Организационная структура предприятия
Совокупность управленческих звеньев, их состав, расположение, взаимосвязи составляют организационную структуру управления предприятием. Организационная структура гостиницы предполагает необходимость деления услуги на отдельные операции, а коллектива на группы, ответственные за отдельные участки обслуживания. При этом необходимы координация и управление разрозненными частями для сохранения целостности процесса.
В любой гостинице существует собственная организационная структура, представляющая собой функционально-технологическую систему, обеспечивающую ее деятельность. Она формируется под воздействием ряда факторов: назначения, местоположения, категории потребителей, формы собственности и многого другого.
Известные виды организационных структур управления применяются и в гостиничном менеджменте.
Линейная структура.
Построение системы гостиничного менеджмента на основе линейной структуры управления является наиболее простым вариантом, при которой бизнес-процессы и персонал гостиницы управляются линейным руководителем, возглавляющим определенное подразделение предприятия.
Линейная структура управлении гостиничным предприятием может использоваться в случае, когда оно предоставляет ограниченный набор услуг в категории 3*-4*, чаще всего она встречается в мини-отелях. Любое усложнение технологии обслуживания и / или расширение ассортимента предлагаемых услуг приводит к необходимости создания более эффективных структур.
Функциональная структура
При применении этой структуры происходит разделение всех процессов, имеющих место в гостиничной деятельности, на отдельные направления в зависимости от функций. Каждым направлением управляет функциональный руководитель, который не вмешивается в дела других подразделений, координацией деятельности всех руководителей подразделений занимается директор гостиницы или его замечтитель.
|
Есть несколько классификаций функциональных подразделений:
- по способам получения дохода:
1.1 Центры прибыли:
ü Номерной фонд
ü Служба питания и напитков
1.2 Центры поддержки:
ü Все технические службы
ü Отдел кадров
ü Бухгалтерия
- по административным зонам:
2.1 Административная зона переднего плана (front office) – подразделения, выполняющие линейные функции (их служащие регулярно или периодически контактируют с клиентами: служба приема и размещения, работники предприятий питания итд)
2.2 Административная зона заднего плана (back office) – подразделения, выполняющие административные функции (работники этих подразделений прямого контакта в большинстве случаев с клиентами не имеют: сотрудники отдела кадров, инженерно-технической службы и тд).
Функциональная структура управления, несмотря на эффективность работы каждого подразделения, может приводить к снижению эффективности работы каждого процесса в целом в случае нарушения взаимодействия между подразделениями. При такой структуре оперативность принятия решений при участии представителей разных подразделений ниже, чем при линейной, а возможности возниконовения конфликтов интересов –выше.
Тем не менее такая структура в гостиничном менеджменте явялется наиболее распространенной, особенно среди средних, и крупных первоклассных отелей.
|
3. линейно-функциональная структура.
В этом случае внутри каждого участка, организованного по линейному принципу, выделяются функциональные звенья. Линейный руководитель воздействует на руководителей функциональных звеньев, которые несут ответственность за результат работы своих подразделений. Применение такой структуры приводит к увеличению руководящего состава, усложняет структуру управления гостиницей. На практике встречается в средних и больших отелях, в которых бизнес структурируется не по функциональным критериям. А по центрам прибыли.
дивизиональная структура
Функции распределяются на уровне производства услуг по определенному критерию (рынок сбыта, потребители, виды гостиничного продукта), при этом в центре внимания находятся основные источники прибыли. Для управления всеми сферами формируется организованная по функциональному принципу система менеджмента (из функциональных руководителей высшего звена). Управление каждой конкретной сферой должно осуществлятся менеджерами низшего и среднего звена.
Подобное разделение функций, с одной стороны, позволяет более эффективно управлять и контролировать конкретную сферу, с другой – снижается вероятность эффективной работы сфер, не приносящих особой прибыли.
Матричная структура
Обычно к этой структуре прибегают при внедрении нового проекта или программы, т.е ее использование носит временной характер.
Во главе каждого проекта стоит менеджер, который взаимодействует с постоянными членами группы и работниками функциональных отделов, подчиняющимися ему временно и по гораниченному кругу вопросов (например, если гостиница решила ввести новую категорию номеров, то для реализации этого проекта она набирает команду из работников разных функциональных направлений и приглашает ряд специалистов).
На практике руководитель гостиничного предприятия при формировании организационной структуры обычно использует элементы различных структур управления.