Инклюзивное образование сегодня стало неотъемлемой частью правительственной политики в области образования в большинстве стран мира. В 1987г. интеграция детей с ОВ признана официальной политикой просвещения стран Европейского сообщества. Каждая страна находиться на разных стадиях данного процесса и отличается не только своеобразием организации обучения, его программ или только ей присущей системой подготовки учителей, но, самое главное- различаются сами определения этих детей.
Важнейшие международные организации декларируют свою приверженность политике «Образование для всех», т.е. принципам и практике инклюзивного образования. В современных публикациях зарубежных специалистов дается достаточно убедительный критический анализ практической реализации инклюзии: указываются разногласия в вопросах организации ИО, проблемы его реализации.
Американские ученые призывают пересмотреть существующие взгляды на специальное образование и создать в образовательной политике новую схему, которая бы интегрировала специальное образование в более крупную систему педагогической поддержки в школах, обеспечивающую социальную поддержку и инклюзию. В ряде стран наблюдается нехватка учителей, их недостаточная готовность к работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, отсутствие возможностей профессионального роста.
Оптимистическая убежденность в возможностях полной инклюзии для всех детей с особыми образовательными потребностями постепенно стала исчезать из зарубежного образовательного пространства. Об этом свидетельствует то, что современная методическая литература и руководства по ИО в основном ориентированы на работу с детьми, имеющими минимальные нарушения развития.
Несмотря на интеграционные процессы, уже не одно десятилетие проходящие в различных странах мира, нигде все еще не достигнут желаемый уровень специальных педагогических компетенций массового учителя и почти везде наблюдается неявное сопротивление в образовательной практике массовых школ.
Инклюзивные тенденции в зарубежных странах зачастую внедрялись с большим противоречием.
Во Франции Закон об образовании 1989 года закрепил право на образование для всех детей и подростков, проживающих на территории страны, независимо от их социального происхождения, культурного уровня и национальной принадлежности. В том же законе подтверждены интегративные тенденции в специальном образовании.
Практика интеграции «неприспособленных» детей в условиях общеобразовательного обучения в этой стране руководствуется тремя основными принципами: максимальной близостью к обычной школьной среде; обеспечением детей различными вариантами и видами интеграции; оказанием им специализированной помощи и поддержки. Дети и подростки практически всех «особенных» категорий, за исключением имеющих выраженные интеллектуальные или сенсорные нарушения (слепоту, глухоту), должны быть ориентированы на посещение дошкольных, школьных, а затем послешкольных учреждений общеобразовательного профиля. Изменения учебных программ допускается только для детей и подростков со сниженным интеллектом. Школьники с иными нарушениями, как правило, учатся по программе общеобразовательной школы с привлечением дополнительных «помогающих» стратегий, методов и приемов.
Правительство Нидерландов еще в 90- х гг. прошедшего столетия объединило массовое и специальное образования, внедрив интегративные подходы через государственный проект «Идем в школу вместе». Его цель- обеспечить необходимую психолого-педагогическую помощь детям с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы, стабилизировать количество учащихся специальных школ, препятствовать увеличению числа школ для умственно отсталых детей и детей с ЗПР.
В Великобритании в связи с усилением интегративных традиций совершенствуется законодательство в отношении детей и подростков, имеющих различные нарушения развития.
В конституции ФРГ записано: Никто не может быть угнетаем по причине инвалидности.
В Португалии детям с ОВЗ уделяется большое внимание: 96% из них учится в общеобразовательных школах, лишь детям с тяжелыми нарушениями в развитии (4%) оказывается помощь в специализированных ОУ.
Вопрос специального образования в Италии долгое время игнорировали. Только с 1928 года обязательное образование стало распространяться на незрячих и детей с нарушением речи (при условии, что у них нет других недостатков). Дети с физическими ограничениями должны были обучаться в специальных классах или учреждениях для малолетних преступников. Итальянская конституция 1948 года радикально изменила эту ситуацию. В соответствии со статьей 34 за инвалидами признается право на образование и работу. Причиной интеграции детей – инвалидов в обычные классы была забота и ответственность за дальнейшее развитие детей с ограниченными возможностями.
Таким образом, обучение в инклюзивных школах позволяет детям приобрести знания о правах человека, а это ведет к преодолению дискриминации, так как дети учатся общаться друг с другом, учатся распознавать и принимать различие и особенности каждого ребенка, в целом как личность. Сегодня процесс внедрения инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья охватывает весь цивилизованный мир. По данным мировой статистики, инклюзивное образование является официально принятым направлением в области специального образования в 75% стран. Конечно, характер развития инклюзивного образования напрямую зависит от социально-экономических условий, образовательных традиций и весьма специфичен для каждой отдельно взятой страны. При этом у семьи, имеющей ребенка с ОВЗ, должна быть возможность выбора образовательного пути: либо в условиях специального образовательного учреждения, либо в условиях общеобразовательного детского сада или школы, в рамках инклюзивного образования.