Фактор соблюдения коммуникативной нормы.




•Необходимо соблюдать нормы речевого этикета.

Соблюдение нормативных правил (правил речевого этикета, речевой вежливости) обеспечивает нам сохранение коммуникативного равновесия, а это, как уже говорилось, одно из двух условий эффективности речевого воздействия вообще.

Этикетное поведение человека в общении наделяет его в мнении окружающих целым рядом положительных качеств.

Сравните, например, такие реплики:

- Какой приятный молодой человек, всегда скажет «спасибо, пожалуйста»!

- Противный человек, всегда кричит, если с ним не соглашаются.

Человека, соблюдающего нормы речевого этикета, в обществе замечают и выделяют из окружающих, его охотнее слушают, проявляют большее внимание к нему как к личности, к тому, что он говорит, охотнее идут ему навстречу.

• Необходимо соблюдать нормы культуры речи.

Надо правильно ставить ударения, говорить в среднем темпе, не повышать внезапно громкость речи, употреблять слова в правильных значениях, не использовать грубых слов и т.д.

Культурная, этикетная речь вызывает доверие к ее содержанию. Если человек говорит культурно, грамотно, мы думаем, что он хорошо учился, имеет хорошее образование, а значит, достаточно умен, разбирается в том, о чем он говорит. Речь такого человека сообщает нам о нем исключительно положительную информацию, мы чувствуем расположение к такому человеку.

Люди часто склонны думать: хорошо говорит, значит, правильно говорит. Поэтому если мы говорим культурно, грамотно, то нас будут внимательнее слушать, обратят внимание на наши слова, скорее нам поверят.

Фактор установления контакта с собеседником.

 

Фактор контакта с собеседником связан с механизмом самоподачи: чтобы установить контакт с собеседником и успешно поддерживать этот контакт, собеседнику необходимо понравиться.

Для этого надо:

• производить благоприятное внешнее впечатление;

• меньше говорить самому, дать собеседнику поговорить о себе;

• укрупнять собеседника;

• снижать себя в глазах собеседника;

• индивидуализировать собеседника;

• говорить комплименты;

• отождествлять свои интересы с интересами собеседника;

• интересоваться проблемами собеседника;

• вспоминать совместный положительный опыт.

 

Фактор содержания речи.

Этот фактор объединяет правила, которые рекомендуют, о чем и в какой ситуации стоит говорить, а о чем не стоит.

Необходимо:

• говорить на тему, которая интересует или должна заинтересовать собеседника;

• сообщать больше положительной информации;

• свести к минимуму негативную информацию;

• не давать советов, если вас не просят (если дать совет все же надо - облечь его в форму заботы);

• чаще обращаться к собеседнику по имени (закон имени);

• приводить аргументы, не быть голословным;

• приводить примеры из жизни.

 

Фактор языкового оформления.

 

Эта группа правил связана с выбором тех или иных языковых средств при выражении мысли.

• Разнообразьте номинативные средства (используя синонимы, близкие по значению слова и обороты для обозначения одного и того же явления).

• Используйте слова, вызывающие образы (употребляйте больше конкретных слов, обозначающих действия и предметы, вместо абстрактных, обобщающих).

• Говорите проще, не злоупотребляйте книжными словами.

• Разнообразьте интонацию, не говорите монотонно.

• Держите одинаковый темп с партнером (нормальный темп - это около 120 слов в минуту).

• Цифр приводите немного и округляйте их.

Фактор стиля общения.

Данный фактор объединяет правила формирования положительного, благоприятного коммуникативного имиджа говорящего.

Для этого необходимо демонстрировать:

• общительность, приветливость;

• дружелюбие, искренность;

• воодушевление;

• умеренную эмоциональность;

• физическую бодрость, подвижность;

• умение выслушать собеседника;

• способность не повышать голос в споре или конфликте;

• культурный «языковой паспорт».

 

Фактор объема сообщения.

 

Коммуникант должен соблюдать следующие правила:

• будьте кратки;

• говорите меньше собеседника;

• говорите короткими предложениями.

 

 

Фактор расположения информации.

 

Этот фактор подразумевает место расположения важной информации:

• важную информацию давать в начале и конце;

• важную информацию повторять несколько раз в различных

местах своей речи разными словами.

Фактор адресата.

 

Фактор адресата предполагает, что необходимо учитывать тип собеседника или аудитории и обращаться к ним с учетом особенностей их восприятия, уровня знаний, интересов. С разными людьми надо разговаривать и убеждать их по-разному. «Речь должна быть сшита по мерке слушателя, как платье по мерке заказчика».

Существуют особые правила о том, как эффективно вести общение с ребенком, мужчиной, женщиной, молодым человеком, стариками, с большой и маленькой аудиторией, с подготовленной и неподготовленной аудиторией, с гуманитариями и технарями и т.д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: