№ задания | Баллы | Примечание |
Для заданий 1-7 максимальное количество за полный правильный ответ – 2 балла; за частичный правильный ответ – 1 балл; за неправильный ответ – 0 баллов. 14 баллов – «отлично» 11-13 баллов – «хорошо» 8-10 баллов – «удовл.» |
№ 13
Тест на основе орфографического минимума | проверяет знания орфографических правил, регулирующих написание гласных и согласных в корне слова, падежных окончаний имен существительных, употребление ь и ъ знаков. |
Вариант 1.
1.Определите, какой ряд словосочетаний включает слова только с проверяемой безударной гласной в корне.
1) Охр…нять природу, зап…х трав, д…алоги о животных;
2) с…нонимический ряд, ув…дать от жары, запеч…тлеть в памяти;
3) нагр…ждение победителей, с…деющий человек, с…реневый цвет;
4) отр…хать багряную листву, ч…рующая мелодия, разр…дить обстановку.
2.Укажите, какой ряд словосочетаний состоит только из слов с пропущенной согласной буквой.
1) Чу…ствовать вину, интерес…ный собеседник, несчас…ный случай;
2) радос…ное ожидание, живописная мес…ность, искус…ный шов;
3) желтый нарцис…, тенистая ал…ея, ат…естат зрелости;
4) чес…ный поступок, хороший ап…етит, опас…ный спуск.
3.Определите, в каком ряду словосочетаний во всех словах пропущена буква -И-
1) Участвовать в агитаци…, не поехал на гастрол…, о ярком пламен…;
2) известить о приезд…, рассказать о своей биографи…, выжить в неволе;
3) шествовать по площад…, везти в вагон…, рассматривать в телескоп…;
4) встретиться на станци…, отдыхать в санатори…, просить о помощ….
4. Определите, какой ряд состоит только из терминов, называющих разделы лингвистики.
1)Транскрипция, фразеология, профессионализмы;
2) фонетика, орфоэпия, морфемика;
3) эпитет, антонимы, синонимы;
4) этимология, метафора, олицетворение.
5. Составьте связный текст (2-3 предложения), включив в него слова из задания №4.
Вариант 2.
1.Определите, в каком ряду словосочетаний во всех словах пропущена одна и та же буква.
1) П…хучая жидкость, к…менистый берег, пол…скать белье;
2) пол…скать зверька, обн…вить наряд, длинный м…нолог;
3) син…нимический ряд, см…листый запах, далекий г…ризонт;
4) оч…ровать присутствующих, испачкать кин…варью, б…гряная листва.
2. Укажите, в каком ряду словосочетаний все слова с пропущенным Ь знаком.
1)Превозмоч… усталость, удивительная роскош…, выглянуло из-за крыш…;
2) в…ется речка, под…езд дома, двух…этажный коттедж, сороч…и следы;
3) без…ядерная зона, мне нездоровит…ся, поблагодарите за помощ…;
4) кошач…и повадки, разреж…те булочку, буд…те любезны.
3.Определите, какой ряд состоит только из слов с непроверяемой безударной гласной в корне.
1) Др…гоценный металл, начало предст…вления, мчаться по ш…ссе;
2) разъяренный ш…мпанзе, изучать ди…лекты, г…строли театра;
3) к…гтистый зверь, хороший апп…тит, подъезжать к с…бору;
4) кр…кливый ребенок, реан…мационное отделение, теплая л…донь.
4.Определите, какой ряд состоит из терминов, называющих разделы лингвистики.
1) Олицетворение, речевой этикет, омонимы;
2) интонация, фразеологизмы, метафора;
3) синтаксис, пунктуация, морфология
4) синонимы, антонимы, эпитеты.
5.Прочитайте словосочетания из задания № 2.
Найдите слово со значением " краска из минерала красного цвета". Составьте с этим словом предложение и запишите его.
Примерная шкала балловой оценки работы.
№ задания | Баллы | Ответы 1 вариант | Ответы 2 вариант | Примечание |
- | - | 7 баллов - "отлично" 6 баллов – "хорошо" 4-5 баллов "удовлетворительно |
Имя прилагательное
№ 14
Проверочная работа | проверяет: умения опознавать прилагательные разных разрядов на основе их семантико-грамматического анализа, навыки правильного образования и употребления форм сравнительной и превосходной степени, навыки проведения морфологического разбора. |
Вариант 1.
1. Прочитайте отрывки из известного вам произведения. Назовите автора __________________ и название _________________________________.
а) Правду молвить, молодица!
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
б) Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела.
в) И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
г) Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны…
д)…Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
2. Выпишите из отрывков в, д именаприлагательныевместесименамсуществительными. Укажите разряд прилагательных.
3. Определите, в каких отрывках имена прилагательные выступают в предложениях в роли сказуемого. Графически обоснуйте.
4. Впишите вместо точек прилагательные в сравнительной степени.
а) «Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех …
Всех……… и ………?
б) Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня ………?
Признавайся: всех я ………
Обойди все царство наше.
5. Образуйте от начальной формы прилагательных (задание № 4) форму превосходной степени.
6. Выпишите из предложений три слова с проверяемой безударной гласной в корне. Выполните орфографический разбор.
7. Запишите по памяти любой отрывок из стихотворения, в котором есть имена прилагательные. Над каждым прилагательным укажите значение (прямое или переносное).
Вариант 2.
Прочитайте текст и выполните задания № 1- 7
Цветочные часы.
1. Многие растения раскрывают и закрывают венчики своих цветов по расписанию.
2. Дневные цветы пробуждаются, когда чуть начинается рассвет.
3. Раскрывает голубые звездочки своих цветов цикорий, расправляет широкие лепестки шиповник, вспыхивают яркие огоньки маков.
4. К шести часам утра начинают тянуть к ранним солнечным лучам желтые головки одуванчики, а за ними широко открывает лепестки гвоздика.
5. Солнце уже заливает ослепительным светом лес, поле и речку.
6.Тогда раскрывает белоснежный венчик лилия, которая растет на воде.
7. Дневные цветы обычно первыми и засыпают.
8. Кончается день, солнце опускается все ниже.
9. И тут начинают оживать ночные цветы.
(По В. Ветлиной.)
Задание.
1. Раскройте смысл названия текста.
2. Выпишите из текста словосочетания «прилагательное + существительное», характеризующие предмет, обозначенный словом:
цикорий – голубые звездочки - качественное
шиповник -
маки -
одуванчики -
лилия -
Определите разряд каждого прилагательного.
3. Найдите в тексте относительные имена прилагательные и запишите их вместе с именами существительными.
4. Вспомните или придумайте самостоятельно названия цветов, состоящих из словосочетания: «притяжательное прилагательное + существительное».
(Например, Анютины глазки). Названия запишите.
5. Заполните таблицу примерами из текста. Образуйте от прилагательных (по
выбору) формы сравнительной и превосходной степени.
Слово | Превосходная степень | Сравнительная степень |
1. 2. 3. |
6. Выпишите слова с чередованием гласных в корне. Орфограмму графически обозначьте.
7. Проведите морфологический разбор одного прилагательного по выбору.