает студентам овладеть литературным стандартом употребления слов. Правильное использование слов – это важная составляющая выразительной и эффективной речи. Лексикология важна и в отрасли машинного перевода: прежде чем машина даст правильный вариант, ее надо «научить».

Лексикология играет важную роль в общей лингвистической подготовке каждого филолога тем, что обобщает знания, полученные в практике речи на протяжении всего курса обучения на факультете иностранных языков. Она также формирует навыки использования различных видов словарей и справочной литературы, готовит студентов к будущей самостоятельной работе над усовершенствованием собственного словарного запаса.

 

Связь лексикологии с другими отраслями лингвистики

Исследование слов в лексикологии не может быть отделено от изучения всех других элементов в языковой системе, к которой принадлежат слова. В реальной действительности все элементы языка взаимозависимы и существуют вместе. Мы отделяем их друг от друга только для удобства анализа, но и в нем нет смысла, если в заключение мы не приходим к синтезу и не видим их взаимодействия.

Слово изучается несколькими отраслями лингвистики, и не только лексикологией, а она, в свою очередь, тесно связана с общим языкознанием, историей языка, фонетикой, стилистикой и грамматикой.

Материал подлежит самостоятельному изучению

 

Технология лекции Лексикология современного английского языка как отдельная отрасль лингвистики

Лекция-диалог как способ организации коллективного взаимодействия в системе «преподаватель – студент»

1.Предмет лексикологии.

Этап вызова

«толстые» вопросы:

v Частью какой науки является лексикология? (лингвистики)

v Что является объектом изучения лексикологии? (слово, словосочетание, словарный состав языка)

v Из чего состоит слово как единица языка? (звуки, значение, морфемы)

«тонкие» вопросы

v Почему лексикология делится на общую и специальную? (в зависимости от объекта изучения – все языки или отдельный)

v Почему лексикология делится на историческую и описательную? (в зависимости от изучения слова в его развитии или статичном состоянии значения и структуры)

2.Этап анализа вопросов:

v ответы уже известны студентам,

v студенты не могут ответить,

v студенты смогут ответить после получения базовой информации.

 

2.Понятие лексической системы.

Прием «ромашка Блума»

Простые вопросы

Что такое система? (Единое целое, состоящее из элементов одного порядка)

Является ли словарный состав английского языка системой?

Домашнее задание: сформулировать вопросы уточняющие, объясняющие - «почему?», творческие – с элементами прогноза «что, если…?», оценочные, практические – на выявление взаимосвязи теории и практики.

 

3.Этап организации работы с каждой группой вопросов (сами студенты, студенты совместно с преподавателем, студенты отвечают после прослушивания лекции).

 

Лекция в контекстном обучении



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: