Что необходимо знать ребёнку к 1-му классу?




Памятка родителям

«Скоро в школу»

 

 

«Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Л.А.Венгер, А.Л.Венгер.

 

Ребёнку пора в школу… Радость и волнение родителей. Множество вопросов, первый из которых – готов ли наш малыш к поступлению в первый класс?

Готовность к школе – это не только набор определённых умений и навыков, которые должны быть сформированы у ребёнка к 6-7 годам. Готовность к школе включает в себя несколько основных компонентов: - интеллектуальная готовность. Ориентировка ребёнка в окружающем, запас его знаний, усвоенных в системе. Желание узнавать новое, любознательность. Сенсорное развитие. Развитие образных представлений. Развитие речи и мышления в соответствии с возрастной нормой. Смысловое запоминание.

- личностная и социально-психологическая готовность. Принятие позиции школьника. Положительное отношение к школе, к учебной деятельности, к учителям, к себе самому. Потребность в общении, умение подчиняться правилам и интересам группы, способность устанавливать отношения с другими детьми и взрослыми. Способность действовать совместно с другими.

- эмоционально-волевая готовность. Способность управлять своими эмоциями и поведением. Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём. Стремление преодолевать трудности. Стремление к достижению результата своей деятельности.

- физическая готовность. Состояние здоровья. Физическое развитие. Развитие анализаторных систем. Развитие мелких групп мышц. Координация движений в соответствии с возрастной нормой (прыжки, подскоки, бег и т.д.). Готовность организма ребёнка к учебным нагрузкам.

 

Что необходимо знать ребёнку к 1-му классу?

 

Ознакомление с окружающим миром.

Я и общество.

Дети должны знать:

-название нашей страны и её столицы;

-флаг, герб России;

-название родного города, села, свой адрес.

Дети должны иметь представление:

-о всенародных праздниках;

-о труде людей в городе и сельской местности; -дети должны уметь рассказать о своей семье.

Предметный мир.

Дети должны уметь:

-сравнивать, группировать, классифицировать предметы; -называть материалы, из которых они изготовлены; -понимать значение обобщающих слов.

Неживая природа.

Дети должны:

-иметь представление о сезонных изменениях в природе;

-определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег;

-уметь вести календарь природы с помощью взрослого.

Животный мир.

Дети должны иметь представление:

-о домашних и диких животных;

-о перелётных и зимующих птицах;

- о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

Растительный мир.

Дети должны иметь представление:

-об условиях, необходимых для роста растений;

-о лесных ягодах и грибах;

-об овощах и фруктах;

-о деревьях, кустарниках и цветах.

Дети должны уметь:

-различать и называть деревья по коре, листьям, плодам.

 

Развитие речи.

Ребёнок, поступающий в школу, должен:

-правильно произносить все звуки родного языка;

-различать и называть слова с определённым звуком;

-уметь определять место звука в слове (начало-середина-конец);

-делить слова на слоги;

-составлять слова из слогов;

-иметь представление о предложении;

-уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;

-подбирать синонимы, антонимы;

-использовать разные способы образования слов;

-пересказывать знакомые сказки и рассказы;

-составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок).

 

Математика.

Количество и счёт.

Дети должны знать:

-состав чисел первого десятка (из отдельных единиц); -состав чисел из двух меньших.

Дети должны уметь:

-называть числа в прямом и обратном порядке;

-соотносить цифру и число предметов;

-правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;

-сравнивать числа в пределах 10;

-устанавливать, какое число меньше (больше) другого;

-уравнивать неравное число предметов двумя способами (добавить, убрать).

Величина.

Дети должны уметь:

-сравнивать предметы разные по величине (длине, ширине, высоте); -выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже);

-сравнивать до 10 предметов, различных по величине; -измерять длину предметов с помощью условной мерки.

Геометрические фигуры.

Дети должны уметь:

-различать форму предметов: круглую, треугольную, четырёхугольную; -составлять из нескольких треугольников, четырёхугольников фигуры большего размера;

-делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части.

Ориентировка в пространстве.

Дети должны уметь:

-выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе и другим предметам;

-уметь ориентироваться на листе бумаги.

Время.

Дети должны:

-различать и называть части суток, их последовательность;

-понимать значения понятий вчера, сегодня, завтра; -знать дни недели, их последовательность;

-уметь называть месяцы года.

 

Изобразительная деятельность.

Рисование.

Дети должны:

-правильно сидеть при рисовании;

-уметь держать карандаш, кисти и пользоваться ими;

-использовать акварель, гуашь;

-уметь наносить легкий контур карандашом;

-правильно передавать в рисунке форму, строение предметов, соотношение по величине; цвета и их оттенки;

-уметь располагать изображения на листе бумаги;

-рисовать по представлению, с натуры (овощи, фрукты, цветы, игрушки);

-изображать сюжетные рисунки: картины природы, сюжеты из сказок и т.д.; -иметь представление о декоративно-прикладном искусстве (жостовская, хохломская, городецкая росписи);

-рисовать узоры по мотивам этих изделий.

Лепка.

Дети должны:

-уметь пользоваться глиной, пластилином и стекой;

-лепить предметы используя приёмы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания, примазывания;

-использовать при изготовлении поделки разные способы лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);

-уметь украшать изделие каленым и углубленным рельефом;

-лепить предметы с натуры и по представлению (овощи, фрукты, животных

и человека).

Аппликация и ручной труд. Ребёнка надо научить:

-правильно держать ножницы и пользоваться ими;

-приёмам симметричного и силуэтного вырезания из бумаги, обрывной

аппликации;

-сочетать приёмы вырезания ножницами с приёмами обрывной аппликации

для создания выразительного образа;-составлять сюжетные аппликации и декоративные узоры;-изготовлять простые фигурки из бумаги путём складывания.

Физическое развитие.

К обучению в школе ребёнок умеет:

-выполнять все виды ходьбы и бега, прыжков, метания, лазанья;

-прыгать на мягкое покрытие высотой до 40 см; спрыгивать с высоты 40 см; прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбега – 180 см, в высоту с разбега – не менее 50 см; прыгать через скакалку;

-перебрасывать набивные мячи;

-метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 м;

-выполнять физические упражнения чётко, ритмично;

-сохранять правильную осанку;

-ходить на лыжах переменным и скользящим шагом; -активно участвовать в играх с элементами спортивных игр;

-плавать 15 м.

 

 

Правила поведения.

У детей должны быть сформированы навыки культуры поведения. Они должны:

-первыми здороваться со взрослыми, сверстниками;

-вежливо прощаться;

-благодарить за оказанную помощь;

-говорить тихо, не привлекая к себе внимания, не мешать другим;

-вежливо обращаться с просьбой;

-не перебивать говорящего; -не вмешиваться в разговор старших;

-соблюдать порядок, чистоту.

 

Правила дорожного движения. Дети должны:

-различать проезжую часть дороги, тротуар;

-понимать значение сигналов светофора;

-знать правила дорожного движения;

-улицу переходить в специальных местах на зелёный сигнал светофора, при желтом и красном – стоять;

-ходить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны;

-не играть на проезжей части дороги.

 

Самообслуживание.

Культурно – гигиенические навыки и самообслуживание

Дети должны научиться:

-следить за своим внешним видом;

-самостоятельно умываться, чистить зубы, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом;

-следить за чистотой ногтей;

-уметь пользоваться расческой, носовым платком;

-при кашле, чихании отворачиваться, прикрывать рот носовым платком; -кушать аккуратно: пищу брать понемножку, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, полоскать рот после еды;

-самостоятельно быстро и аккуратно одеваться, раздеваться;

-аккуратно складывать и вешать одежду;

-убирать постель;

-приводить её в порядок – чистить, просушивать;

-ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить);

-вдевать иголку в нитку, завязывать узелок, пришивать пуговицу, вешалку.

 

Шпаргалка для родителей

 

(какой запас знаний должен быть у ребёнка, поступающего в школу)

 

Хорошо, если ваш ребёнок перед поступлением в школу будет:

• называть своё полное имя, отчество и фамилию;

• определять свой возраст (желательно дату рождения);

• знать свой домашний адрес;

• называть свой город и его главные достопримечательности;

• знать страну, в которой живёт;

• называть фамилию, имя, отчество родителей, их профессию;

• знать времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года);

• называть домашних животных и их детёнышей;

• ознакомлен с миром диких животных наших лесов, жарких стран, их повадками и названиями их детёнышей;

• определять транспорт наземный, воздушный, водный;

• различать одежду, обувь и головные уборы;

• называть зимующих и перелётных птиц, овощи, фрукты и ягоды;

• знать и уметь рассказывать русские народные сказки;

• различать и правильно называть геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, овал, многоугольник;

• свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (праваялевая сторона, верх-низ и т.п.);

• уметь полно и последовательно пересказывать прослушанный рассказ, составлять (придумывать) рассказ по картинке;

• запоминать и называть 6-10 предметов, картинок, слов;

• различать гласные и согласные звуки;

• разделять слова на слоги с помощью хлопков, по количеству гласных звуков;

• определять количество и последовательность звуков в словах типа «мак», «дом», «суп», «сани», «дубы», «роза»;

• хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы; вырезать предметы по

контуру);

• владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов;

• свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10;

• уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30-35 минут);

• сохранять осанку, особенно в положении сидя.

 

Свод правил для родителей:

 

• Позиция родителей должна основываться на доверии и уважении к своему ребёнку.

• Важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка и не перегружать его.

• Дайте ребёнку почувствовать рост своих возможностей.

• Проявляйте живой интерес к жизни ребёнка, к его радостям и огорчениям.

• Смейтесь вместе с ним, веселитесь, шутите, играйте.

• Поощряйте в своём ребёнке желание задавать вопросы, спорить, выражать собственное мнение, утверждать свою позицию.

• Учите ребёнка уважительно высказывать и доказывать своё мнение без крика, обид и раздражения.

• Извиняйтесь перед ребёнком, если по какой-либо причине вы допустили по отношению к нему бестактность.

• Старайтесь избегать резкой критики ошибочных действий ребёнка. Лучше предложите ему самостоятельно отыскать ошибку и исправить её.

• Не перехваливайте ребёнка, чтобы не формировать у него завышенную самооценку.

• Поощряйте поисковую, исследовательскую деятельность малыша, учите его размышлять, рассуждать, находить самые разные пути и варианты решения одной и той же задачи.

• Не заставляйте ребёнка заниматься, а заинтересовывайте его новыми занятиями.

• Посещайте вместе с ребёнком музеи, театры, выставки. Слушайте классическую музыку, читайте народные сказки, смотрите добрые короткометражные мультфильмы. Делитесь своими впечатлениями.

• Говорите с ребёнком о добре и зле, о любви и ненависти, об умении понимать других людей и прощать их.

• Будьте для ребёнка безупречным образцом для подражания, и тогда он сможет впитать всё самое прекрасное и доброе. Ваш образ жизни и поступки – пример для детей. Недаром народная мудрость гласит:

«Что посеешь, то и пожнёшь» или «Доброе семя – добрый и всход».

 

 

Тест для родителей на определение готовности ребёнка к школе.

 

Отметьте каждый утвердительный ответ 1 баллом.

• Как вы считаете, хочет ли ваш ребёнок идти в первый класс?

• Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного? Может ли он в течение 15-20 минут самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т.д.)

• Можете ли вы сказать, что ваш ребёнок ведёт себя без стеснения в присутствии посторонних людей?

• Умеет ли он описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из 5 предложений?

• Может ли он рассказать стихи наизусть?

• Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?

• Умеет ли ваш ребёнок читать хотя бы по слогам?

• Считает ли он до 10 в прямом и обратном порядке?

• Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?

• Может ли ваш ребёнок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?

• Любит ли ваш ребёнок рисовать, раскрашивать картинки?

• Умеет ли он работать с ножницами и клеем (например, делать аппликацию из бумаги)?

• Может ли он из 5 элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?

• Знает ли ваш ребёнок названия диких и домашних животных?

• Есть ли у вашего ребёнка навыки общения, например, может ли он назвать яблоки и груши одним словом «фрукты»? Любит ли он самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор?

 

Если вы ответили утвердительно на 14 и более вопросов, значит, ваш ребёнок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

Если малыш может справляться с содержанием 9-13 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем ещё нужно потренироваться с ребёнком.

В том случае, если количество утвердительных ответов 8 или менее, следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребёнком. Он ещё не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача – систематически заниматься с ним, тренироваться в выполнении различных упражнений. Возможно, на первых порах школьного обучения придётся очень тщательно выполнять вместе с ребёнком домашние задания и закреплять пройденный материал, но не стоит отчаиваться – упорные и систематические занятия помогут вашему ребёнку овладеть необходимыми знаниями и выработать нужные умения и навыки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: