Характер изображения исторических событий и героев в




«Слово о Полку Игореве» и «Задонщице»

 

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»: своеобразие жанра и стиля.

«… предлагаю житие свое от юности до лет пятидесяти пяти годов». Он отбирает лишь самые важные, самые главные вехи своей биографии: рождение в семье сельского священника-пьяницы, первые испытания, борьба с Никоном, ссылка, возвращение на Русь и последняя ссылка в Пусторезрск.
Центральная тема жития - тема личной жизни Аввакума, неотделимая от борьбы за «древлее благочестие» против Никоновых новшеств.
На станицах жития во весь свой гигантский рост встает образ незаурядного русского человека, необычайно стойкого, мужественного и бескомпромиссного.
Аввакум - поборник справедливости: он не терпит насилия сильного над слабым. Он заступается за девицу, которую «начальник» пытался отнять у вдовы.
Суров и непримирим Аввакум к своим идейным противникам - Никону и его приверженцам. Используя иронию и гротеск, он создает их яркие сатирические образы. На первый план выдвигается лицемерие и коварство Никона.
Обличает Аввакум сребролюбие никонианского духовенства: дьяк тобольского архиепископа Иван Струна за полтину оставляет безнаказанным «грех» кровосмесительства.
Аввакум в житии изображает и представителей светской власти. Один из них избивает протопопа в церкви.
Обличая представителей церковной и светской власти, Аввакум не щадит и самого царя, хотя царскую власть он считает незыблемой.
Если Аввакум непримирим и беспощаден к своим противникам, то он ласков, чуток и заботлив по отношению к своим сподвижникам, к своей семье. Он образцовый семьянин.
Наиболее значителен в житии образ спутницы жизни Аввакума, его жены Анастасии Марковны. Безропотно идет она вместе с мужем в далекую сибирскую ссылку: рожает и хоронит по дороге детей, спасает их во время бури, за четыре мешка ржи во время голода отдает свое единственное сокровище - московскую однорядку. Она помогает мужу морально переносить все невзгоды, которые обрушивает на него жизнь.
Аввакум стремиться подчеркнуть неразрывную связь бытового уклада с церковью. Страстная защита «древлего благочестия» превращает житие в яркий публицистический документ эпохи. Не случайно свое житие протопоп начинает с изложения основных положений «старой веры».


Житие Аввакума - это первая в истории нашей литературы автобиографическая повесть-исповедь, в которой рассказ о злоключениях собственной жизни сочетается с гневным сатирическим обличением правящих верхов, с публицистической проповедью «истинной веры». Переплетение личного и общественного превращает житие из автобиографичного повествования в повествование социальной и общественно-политической жизни своего времени. Житие вбирает в себя и этнографические описания далекого сибирского края, его рек, флоры и фауны.

С традиционными формами агиографической литературы житие связывает немногое: наличие вступления, ссылки на авторитет «отцов церкви», присутствие религиозной фантастики, использование ряда образно-изобразительных средств агиографической литературы - например, олицетворением судьбы выступает корабль, а жизнь человеческая уподобляется плаванию.

Религиозная традиционная фантастика под пером Аввакума приобретает реальные бытовые очертания.

Новаторство жития Аввакума особенно ярко обнаруживается в его языке и стиле. Он пишет русским природным языком.

В стиле жития протопоп использует форму сказа - неторопливого рассказа от первого лица, обращенного к старцу Епифанию. Его житие состоит из ряда искусно нарисованных правдивых драматических сцен, построенных всегда на острых конфликтах: социального, религиозного или этического порядка.

Рассказчик любит забегать вперёд, возвращаться к ранее сказанным вещам, но не следит за хронологией. А использует народные пословицы, поговорки, каламбуры, в кот можно заметить иронию.

Горе от ума

Все образы в комедии мы можем разделить на три группы: главные герои - они участвуют в личном конфликте (Софья, Молчалив, Чацкий, Фамусов и Лиза), второстепенные и Внесценические. Ко второй группе относятся гости фамусовского танцевального вечера. К третьей относятся все Внесценические персонажи, о которых мы узнаем из диалогов действу­ющих лиц на сцене.

Такая система персонажей неслучайна. Главные герои представлены нам крупным планом, второстепенные дополняют их, помогая наиболее глубокому раскрытию образов, ну а Внесценические персонажи расширя­ют пространственные и временные рамки пьесы. «Горе от ума» - комедия реалистическая, соответственно все действу­ющие лица — это воплощение типичных черт типичных характеров в ти­пичных обстоятельствах.

Таких героев можно разделить на два больших лагеря - представите­ли «века минувшего» и представители «века нынешнего».

Первым и наиболее ярким представителем «века минувшего» явля­ется Фамусов. Барин-крепостник, «как все московские», мечтающий запо­лучить для своей дочери зятя «с звездами да с чинами». Служба для Фамусова, как и для всех представителей дворянской Москвы, — лишь средство продвижения по служебной лестнице. Он придерживается обы­чая - «подписано, так с плеч долой».

Фамусов не желает принимать ничего нового. Старые обычаи и по­рядки устраивают все патриархальное общество, а любые изменения мо­гут привести к утрате их социального и материального благополучия. Поэтому неудивительно, что Павел Афанасьевич - ярый противник вся­ких учений, профессоров Педагогического института, которые «упражня­ются в расколах и безверьи». «Забрать все книги бы да сжечь», - заявля­ет он. Как и вся грибоедовская Москва, Фамусов ведет праздный образ жизни, «разливается в пирах и мотовстве»: «во вторник зван я на форе­ли», «в четверг я зван на погребенье», а в пятницу или субботу должен «у докторши крестить», которая «по его расчету» «должна родить» - вот как проходит неделя у Павла Афанасьевича. С одной стороны, Фамусов, как и все герои, типичен, но, с другой стороны, он индивидуален. Здесь у Грибоедова уже нет строгого деления на положительных и отрицатель­ных героев, как было в период классицизма. Фамусов не только барин-крепостник, угнетающий своих крестьян, но и любящий отец, хозяин дома, заигрывающий со своей служанкой.

Его дочь Софья выделяется среди прочих лиц. Увлеченная чтением французских романов, она представляет себя их героиней. Оттого в ее речи много психологических мотивов («себя я, стен стыжусь», «упреков, жалоб, слез моих не смейте ожидать, не стоите вы их»). Обладая властным харак­тером и практическим умом, Софья в будущем будет такой же, как Ната­лья Дмитриевна, помыкающая своим «мужем-мальчиком, мужем-слугой». В речи девушки нет галлицизмов. Она воспитывалась вместе с Чацким. Софья смело высказывает свое мнение: «Кого хочу - того люблю», - и при •этом не заботится, что «станет говорить княгиня Марья Алексевна». По­тому-то она и отдает свое предпочтение Молчалину. Софья понимает, что он станет «идеалом московских всех мужей», будет по гроб жизни благода­рен за то, что она подняла его до своего уровня, ввела в общество.

Молчалив —.яркий представитель фамусовского общества. Служит в доме Фамусова три года, «числясь по архивам», уже «три награжденья получил». В себе он ценит два качества, «два таланта» — «умеренность и аккуратность», уверен, что «в его лета не должно сметь свое суждение иметь», что «надобно ж зависеть от других».

Цель его жизни — оказаться в нужное время в нужном месте, а глав­ное - следовать заветам отца: «угождать всем людям без изъятья». Он немногословен, использует в своей речи жеманные словечки, что не только соответствует его образу жизни, но и его фамилии - «Молчалин». Каждое слово и шаг у него продуманы. Он умело притворяется любовником доче­ри своего хозяина, хотя сам питает симпатии к служанке Лизе («Ее по должности, тебя...»).

Главным героем комедии, представляющим «век нынешний», явля­ется Александр Андреевич Чацкий, образованный, умный. Ясный и ост­рый ум доказывают, что он не просто умный человек, но и «вольноду­мец». Он - герой-любовник и главный резонер одновременно. И если в любви Чацкий терпит полную неудачу, то свою общественно-обличительную миссию он выполняет. Являясь главным выразителем декабристских идей в комедии, герой в своих гневных речах разоблачает невежество, коварство, жесткость и крепостническую основу фамусовского общества.

Немаловажную роль играет Лиза, служанка Софьи, умная, живая, бой­кая девушка. С одной стороны, она субретка (традиционное амплуа клас­сицизма), помогает своей хозяйке устраивать любовные свидания. Кроме того, Лиза- второй резонер на сцене. Она дает меткие характеристики героям: «Кто так чувствителен, и весел, и остер, как Александр Андреич Чацкий», «Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами», «И Скалозуб, как свой хохол закрутит, расскажет, обморок, прибавит сто прикрас».

Второстепенные персонажи представлены в третьем действии коме­дии на танцевальном вечере у Фамусова. Они дополняют картину мос­ковского барства.

Ярким примером военщины и аракчеевщины является полковник Ска­лозуб, в образе которого обличены военный карьеризм и увлечение мушт­рой. Ограниченный и грубый, он пользуется уважением в обществе, ведь он «и золотой мешок, и метит в генералы». Речь его, как и всех героев, авторизирована. Скалозуб говорит односложными и несвязными предложениями, часто строит неправильно фразы: «Мне совестно, как честный офицер!» А Софья говорит, что «он слова умного не выговорил сроду».

Далее перед нами предстает целая галерея представителей московско­го барства. Это и Горичи, являющие собой типичную дворянскую семью, где «муж - мальчик, муж - слуга», и властная самовлюбленная жена, иг­рающая роль опекуна: «Да отойди подальше от дверей, сквозной там ветер дует сзади». Еще в недавнем прошлом Платон Михайлович «но­сился на борзом жеребце», а сейчас страдает «рюматизмом и головными болями», «шум лагерный, товарищи и братья» сменены на иное занятие: «На флейте я твержу дуэт А-мольный».

Это и князь Тугоуховский с женой и шестью дочерьми-бесприданни­цами, который разъезжает по балам в поисках женихов. Это и графини Хрюмины: графиня-внучка- старая дева, вечно всем недовольная, и ее бабушка, которая уже ничего не видит и не слышит, но упорно посещает развлекательные вечера.

Это и «мошенник, плут» Загорецкий, нашедший «защиту от суда» в лучших домах Москвы. Это и господа N. и О., которые нужны только для распространения сплетни о сумасшествии Чацкого, и Репетилов - жалкая пародия на представителей тайного общества. Все они воплощают в себе такое понятие, как «фамусовская Москва».

Наконец, в комедии присутствует большое количество внесценических персонажей, число которых превышает число сценических, что является нарушением канонов классицизма. Роль этих персонажей велика: они расширяют как временные, так и пространственные рамки комедии. Именно благодаря им Грибоедову удается охватить период времени от императ­рицы Екатерины II до начала правления Николая I. Без внесценических персонажей картина не была бы такой полной. Как и все сценические, их можно разделить на два противостоящих лагеря - на «век минувший» и «век нынешний». Из диалогов, реплик мы узнаем о «Несторе негодяев знатных», который выменял своих преданных слуг «на борзые три соба­ки», о помещике-балетомане, «не согласившем должников к отсрочке», в результате чего «Зефиры и Амуры все распроданы поодиночке», о сестре Хлестовой Прасковье, для которой Загорецкий «двоих арапченков на яр­марке достал », и о многих других.

Также мы узнаем и об их отношении к службе, их раболепии и чинопо­читании. Это и Максим Петрович, который при надобности «сгибался впере­гиб», и Кузьма Петрович, который «был почтенный камергер, с ключом, и сыну ключ умел доставить; богат и на богатой был женат», и Фома Фомич, который «при трех министрах был начальник отделенья», и отец Молчалина, завещавший сыну «угождать всем людям без изьятья», и другие.

Любимым занятием московских дам являются сплетни. Так, Татья­на Юрьевна, которая «из Петербурга возвратясь», рассказывала про «связь с министрами» Чацкого.

Множество иностранцев, которые ехали в Россию «со страхом и сле­зами», но из-за невежества московского общества нашли, что «ласкам нет конца». Это и мадам Розье, и французик из Бордо, и танцмейстер Гильоме, которые благодаря своему иностранному происхождению пользовались большим уважением.

Также к «веку минувшему» относятся и представители тайного обще­ства, о котором говорит Репетилов. Все это только жалкая пародия на декабристские собрания. Англоман князь Григорий, любитель итальянской оперы Воркулов Евдоким, «чудесные ребята» Левой и Боринька, гений-сочи­нитель Удушьев Ипполит Маркелыч, и их председатель «ночной разбойник, дуэлист» - вот те, кто претендует на роль передовых людей своего времени.

Но есть и представители «века нынешнего». Это и профессора Педа­гогического института, которые «упражняются в расколах и безверьи», и двоюродный брат Скалозуба, который «службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать», и племянник княгини Тугоуховской Федор, который занимается химией и ботаникой, и вся передовая молодежь, от имени которой выступает Чацкий в своем монологе «А судьи кто?..»

И хотя в пьесе много действующих лиц, но в ней нет ничего лишнего: ни одного лишнего героя, сцены, зря сказанного слова, ни одного ненужно­го штриха. Главные действующие лица в комедии даны крупным планом, второстепенные дополняют картину, а внесценические персонажи расши­ряют ее временные и пространственные границы. Такая система образов направлена на раскрытие основного конфликта пьесы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: