Что значит принцип «соответствий» в символистском стихотворении




Почему символисты считали музыку наиболее совершенным искусством? Как проявляется музыкальность в символистском стихотворении? Что значит принцип «соответствий» в символистском стихотворении?

Интернет.

Категория музыкивторая по значимости (после символа) в эстетике и поэтической практике нового течения. Это понятие использовалось символистами в двух разных аспектах — общемировоззренческом и техническом. В первом, общефилософском значении, музыка для них — не звуковая ритмически организованная последовательность, а универсальная метафизическая энергия, первооснова всякого творчества. Во втором, техническом значении, музыка значима для символистов как пронизанная звуковыми и ритмическими сочетаниями словесная фактура стиха, т. е. как максимальное использование музыкальных композиционных принципов в поэзии. Стихотворения символистов порой строятся как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек. В. Брюсов: "Цель символизма – рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение" ("Русские символисты"). Отсюда частые повторы слов и целых строк, развитие, варьирование заявленных в стихотворении мотивов.

Поэзия А. А. Фета отличается редкостной мелодичностью, которая характеризует его творчество как основную величину – вроде яркой звезды. Такого рода «звезда» у каждого поэта и писателя должна быть своя, но у Фета она главным образом проявляется в музыкальности как способе жизни поэтического произведения. Поэзия А. А. Фета долгое время трактовалась как результат «чистого» искусства, поскольку мелодичность его стихов понимали как угодно, но абсолютно не так, какова она на самом деле. Так сложилось, что мелодику, нежность и плавность в лирическом тексте принято было отождествлять с чем-то изнеженным, утонченным и просто красивым, не имеющим иной цели, кроме как чисто эстетической.

 

Однако мелодичность стихов Фета нельзя отождествить с внешней «красивостью», потому что в данном случае красота внешняя обозначила под собой красоту внутреннюю. Искусство поэта обладает волшебной силой, оно подчиняет человека, оберегает его от житейских невзгод. Назначение поэта – воплотить невоплощенное, восстановить гармонию, утраченную человеческими душами. Не отсюда ли эта исключительная мелодичность стихов Фета – не от этой ли попытки, цели жизни и творчества, миссии стать восстановителем утраченного и дорогого?

По сравнению с тончайшей музыкальной оркестровкой в произведениях Пушкина, у Блока этот прием выглядит более обнаженным. Гласные в стихах Блока — это целый оркестр, хорошо слышный, сильно действующий на читателя, даже если он и не пони­мает, в чем дело. Каждая гласная у Блока — музы­кальный инструмент, ведущий свою партию: Ветер принес издалека Песни весенней намек — здесь и «е» [э], и «ё» [о] после мягких согласных звучат, как нежное соло флейты. Где-то светло и глубоко Неба открылся клочок звуки отвердевают; господствует «о», словно флейта сменяется более строгими, низкими звуками, напоминающими гобой. И вот уже зазвучали «у-а-и»— целый оркестр, а мелодию ведет «и», подобное зову свирели:

Музыке блоковского ассонанса способствуют повторы слов и словосочетаний, чего Пушкин сознатель­но избегал

“Лирическую поэзию можно сравнить только с музыкой”, - утверждал В.Г. Белинский. Литературно – музыкальные сопоставления эстетически оправданы: музыка – душа поэзии, проясняет и открывает ее. Она делает поэтическое слово более глубоким по смыслу и более легким по восприятию. Дух музыки в эмоциональном аспекте – творческая воля, пробуждающая одаренных людей создавать состояние звучаний и оформлять их как свое мировоззрение. Это единство музыки – искусства и стихийно – природной “музыки” мы видим у А. Блока. У поэта огромную роль играло слуховое восприятие мира, его отражение в “звукообразах”.

Метод Блока – это типично интонационный метод сочинения: возникающие в сознании музыкальные импульсы определяют общий характер образов, их эмоциональный тонус. Не случайно, резюмируя свои слова, Блок замечал, что особенность его творческого процесса скорее присуща музыканту (“Я, видимо, неудавшийся музыкант”) Песенное начало. Ведущую роль в музыкальном мире Блока играет песенное начало. “Поют персонажи Блока, поет природа, поет ветровые песни Россия, и сам поэт “создает зданье из песен”, его “дух, обнаженный для всех, поет”.

Что значит принцип «соответствий» в символистском стихотворении

Шарль Бодлер (1821–1867) - предшественник и учитель символистов, он открывает галерею "проклятых поэтов". В 1857 году появилась его знаменитая книга "Цветы зла". Многие символисты в поисках пути к "несказанному" подхватили мысль Бодлера о "соответствиях" между цветами, запахами и звуками. Согласно убеждению символистов, близость различных переживаний должна найти выражение в символе. Девиз символистских исканий - сонет Шарля Бодлера "Соответствия", где есть знаменитая фраза: "Перекликаются звук, запах, форма, цвет" - Синестезия. («Белое платье поет» - у Блока).

Символисты пытались на сокровенном языке намеков и внушения передать то, что невыразимо, опираясь при этом на религиозное понимание символа как земного знака небесных истин. Это удавалось им благодаря размыванию словарного контура слова, максимальному расширению его значения. К примеру, смысл строки Шарля Бодлера: "Угольные реки устремляются вверх к небосводу" (из произведения "Пейзаж") не сводится просто к "дыму городских труб", а намекает на некую невыразимую тайну, которая связывает земное и небесное, временное и вечное, низкое и высокое. Согласно завету Бодлера в знаменитом стихотворении "Соответствия", символисты в словах и вещах находили прежде всего подобия, знаки чего-то неизвестного. Зов тайного смысла был слышен им в звуках языка, в музыке. Во времена символизма поэзия стремилась слиться с музыкой. Как музыка, поэзия должна воздействовать эмоционально. Использовались аллитерации и ассонансы. «Челн томленья» - Бальмонт.

Поиск соответствий лежит в основе символистского принципа объединения искусств. Взаимопроникновение любви и смерти, гениальности и болезни, губительный разрыв между внешностью и сущностью в творчестве Бодлера - доминирующие темы в поэзии символистов.

Всё в мире полно скрытого значенья.

Мы на Земле – как бы в чужой стране

К.Д. Бальмонт

Искусство символизма призвано интуитивно постигать мир, поэтому произведения символистов не поддаются рациональному анализу. А также ключевую роль играют символы и их неисчерпаемость.

 

За каждым явлением, предметом, символист видит бесконечную цепь «соответствий» - аналогий, ассоциаций, которые должен разгадать поэт, чтобы приблизиться к скрытой от обычного взгляда тайной сущности мировой жизни. Каждое явление для символиста существует не само по себе, одно намекает на другое, обладает тайным сходством с ним. Внешние события, предметы – знаки духовного мира. Между ними нет четких границ, поэтому звуки могут пахнуть, обладать цветом, предметы поют. И эти соответствия постепенно расширяют смысл простого, усложняя его.

Гиппиус, «Швея». В одном – многое.

Есть другой тип – разное как единое – «Мне снятся караваны», Бальмонт (сборник «Будем как солнце»).

И 3й тип – стихотворение- шифр. Брюсов «Творчество».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: