Лекция 2. Характеристика и классификация средств размещения




Гостиничная индустрия как вид экономической деятельности включает предоставление услуг и организацию краткосрочного про­живания в гостиницах, мотелях, кемпингах, пансионатах и в дру­гих средствах размещения за вознаграждение. Под средством раз­мещения понимают любой объект, предназначенный для времен­ного проживания людей.

В соответствии с ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» (М., 94) под гостиницей понималось предприятие, предназначенное для временного проживания. Допустимое минимальное число номеров в гостиницах – 10.

В другом нормативном документе – «Правила предоставле­ния гостиничных услуг в Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства РФ № 490 от 25 июля 1997 г., дается сле­дующее определение гостиницы: «Это имущественный комплекс (зда­ние, часть здания, оборудование и иное имущество), предназ­наченный для предоставления услуг» [4, 12].

Гостиницы характеризуются следующими признаками: состо­ят из номеров, число которых превышает определенный минимум, имеют единое руководство; предоставляют разнообразные гости­ничные услуги; сгруппированы в категории и классы в соответствии с предоставляемыми услугами, имеющимся оборудованием и стан­дартом страны.

Гостиничные предприятия различаются по вместимости, чис­лу мест для проживания и числу номеров.

Номер –помещение, состоящее из одного или нескольких мест, оборудованное в соответствии с требованиями, предъявляемыми к гостинице данной категории.

Койко-место площадь с кроватью, предназначенная для пользования одним человеком.

Современные гостиницы различаются по назначению, вместимости, этажности, типу конструкций, уровню комфорта, режиму эксплуатации (круглогодичные, сезонные), месту расположения (город, курорт и т. д.), их функциональному назначению, обеспеченности питанием, продолжительности проживания в них, уровню цен.

Классификация гостиниц и других средств размещения призвана решать различные задачи, поэтому в основу многочисленных классификация положены разные критерии.

Наиболее общим является разработанное экспертами ВТО деление средств размещения на две основные группы:

1. Коллективные средства размещения

1.1 гостиницы и аналогичные средства размещения

1.1.1 гостиницы

1.1.2 аналогичные средства размещения – мотели, меблированные комнаты, туристские общежития, гостевые комнаты.

1.2 специализированные заведения

1.2.1 оздоровительные заведения

1.2.2 лагеря труда и отдыха

1.2.3 общественные средства транспорта (ботель, флотель, родтель)

1.2.4 конгресс-центры

1.3 прочие коллективные заведения

1.3.1 жилища, предназначенные для отдыха

1.3.2 площадки для кемпинга

1.3.3 прочие

2. индивидуальные средства размещения

2.1 собственные жилища

2.2 размещение, предоставляемое бесплатно родственниками или знакомыми

2.3 прочие.

Гостиничные предприятия можно классифицировать по следующим критериям:

1. по вместимости номерного фонда

1.1 малые

1.2 средние

1.3 большие

1.4 мега-отели

В каждой стране с учетом социально-экономических и исторических особенностей развития существует свой подход к определению вместимости малых, средних и больших гостиниц.

ВТО рекомендует считать малой гостиницей предприятие номерной фонд которого 30 номеров.

Для большинства стран Европы характерны небольшие гостиницы, в то время как в Америке и на динамично развивающемся рынке Азии типичны гостиницы с большой вместимости.

Многие страны придерживаются подхода к классификации по вместимости, при котором:

Малыми гостиницами считаются предприятия с вместимостью до 150 номеров, средними – 150-299 номеров, большими – 300 – 600 номеров, мега-отели – более 600 номеров.

2. по целевому рынку

под целевым рынком понимается группа (группы) потребителей, которых гостиница хочет привлечь и в дальнейшем сделать своими клиентами.

Таком образом классификация гостиниц по целевому рынку основана на дифференциации типов обслуживаемых клиентов.

Наиболее общими типами гостиниц, выделяемыми на основе этих критериев, являются:

1. Бизнес-отели. Обычно находятся в деловой или центральной части города и обслуживают прежде всего деловых туристов. Представляют собой самую крупную группу гостиничных предприятий. Обслуживание направлено на создание определенной обстановки: наличие в номере рабочей зоны помимо зоны отдыха, наличие специальных помещений и оборудования для проведения деловых мероприятий.

2. Гостиницы при аэропортах. Клиентами являются бизнесмены, пассажиры отмененных или отложенных авиарейсов, персонал авиации. Гостиничный транспорт осуществляет перевозку гостей до аэропорта и обратно. Многие гостиницы могут предоставлять услуги по проведению конференций.

3. Сюит-отели. Основные характеристики таких отелей – расширенные площади номеров (обычно включают гостиную и спальню, иногда маленькую кухню с холодильником или мини-баром), сокращены площади помещений общего пользования, незначительное количество дополнительных услуг, относительно невысокие цены. Клиентами являются люди, использующие такие отели как временное жилье и желающие находиться в домашней атмосфере.

4. Апарт-отели. Похожи на сюит-отели, но обычно обязательно предоставляется кухонное оборудование. Цена зависит от времени пребывания и позволяет сократить расходы за счет ограниченного набора основных и дополнительных услуг.

5. Резидентские гостиницы (гостиницы для временного пребывания). Наибольшее распространение получили в США, но сейчас не популярны.

6. EasyHotel. Новый тип гостиниц, размещаются в центрах крупных городов. В таких гостиницах нет никаких услуг, кроме размещения, нет общественных зон. Единственный сотрудник, которого могут увидеть гости – менеджер на ресепшен. Номера отличаются набольшими размерами (порядка 7 кв. м), но в каждом есть двуспальная кровать, санузел с душем, кондиционер, ТВ.

7. Курортные гостиницы. Отличительный признак такой гостиницы наличие специальных условий для отдыха и местонахождение, в зависимости от которого определяется специфика обслуживания. Могут располагаться на летних, круглогодичных, горнолыжных и зимних курортах. Предлагаемый набор услуг – широкий ассортимент еды и напитков, разного рода дополнительные услуги. Основная цель такой гостиницы – предусмотреть все пожелания клиентов. Основная проблема – сезонный фактор, который сказывается негативно на загрузку материальной базы.

8. Гостиницы B&B. Распространен во всем мире – обычно это жилой дом или небольшая гостиница. Услуги ограниченны – проживание и завтрак. Владельцы обычно проживают тут же, следят за порядком, занимаются приготовлением завтраков.

9. Казино-отели. Появление связанно с развитием игорного бизнеса. Комплексообразующие услуги таких гостиниц - размещение и питание – являются вторичными. Цены в таких отелях обычно как правило дороги. Такие гостиницы могут предлагать ряд дополнительных услуг – экстравагантные шоу-программы, организация перелетов чартерными рейсами, дополнительные спортивные услуги.

10.Конгресс-отели. Разновидность бизнес-отелей, специализируются на обслуживании различного рода мероприятий – конференций, симпозиумов. Помимо размещения и питания предоставляют спецпомещения, выставочные площади, различное оборудование. Ассортимент услуг не так разнообразен как в бизнес-отелях, тк первоочередная задача – удовлетворение потребностей организаторов мероприятий. Как правило такие отели большие по площади и обособленны. Конгресс-отели часто выставляют организаторам единую таксу, которая включает проживание, питание, стоимость участия в мероприятиях.

11.Таймшер-отели и Кондоминиумы. Таймшер-отели – это отели «на период отпуска» - являются одним из развивающихся сегментов индустрии гостеприимства. Основной принцип заключается в выкупе клиентом на определенный период времени (обычно несколько недель в году) части гостиничной собственности (гостиничный номер и прилегающую территорию). Достоинства таймшера – возможность обмена времени и места владения с лицом, имеющим аналогичную собственность в другом месте. Обмены помогает осуществлять управляющая компания.

Кондоминиум похожи на таймшер-отели, различие в них механизме владения собственность. Номерной блок кондоминиума в течение года имеет одного владельца, который проживает в нем определенный срок, в остальное время управляющая компания по договоренности сдает собственность в аренду, доходы от которой идут владельцу.

Существуют и альтернативные средства размещения:

 

Акватель – стационарный корабль, изъятый из эксплуатации как транспортное средство и используемый в качестве отеля.

Ботель – небольшая гостиница на воде, в качестве которой может использоваться соответствующим образом оборудованное судно.

Мотель – гостиница, расположенная вблизи автомобильной дороги. Придорожный отель, в котором, кроме комфортабельных номеров, автотуристам предоставляются места для стоянки автомашин с соответствующим обслуживанием.

Ротель – передвижная гостиница, представляющая собой вагон с одно- или двухместными номерами – спальными отсеками, в которых имеются также помещения для переодевания, общая кухня и общий туалет, душ.

Каравайнинги, кемпинги, паркинги – предоставляют размещение туристам, путешествующим на машинах и трейлерах. Обычно дополнительный набор услуг заключается в обеспечении помещениями для приготовления пищи, душевыми и туалетными комнатами.

Также к альтернативным относят размещение в частном секторе.

3. По уровню комфорта

Можно выделить три направления формирования требований для определения категории средства размещения:

1. исходя из понятия «технического качества» - размер площадей, вместимость, наличие оборудования, численность персонала

2. исходя из понятия «функционального качества» - основное внимание уделяется уровню обслуживания.

3. комбинация первых двух

Т.о. в каждом государстве или определенной гостиничной сети к понятию комфорта относятся по-разному, что затрудняет создание единой систему классификации.

Для создания национальных систем классификации средств размещения госорганами разрабатываются соответствующие нормативные требования.

Эти системы могут носить как обязательный, так добровольный характер. Если определение классности является обязательной процедурой, то по ее окончании организация получает официальное разрешение на оказание гостиничных услуг.

В 1989 году ВТО были разработаны «Рекомендации по межрегиональной гармонизации критериев гостиничной классификации на основе стандартов, одобренных региональными комиссиями», включающие общие критерии, на основе которых была могла бы быть создана единая международная классификация. В соответствии с классификацией ВТО все гостиницы делятся на 5 категорий, обозначаемых звездами. В документе прописывается требования, разделенные на 2 категории. Первая предъявляется ко всем классам гостиниц (необходимые условия для обеспечения безопасности проживания), вторая – к определенному классу (к качеству сервиса и разнообразию предоставляемых услуг).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: