Политика «гласности». Особенности развития культуры.




Дата: 10.02.2022г.

Дисциплина: ОДБ.04 История

Группа № 80

Урок № 39

Тема: «Политика «гласности». Особенности развития культуры. «Новое политическое мышление».

Цели урока

- обучающая: сформировать у обучающихся представление о развитии гласности и демократии в СССР, охарактеризовать направления внешнеполитического курса СССР в период перестройки.

- развивающая: продолжить формировать навыки анализа и систематизации информацией, выявление причинно-следственных связей.

- воспитательная: воспитывать чувство сопричастности к истории своей страны.

Материалы к уроку

Политика «гласности». Особенности развития культуры.

Гласность - политика максимальной открытости в деятельности государственных учреждений и свободы информации.

Основные идеи политики гласности СССР в 80-е годы:

- демократизация общественной жизни.

- отсутствие (смягчение) цензуры в СМИ

- критика социализма и раскрытие информации о «темных» страницах советской истории

- публикация литературных произведений, которые раньше были запрещены

- пересмотр дел жертв репрессий

Большая открытость в деятельности высшего руководства проявилась уже в первые месяцы перестройки. Сам термин «гласность» как свидетельство новых подходов к политике впервые прозвучал в выступлении Горбачёва на XXVII съезде КПСС.

Гласность была призвана формировать «социализм с человеческим лицом». Она вовсе не означала свободу слова. Это была полусвобода — разрешение говорить лишь то, что требовалось руководству, и лишь в тех пределах, которые оно допускало.

Как и во времена «оттепели», критика сталинизма использовалась реформаторами для обоснования правильности проводимого курса. Однако вскоре контроль над пропагандой партийным руководством был утрачен.

Важнейшим средством борьбы за умы людей, их нацеливания на перемены стали средства массовой информации. Новые популярные передачи появились на телевидении. Журналисты всё чаще работали в прямом эфире. Открытость и острота принесли симпатии таким передачам, как «Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо». Совершенно необычным явлением для страны стали прямые трансляции заседаний XIX партконференции КПСС (1988), съездов народных депутатов СССР, приковывавшие внимание огромного количества людей.

В сентябре 1986 г. было принято решение прекратить глушить передачи американской радиостанции «Голос Америки» и английской Би-би-си, а осенью 1988 г. в Советском Союзе окончательно перестали глушить зарубежные радиостанции.

Провозглашая приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми, М. С. Горбачёв положил начало новому этапу духовного развития общества. Стали издаваться новые газеты и журналы, был пересмотрен реестр не подлежащих публикации статистических данных. Для исследователей приоткрылись ранее закрытые архивные и библиотечные фонды. Ураган новой информации очень скоро разрушил систему мифов, на которые опиралась официальная идеология. Процесс размывания коммунистической идеологии шёл и в предшествующие годы, но в условиях гласности эта идеология окончательно лишилась своей главной роли. На этот результат инициаторы перестройки явно не рассчитывали.

Особый размах гласность приобрела после январского (1987) пленума ЦК КПСС. С конца 1986 — начала 1987 г. стали публиковаться литературные произведения, не допускавшиеся ранее в печать: «Дети Арбата» А. Рыбакова, «Белые одежды» В. Дудинцева, «Зубр» Д. Гранина, «Исчезновение» Ю. Трифонова, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана. В них поднимались проблемы судеб интеллигенции, национальных отношений в годы сталинского режима. Были изданы многие находившиеся под запретом работы отечественных литераторов: «Мы» Е. Замятина, «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка, стихи М. Волошина, Н. Гумилёва, романы А. Платонова «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море», произведения В. Ходасевича, И. Шмелёва, В. Набокова и др.

Вернулись к отечественному читателю труды крупнейших российских философов — Н. Бердяева, В. Соловьёва, П. Сорокина, В. Розанова, В. Лосского и др., раскрывавшие истоки и смысл русского коммунизма, проблемы самобытности российской истории и др.

Были опубликованы работы эмигрантов 1970— 1980-х гг. — И. Бродского, А. Галича, В. Некрасова, В. Аксёнова, В. Войновича, Э. Лимонова. Одним из событий литературной жизни стала публикация «Архипелага ГУЛАГ» А. Солженицына.

В литературных кругах шли горячие дискуссии о направлении и путях дальнейшего развития общества. Критиковали писателей, выступавших за коренные преобразования в стране (Б. Васильев, Г. Бакланов, С. Залыгин, С. Баруздин, А. Рыбаков, А. Приставкин, Д. Гранин). Ещё сильнее критиковали тех, кто выступал за сохранение традиционного пути (Ю. Бондарев, В. Распутин, А. Иванов, А. Проханов и др.).

Значительный вклад в «революцию умов» внесли литературные критики и публицисты.

Были изданы литературные произведения и научные исследования западных авторов, раскрывающие природу так называемого тоталитарного государства: «1984» Дж. Оруэлла, «Большой террор» Р. Конквеста, «Открытое общество и его враги» К. Поппера, «Большевики приходят к власти» А. Рабиновича, «Сталин: путь к власти» Р. Такера, «Бухарин» С. Коэна, «Фашизм» Ж. Желева и др.

Гласность затронула и другие сферы духовной жизни — кинематограф, театр, музыкальное и изобразительное искусство. Летом 1986 г. состоялся съезд Союза кинематографистов СССР, ставший заметным событием в культурной жизни. Во всех творческих союзах произошла смена руководства, было осуждено подавление свободы творчества.

Годы перестройки были отмечены появлением как запрещённых ранее фильмов («Комиссар» А. Аскольдова, «Проверка на дорогах» А. Германа и др.), так и новых произведений антисталинского звучания: «Покаяние», «Завтра была война», «Холодное лето пятьдесят третьего», «Слуга», «Так жить нельзя», «Власть соловецкая» и др.

В ведущих театрах страны были поставлены пьесы М. Шатрова «Брестский мир», «Дальше... Дальше... Дальше...», по- новому трактовавшие события революции и Гражданской войны, выводившие на сцену только что реабилитированных или забытых исторических персонажей.

Именно литература, кинематограф и театр во многом подготовили советское общество к новому этапу реабилитации жертв политических репрессий.

В 1987 г. была создана Комиссия Политбюро по реабилитации жертв политических репрессий. Были реабилитированы и восстановлены в партии Н. Бухарин, А. Рыков, Л. Каменев, Г. Зиновьев, Г. Сокольников и многие другие крупные деятели советской эпохи.

В 1989 г. были признаны антиконституционными действовавшие в 1930-х — начале 1950-х гг. «тройки» и «особые совещания», их внесудебные решения были отменены, все осуждённые ими лица реабилитированы.

В 1990 г. указом Президента СССР были признаны незаконными репрессии в отношении крестьян в период коллективизации, а также всех других категорий лиц, осуждённых по политическим, социальным, национальным и иным мотивам.

В ноябре 1989 г. Верховный Совет СССР принял декларацию, признавшую незаконными и преступными репрессии против народов, подвергшихся насильственному переселению в годы сталинского режима.

История страны на глазах превращалась в один из важнейших факторов политической жизни. Ослабление идеологического контроля позволило вначале публицистам, литераторам, а затем и профессиональным историкам коснуться многих белых пятен отечественной истории.

Процесс переосмысливания затронул как общественные науки — философию, политэкономию, право, так и религию.

1000-летний юбилей Крещения Руси (1988) стал поворотным пунктом в религиозной политике советского руководства. После встречи Горбачёва с Патриархом Московским и всея Руси Пименом и постоянными членами Священного синода начинается возвращение храмов, открытие новых приходов. В 1988 г. было открыто 809, а в 1989 г. — более 2 тыс. новых приходов РПЦ. Состоявшийся в дни торжеств Поместный собор принял новый устав, канонизировал Дмитрия Донского, Андрея Рублёва, Максима Грека, Ксению Петербургскую, Амвросия Оптинского и др. В считанные дни разошёлся 100-тысячный тираж Библии и 500 тыс. молитвословов.

В июне 1990 г. после смерти патриарха Пимена новым главой Русской православной церкви избирается Алексий II. Свою позицию новый патриарх обозначил так: «Атеизм — это духовный Чернобыль. Государство со своей идеологией слишком вольготно разместилось в жизни человека. Ему придётся потесниться».

У властей наметились изменения и в отношении верующих других религий — мусульман, иудеев, буддистов.

Однако, критика сталинизма и борьба с его последствиями не оставили равнодушными сторонников И. В. Сталина. В марте 1988 г. в газете «Советская Россия» было помещено письмо преподавательницы из Ленинграда Н. А. Андреевой под заголовком «Не могу поступаться принципами». Антисоциалистическая, по сути политика гласности и перестройки, по словам автора, заимствована у Запада. Она фальсифицирует историю социалистического строительства, учение марксизма-ленинизма. Андреева прямо призвала защитить Сталина и сталинизм.

Выступления Андреевой и других защитников сталинизма имели под собой определённую социальную основу. Общество оказалось во многом не подготовлено к стремительной и радикальной переоценке ценностей. Обнародование тщательно скрывавшихся фактов вызвало растерянность, душевный надлом даже у представителей более подготовленной к переменам интеллигенции.

Гласность способствовала острому столкновению различных идейных, социальных, политических, национальных, религиозных течений и интересов. Недовольство положением дел в обществе вылилось в конце концов в массовое недовольство той системой организации власти, которая существовала в стране десятки лет и казалась не только незыблемой, но и единственно правильной.

Кроме внутренних проблем, гласность показала людям и Запад с его ценностями, непривычным образом жизни, демократическими традициями. Для многих это было равнозначно открытию окна в мир. Вместе с тем значительная часть населения проникалась печальными настроениями, формировалось ощущение беспросветности собственного существования, обречённости.

«Новое политическое мышление»

В марте 1985 г. М. С. Горбачёв, отдавая дань традиции, подтвердил прежние подходы СССР во внешней политике. Однако вскоре оформилась новая философско-политическая концепция, получившая название «новое политическое мышление». Горбачёв призывал отказаться от представлений о расколе современного мира на две противоположные общественные системы и признать мир целостным и неделимым. Он говорил о невозможности решения международных проблем силовыми методами и считал, что их нужно решать на основе баланса интересов сторон. Наконец, Горбачёв заявил о приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и иными.

Смена внешнеполитического курса советского руководства началась со смены главы внешнеполитического ведомства. Вместо А. А. Громыко, возглавлявшего МИД в течение 30 лет, министром был назначен бывший первый секретарь ЦК Компартии Грузии Э. А. Шеварднадзе.

Были определены три основных направления внешней политики: нормализация отношений Восток — Запад через разоружение, разблокирование региональных конфликтов, установление тесных экономических и взаимовыгодных политических контактов с различными странами без предпочтения странам социалистического лагеря. Реализация этого курса имела как беспрецедентные успехи, так и крупнейшие провалы.

Ежегодными стали встречи руководства СССР и США, в ходе которых был налажен личный контакт между М. Горбачёвым и Р. Рейганом, а затем Дж. Бушем-старшим (ноябрь 1985 г. — Женева, октябрь 1986 г. — Рейкьявик, декабрь 1987 г. — Вашингтон, июль 1988 г. — Москва, декабрь 1989 г. — Мальта). Результатом переговоров стало подписание 8 декабря 1987 г. соглашения об уничтожении целого класса ядерных вооружений — ракет среднего и ближнего радиуса действия. Впервые от ограничения вооружений две сверхдержавы перешли к ликвидации оружия.

Вслед за этим были достигнуты соглашения о развитии сотрудничества, экономических отношений СССР с США. Конечно, внешнеполитические акции СССР преследовали и определённые пропагандистские цели. Таково, например, было предложение о ликвидации ядерного оружия к 2000 г. И всё- таки в целом это была новая политика.

С 1988— 1989 гг. идеологические принципы стали оказывать всё меньшее влияние на внешнюю политику СССР. Ухудшение внутриэкономического положения СССР заставило его руководство идти на всё более серьёзные и нередко односторонние уступки Западу в надежде добиться экономической помощи и политической поддержки.

В мае 1987 г. страны Варшавского договора внесли предложение об одновременном роспуске ОВД и НАТО (в первую очередь их военных организаций).

В июле 1991 г. в Москве был подписан советско-американский договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1), предусматривавший сокращение самых мощных видов наступательного оружия.

Эти шаги способствовали значительному ослаблению международной напряжённости.

Предпринимались усилия и по ослаблению противостояний СССР и США в разных регионах планеты. В 1987 г. в ходе переговоров Горбачёва и Рейгана была достигнута договорённость о прекращении американской военной помощи противникам режима в Афганистане и о выводе оттуда советских войск. 15 февраля 1989 г. произошло событие, которого ждали советские люди и весь мир, — завершился вывод советского воинского контингента из Афганистана. В декабре 1989 г.II Съезд народных депутатов СССР принял решение об осуждении этой войны и признал грубой политической ошибкой участие в ней советских войск.

В том же году СССР начал вывод своих войск из Монголии. Одновременно советское руководство способствовало выводу вьетнамских войск из Кампучии. Всё это устранило препятствия на пути урегулирования советско-китайских отношений.

В мае 1989 г. состоялся визит Горбачёва в Китай. Было официально объявлено о нормализации двухсторонних отношений и налаживании широкого экономического и культурного сотрудничества.

Советские представители сделали ряд шагов по урегулированию ближневосточного кризиса. В 1991 г. в Мадриде было заключено международное соглашение, снявшее многие преграды, мешавшие нормализации отношений Израиля с соседними арабскими странами.

Отказ СССР от прямого вмешательства в гражданские конфликты в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа стал началом поисков национального согласия в этих странах. Значительно сократились объёмы безвозмездной помощи союзным режимам и идейным единомышленникам. СССР отказался также от поддержки дружественных ему правительств в Ливии и Ираке. Во время кризиса в Персидском заливе летом 1990 г. Москва впервые выступила с позиций поддержки Запада.

Все эти шаги, безусловно, оказывали заметное влияние на ослабление международной напряжённости, укрепление отношений СССР с нетрадиционными партнёрами — Израилем, ЮАР, Южной Кореей, Тайванем и др.

В 1989 г. начался вывод советских войск из стран Восточной и Центральной Европы. Наряду с самим курсом на перестройку ослабление военного присутствия СССР в союзных странах вызвало активизацию антисоциалистических настроений. Начавшиеся в них процессы демократизации привели в конце 1989 — начале 1990 г. к «бархатным» революциям в Польше, ГДР, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании. В декабре 1989 г. вооружённым путём был свергнут режим Н. Чаушеску в Румынии. В результате проведённого в 1990 г. референдума ГДР вошла в состав ФРГ. Произошла смена руководства в Монголии.

Пришедшие к власти в этих странах силы выступили за радикальную и быструю смену модели общественного развития.

В короткие сроки были осуществлены приватизация и акционирование производства, проведены аграрные реформы. Многолетний советский диктат, военное присутствие в этих странах не могли не вызвать болезненной реакции: бывшие союзники отказались от ориентации на СССР и обратились за поддержкой к Западу. Разрыв традиционных экономических и политических связей с Восточной Европой ударил по советским интересам, осложнил и без того непростую внутреннюю ситуацию в СССР.

Весной 1991 г. состоялся официальный роспуск Совета экономической взаимопомощи и Организации Варшавского договора, завершивший распад социалистической системы. В декабре 1991 г. прекратил существование СССР.

За годы перестройки международная напряжённость ослабла настолько, что в мире заговорили об окончании «холодной войны». В сознании людей как на Западе, так и на Востоке создававшийся десятками лет образ врага потерял былую силу и выразительность.

Впервые в истории началось не просто ограничение ядерных вооружений или их частичное сокращение, а ликвидация целых классов оружия массового поражения и освобождение Европы от обычных вооружений. Ослабло региональное противоборство СССР и США, что дало народам многих стран мир и возможность самоопределения без вмешательства извне.

Наметились реальные перспективы более тесной интеграции СССР и стран Восточной Европы в мировое хозяйство и международные политические структуры.

Наряду с безусловными позитивными переменами, происшедшими в мире, очевидно и другое — с окончанием «холодной войны», распадом СССР и крахом коммунистических режимов в Восточной Европе взорванной оказалась биполярная система международных отношений, на которой базировалась стабильность в мире.

Из «холодной войны» вышла лишь одна сверхдержава — США. Другая — СССР — распалась под влиянием внутренних и внешних факторов. Возникла опасность утечки современнейших военных технологий и оружия в страны, от которых может исходить военная угроза.

Распад единой системы Вооружённых сил СССР не только снизил обороноспособность России, но и во многом способствовал усилению межнациональных военных конфликтов (прежде всего, на Кавказе и в Средней Азии). Рухнули и надежды на значительную помощь Запада в решении внутренних проблем.

Наконец, с распадом социалистического лагеря и отказом от поддержки традиционных союзников в третьем мире Россия попала в сложное положение, не получив в лице западных стран тех союзников, на которых она рассчитывала.

Советские люди с большой надеждой и пониманием встретили начавшийся советско-американский диалог. Они считали, что ослабление угрозы мировой ядерной войны имеет главное значение во внешней политике СССР. Однако ослабление позиций СССР в мире, отказ от сложившихся союзнических отношений со многими странами Восточной Европы, Азии, Латинской Америки вызывали у граждан СССР непонимание и раздражение. Всё чаще в письмах Горбачёву, в средствах массовой информации выражалось несогласие с проводимым им курсом. Критики Горбачёва отмечали, в частности, что никаких примеров «нового мышления» со стороны США и их союзников не видно, что внешняя политика СССР является односторонней и отвечает интересам Запада, а не СССР.

Эти настроения усиливались по мере того, как на Западе росла популярность Горбачёва и его «нового мышления».

С каждым его новым визитом за рубеж средства массовой информации западных стран отмечали «смелость подходов» и «исторические последствия» достигнутых договорённостей. Это, в свою очередь, как отмечают многие мемуаристы на Западе и в России, подвигало Горбачёва на новые и новые шаги навстречу западным партнёрам.

В 1990 г. Горбачёву была присуждена Нобелевская премия мира. Реакция на неё в СССР была враждебно-холодной, в то время как на Западе отмечался его вклад в прекращение «холодной войны».

 

Домашнее задание:

Письменно ответить на вопросы:

1. Объясните понятие «гласность».

2. Раскройте роль СМИ в политике гласности.

3. Какие перемены в общественных настроениях вызвала политика гласности?

4. Что такое «новое политическое мышление»?

5. Каковы были основные направления этой политики?

6. Какие достижения и неудачи можно отметить во внешнеполитическом курсе М. С. Горбачёва?

 

Домашнее задание сфотографировать и прислать в ВК https://vk.com/id473104198!!!

.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: