Транспортные услуги в индустрии гостеприимства
Роль и место транспортных услуг на рынке индустрии гостеприимства
Транспорт является одной из важнейших частей экономики любой страны.
Много лет назад человек использовал различные средства для перевозки людей, а также грузов. С появлением колеса и других способов передвижения стали появляться такие виды транспорта, как кареты, повозки, паровозы. Человек стал быстрее совершать поездки на дальние расстояния.
В настоящее время транспорт, обладающий высокоразвитой экономической и социальной базой, является одним из механизмов экономики государства.
Транспорт является двигателем для развития туризма во всем мире. Он обеспечивает нормальное функционирование экономики, позволяет развить такие отрасли, как сельское хозяйство, торговля и др.
Роль транспортных услуг в туризме проявляется в организации туристических и культурных поездок, культурного обмена, решении социальных проблем.
С развитием туризма и увеличением спроса на путешествия постоянно расширяются транспортные пути, что, в свою очередь, благоприятно влияет на развитие транспортной инфраструктуры.
Транспортные услуги являются одними из самых важных в туристическом бизнесе. На них приходится большая часть стоимости тура. Туристы используют различные виды транспорта для путешествий.
Основная часть в секторе транспортных услуг принадлежит авиации.
Автомобильный транспорт занимает второе место среди видов транспорта, используемых для путешествий. Этот вид транспорта еще называют транспортом всеобщего применения. Он используется от трансферов и экскурсий до внутримаршрутных перевозок, а также арендуется туристами для личного пользования.
|
Главной соперницей автобусных перевозок является железная дорога. В пределах нашей страны она имеет широкое распространение по сравнению с авиационным или автомобильным транспортом. Преимуществом железной дороги являются более низкие тарифы, а также распространено использование проездных билетов, системы скидок, что позволяет передвигаться по стране, экономя собственные денежные средства.
Водный речной и морской транспорт реализует услуги круизного типа. Водные путешествия имеют как преимущества, так и недостатки. К достоинствам водного транспорта относятся обстановка, отвечающая любым запросам клиента, возможность размещения одновременно большого количества людей, реализация различных видов и целей туризма, полноценный отдых, полный комплекс жизнеобеспечения. Недостатками водного транспорта можно назвать невысокую скорость передвижения транспортных средств, высокие тарифы, ограничение мобильности.
Использование различных видов транспорта в индустрии гостеприимства
Водный транспорт. Первые средства передвижения по воде появились еще в древние времена. Периодом зарождения водного транспорта можно считать переход к неолиту - новому каменному веку, когда человеку уже были известны каменные орудия труда и он умел обрабатывать дерево. Доказательством этому могут служить изготовленные из дуба примерно 40 веков назад челны, которые были найдены археологами. В 4 тыс. лет оценили ученые возраст челна, найденного на берегу Ладожского озера. Более 2 тыс. лет насчитывается дубовому челну, найденному во время раскопок г. Изюма на Украине.
|
Древнейшими крупными океанскими судами были китайские императорские корабли, которые, судя по имеющимся археологическим данным, были вполне способны уходить в дальние плавания на многие месяцы.
С древних времен совершенствовались конструкция и оснащение морских и речных судов. С появлением развитого парусного снаряжения, средств навигации, оснащения корабля древними образцами вооружения суда стали не только средством доставки грузов, но и одним из главных способов ведения войны, а также способом экспансии древних государств.
Очередным и важнейшим после изобретения паруса переворотом в водном транспорте стало создание парохода.
Первый пароход был создан Робертом Фултоном. В 1807 г. он построил «Клермонт» -корабль, оснащенный паровой машиной и гребным колесом. Впоследствии он совершал рейсы по реке Гудзон от Нью-Йорка до Олбани. Скорость первого парохода была примерно 5 узлов (или 9 км/ч).
В России первый пароход был построен в 1815 г. Он совершал рейсы между Санкт-Петербургом и Кронштадтом.
Современный водный транспорт - стратегически важная для экономики отрасль. Обладая неоспоримыми преимуществами надежности и безопасности, высоким уровнем комфорта, данный вид транспорта составляет основу для целой подотрасли в индустрии гостеприимства - водного туризма.
Доля водного транспорта во внутренних и международных перевозках невелика. Это связано, прежде всего, с высокой стоимостью морских туров и круизов, а также вытеснением этого вида транспорта другими, более дешевыми и быстрыми средствами доставки туристов.
|
Тем не менее, водный и главным образом круизный туризм остается элитным видом отдыха.
Водные виды транспорта можно классифицировать по разным показателям: виду; 2) типу; 3) назначению судна.
В зависимости от уровня комфорта и сервиса на борту, технической оснащенности корабля выделяют суда:
1) речные;
2) морские;
3) океанские.
Круизы, наряду с экскурсионными и прогулочными рейсами, являются основными видами туризма, основанными на использовании водного транспорта.
Круиз представляет собой комплекс услуг, включающий проживание, трехразовое питание, обслуживание и развлекательные программы на теплоходе. В стоимость такого тура могут включаться экскурсии и иные мероприятия в портовых городах.
Оснащенные для морских путешествий суда высших разрядов (люкс и суперлюкс) представляют собой самые настоящие «плавучие города» с пятью-шестью палубами, десятками магазинов, баров, ресторанов, несколькими бассейнами, спортивными и оздоровительными комплексами. Так, на одном из самых дорогих лайнеров в мире «The World» американской компании «Residence», плавающем по кругосветному маршруту, имеются бассейны, теннисные корты и даже поля для гольфа. Жилая часть корабля включает 110 апартаментов размером от 70 до 300 м2 для постоянного проживания и 88 кают, которые можно арендовать на срок от трех дней.
Самый большой в мире на данный момент лайнер «Oasis of The Seas» высотой с 21-этажное здание принадлежит компании «Royal Caribbean Cruises Ltd». На борту имеются: настоящий ледовый каток, Casino Royal — самое большое казино в мировом круизном флоте: 450 слот-машин, 27 столов для игры в покер, рулетку, блек-джек и кости, Opal Theatre — театр, рассчитанный на 1380 зрителей, в котором еженедельно демонстрируют 3 шоу в 4 смены, для того чтобы все желающие могли посмотреть их в удобное для них время, ночной клуб, джаз-клуб, дискотека.
Пассажиры могут отдохнуть в тени настоящих деревьев, так как на судне, впервые в мире, посажен парк из 12 тысяч экзотических, живых растений и кустарников и 56-ти деревьев.
На борту судна установлена большая оригинальная карусель ручной работы, бассейны с джакузи, водный парк с водной ареной, казино, магазины и бутики, где можно купить любые продукты питания и одежду на любой вкус, рестораны и бары.
Имеется 750-местный водный амфитеатр с фонтанами, трамплинами и ныряющими башнями на открытом воздухе и крытый театр, на 1300 мест. Имеется клуб для любителей юмора и джаза. На судне также проходят ледовые шоу, цирковые, тематические, и другие развлекательные мероприятия.
Пассажиры, желающие провести время более активно, могут воспользоваться многочисленными спортивными сооружениями. На судне есть волейбольные и баскетбольные площадки, поле для гольфа, оборудование для боулинга, стены для скалолазания, фитнесс центр, спа-салон. Есть возможность заниматься серфингом в специально адаптированных для этого бассейнах.
Также на корабле есть молодежная зона и детские сады. Специальные аттракционы для детей всех возрастов также расположены во всех районах судна.
По продолжительности специалисты выделяют:
1) кругосветные (свыше 14 дней) плавания,
2) морские путешествия (10-14 дней)
3) недельные круизы.
Недельные плавания наиболее популярны у клиентов, на их долю приходится около половины всех круизных путешествий.
Различают два вида круизов:
1) путешествия с заходом в морские порты (так называемая европейская система, предусматривающая проведение в припортовых городах экскурсий и иных мероприятий)
2) американская система, допускающая отдых туристов на пляжах при заходе лайнера в порт по маршруту.
В последнее время набирают популярность и кратковременные круизы без захода в порты.
Продолжительность таких путешествий обычно не превышает нескольких суток.
Основные регионы морского туризма - это Карибские острова (зимний сезон), Средиземное море (лето, осень) и круизы вокруг Европы и Скандинавии (лето, осень).
Компании, занимающиеся круизами, классифицируются по четырем категориям:
1) стандарт, или три звезды (компании «Norwegian Cruise Line», «Costa Cruises», «Royal Caribbean International», «Carnival Cruise Line, Princess Cruises» и др.);
2) премиум, или четыре звезды («Azamara Cruises», «Holland America Line», «Celebrity Cruises», «P & O Cruises», «Oceania Cruises» и др.);
3) люкс, или пять звезд («Crystal Cruises», «Regent Seven Seas Cruises», «Cunard Line» и др.);
4) суперлюкс («SilverSea Cruises» и «Seabourn»).
Речные круизы отличаются большей доступностью, независимостью от погодных условий и более насыщенной программой мероприятий для туристов, проводимых на берегу.
Это экскурсионные программы, дискотеки, отдых на пляжах и др. Маршрутами таких путешествий являются реки, их притоки, речные каналы, а также озера. Наиболее популярны в Европе круизы по рекам Рейн, Дунай, Эльба, Сена. Популярны и широко используются для организации речных путешествий и русские реки - Волга и Дон. Среди круизных рек популярны Нил, Амазонка и Янцзы. Для речных круизов, как правило, применяются относительно небольшие одно-, двух, трехпалубные теплоходы с низкой осадкой и складными мачтами. Это связано с необходимостью преодолевать низкие неразводные мосты и неглубокие реки.
Отличительной характеристикой прогулочных и экскурсионных поездок на водных судах является их небольшая продолжительность. Она не превышает 24 ч и может совершаться не только на теплоходах, но и на малых речных судах, таких как катера, парусные яхты, пассажирские ялики, суда на подводных крыльях (типа «Ракета», «Метеор») и др. Туристам не предоставляется услуга размещения в отдельных каютах, и гости располагаются на открытых палубах судна, которые совмещают в себе функции кафе-ресторана.
Воздушный транспорт. Принято считать, что первый самолет был изобретен братьями Уилбуром и Орвиллом Райт и поднялся в воздух в 1903 г. А.Ф. Можайский разработал проект летательного аппарата тяжелее воздуха и в 1881 г. получил на него патент. С трудом собрав деньги на прототип, А.Ф. Можайский построил самолет с двумя небольшими паровыми двигателями, заказанными в Англии (бензиновые моторы того времени были маломощными). Во время первого испытания самолет оторвался от взлетной полосы и, пролетев несколько десятков метров, накренился и ударился крылом о землю. Денег на восстановление самолета и доработку прототипа изобретателю не выделили. Лишь через десять лет более примитивный по конструкции американский аэроплан поднялся в воздух и пролетел 37 м за 12 с.
На данный момент авиация является самым эффективным средством доставки пассажиров и грузов на большие расстояния. Вместе с тем авиатранспорт обладает рядом недостатков, таких как невысокий уровень комфорта и высокая стоимость билета. В настоящее время ведущие авиакомпании предлагают вполне приемлемый уровень комфорта и сервиса. Благодаря своему быстрому развитию, продвижению авиационных услуг, средствам новейших систем бронирования и продаже электронных билетов, повышению комфорта обслуживания и оснащения авиалайнеров авиация сохраняет свои позиции, постепенно наращивая долю на рынке транспортных услуг, эффективно конкурируя с другими видами транспорта.
Современные пассажирские самолеты можно разделить по различным параметрам.
В зависимости от дальности полета:
1) дальние магистральные (А-380, А-340, А-350, В-787 и др.);
2) средние магистральные (В-737, А-320, Ту-154, Ил-86, Як-42 и др.);
3) ближние магистральные (Ту-134, Ан-24 и др.).
В зависимости от скорости, с которой осуществляется полет:
1) дозвуковые;
2) сверхзвуковые самолеты.
По типам двигателей можно выделить пассажирские самолеты:
1) с поршневыми моторами;
2) турбовинтовыми двигателями;
3) реактивными моторами и т. д.
Существует много других систем классификаций пассажирских авиалайнеров, принятых в фирмах-производителях в зависимости от уровня комфорта, размещения мест в салоне и других показателей.
Крупнейшей авиакомпанией в мире по числу перевезенных пассажиров является американская «Delta Air Lines» (162,6 млн пассажиров в 2010 г.). Другими крупными мировыми авиакомпаниями являются «American Airlines», «Southwest Airlines», «US Airways», «United Airlines», немецкая «Lufthansa», французская «Air France-KLM», ирландская «Ryanair», китайские «China Southern Airlines» и «China Southern Airlines» Крупнейшими российскими авиакомпаниями являются «Аэрофлот», «Трансаеро», «Сибирь», «Ютейр», ГТК «Россия» и тд
Автомобильный транспорт: Прототипом современных автомобилей были тележки, оборудованные паровыми машинами в качестве двигателей. В Европе в 1780-е гг. первым изобретением такого рода стал артиллерийский трехколесный тягач Ж. Кюнью, а в России примерно в это же время первая самодвижущаяся повозка была изобретена И.П. Кулибиным.
Идеи и схемы колесных самодвижущихся средств на пружинном приводе были обнаружены еще среди чертежей Леонардо да Винчи. Однако созданию и производству автомобилей, должна была предшествовать разработка мощного, эффективного и безопасного бензинового двигателя. Лишь в 1885-886 гг. немецкие изобретатели Г. Даймлер и К. Бенц построили и получили патент на свои первые самодвижущиеся экипажи с бензиновыми двигателями. В 1895 г. К. Бенц построил и первый автобус. В России первый автобус с двигателем внутреннего сгорания был сконструирован в 1903 г. в Санкт-Петербурге.
Несмотря на достижения современного мирового автопрома, автомобильный транспорт считается наименее комфортабельным и самым дешевым среди основных видов транспорта.
По российской классификации автобусом считается автотранспортное средство, используемое для перевозки пассажиров, вместимостью более восьми мест. В класс микроавтобусов отдельно выделяются транспортные средства длиной меньше 5,5 м. Существует несколько систем классификаций автобусов в зависимости от их размера, количества посадочных мест, уровня комфорта в салоне и назначения. Автобус, как и любое транспортное средство, построенное в России или ввезенное из-за границы, должно пройти обязательную процедуру сертификации.
По типу и компоновке различают автобусы:
1) переднемоторные;
2) заднемоторные;
3) центральномоторные;
4) капотной компоновки;
5) бескапотной компоновки;
6) низкопольные;
7) высокопольные (высокопалубные);
8) одиночные;
9) сочлененные;
10) полутораэтажные;
11) двухэтажные («Даблдекеры», например, ставшие символом Лондона автобусы «Routemaster»);
12) челночные (шаттл-бас);
13) терминальные;
14) полуприцепы;
15) прицепы.
Определением качества и комфорта туристических автобусов занимается организация IRU - Международный союз автомобильного транспорта, который имеет классификационные комитеты в 18 странах. Совместно с организациями-членами IRU практикует сертификаты, присваивающие автобусу от одной до четырех звезд в зависимости от уровня комфорта.
Класс определяется количеством звезд (от одной до пяти), нанесенных на кузов автобуса у входной двери, служащих показателями уровня комфорта (аналогично гостиничной звездочной системе).
Важнейшим отличием туристических видов автобусов от других классов являются оборудование и комфорт салона. Главным показателем уровня комфортности салона являются кресла для пассажиров. Основными параметрами выступают: расстояние между сиденьями (68, 72, 77, 83, 90 см по классам соответственно), высота спинки сиденья (по 50-70 см), обязательное наличие, начиная с третьего класса, двух подлокотников у каждого кресла, а также биотуалета, холодильника и мини-кухни. В четвертом и пятом классе комфорта обязательно наличие в автобусе кондиционера, гардероба и других средств обеспечения комфортного путешествия. Туристические автобусы отличаются друг от друга не только особым уровнем комфорта и оборудованием (например, аудио- и видеосистемами с мониторами, микрофоном для гида, персональными информационными панелями и т. д.), но и компоновкой. Туристические автобусы, как правило, полутора- и двухэтажные. Связано это не только с обязательным предоставлением по 0,5 м2 пространства для багажа каждого туриста, но и улучшением обзора для пассажиров. Зарекомендовавшие себя страны-производители и известные марки туристических автобусов «MAN», «Mercedes», «Neoplan», «Setra» (Германия) и др.
Железнодорожный транспорт. Железная дорога, пройдя долгий путь развития, является сегодня стратегически важной транспортной отраслью для любой национальной экономики.
Железнодорожный путь появился раньше паровозов. Еще в середине XVIII в. в рудниках Алтая использовались рейсовый путь и вагонетки с конной тягой, а первая железная дорога (тоже промышленного назначения) появилась на Александровском заводе в г. Петровске в 1788 г. Позже получила свое развитие пассажирская железная дорога на конной тяге. Первая рельсовая дорога между разными населенными пунктами была построена в Англии в 1801 г.
Первый паровоз появился в 1804 г. Его сконструировал Р. Тревитик на основе паровой машины Дж. Уатта. Самым удачным в последующие годы стало изобретение паровоза, который впоследствии стал первым локомотивом пассажирской железной дороги.
В 1812-1829 гг. Дж. Стефенсон предложил несколько удачных схем паровоза, которые стали использоваться на шахтных железнодорожных путях. Впоследствии именно паровоз «Ракета» Стефенсона стал основным локомотивом дороги по направлению Манчестер -Ливерпуль.
В настоящее время протяженность железнодорожных путей исчисляется сотнями тысяч километров, а конструкции современных поездов-экспрессов позволяют развивать большую скорость (рекорд скорости в 581 км/ч принадлежит японскому поезду «Маглев»), поезда стали одним из самых быстрых и комфортных средств для путешествий.
В разных странах применяются различные классификации пассажирских поездов и вагонов. В России в зависимости от скорости движения, уровня комфорта, оснащения вагонов и маршрута выделают скорые, дальние, местные и пригородные пассажирские поезда регулярного сообщения. К составам нерегулярного (непостоянного) сообщения относят, как правило, туристические и чартерные поезда, формируемые по предварительным заказам.
Классификация пассажирских вагонов по типам и их обозначение принятое в России:
1) Л - двухместный мягкий, СВ (девять двухместных купе);
2) М - мягкий (вагон-люкс);
3) К - купейный (несколько видов, например на 36 мест с двухместным купе проводника);
4) П - плацкартный (54 спальных места);
5) О - общий (81 сидячее место);
6) С - места для сидения. В зависимости от модели 56, 60, 62 или 64 места.
Вагоны повышенной комфортности по комплексу предоставляемых услуг:
1) Э - экономический;
2) Б - бизнес.
Большую популярность у туристов имеют фирменные поезда и эксклюзивные фешенебельные туристские пассажирские составы. Путешествия на поездах с высоким уровнем комфорта иногда даже называют круизами. Это самые настоящие отели на колесах. В них есть все - от кондиционеров до мраморных ванн. К услугам пассажиров предоставляются вагоны-рестораны с меню из нескольких европейских кухонь, вагоны-бары, вагоны-клубы и т. д. Экскурсии и другие мероприятия устраиваются во время остановок поезда. Такие туристические составы имеют свои собственные имена.
На регулярных рейсовых поездах туристы перемещаются на правах обычных пассажиров. Как правило, они используются для доставления заранее сформированных туристических групп к месту отдыха и обратно. Турфирмы должны бронировать места за 45 суток до отправления поезда.
В настоящее время в России действует автоматизированная система бронирования мест «Экспресс 3». Она облегчает туристическим организациям резервирование мест на регулярных пассажирских маршрутах. Для формирования отдельного туристического поезда (аренды пассажирского состава) турфирма заключает договор с отделением железной дороги, в котором указываются маршрут поездки, сроки путешествия, места и продолжительность остановок, количество и тип вагонов в составе, стоимость аренды вагонов и другие условия. После заключения договора и оплаты аренды состава отказ от путешествия возможен не позднее 20 дней до отправления поезда.