•Необходимо соблюдать нормы речевого этикета.
Соблюдение нормативных правил (правил речевого этикета, речевой вежливости) обеспечивает нам сохранение коммуникативного равновесия, а это, как уже говорилось, одно из двух условий эффективности речевого воздействия вообще.
Этикетное поведение человека в общении наделяет его в мнении окружающих целым рядом положительных качеств.
Сравните, например, такие реплики:
- Какой приятный молодой человек, всегда скажет «спасибо, пожалуйста»!
- Противный человек, всегда кричит, если с ним не соглашаются.
Человека, соблюдающего нормы речевого этикета, в обществе замечают и выделяют из окружающих, его охотнее слушают, проявляют большее внимание к нему как к личности, к тому, что он говорит, охотнее идут ему навстречу.
• Необходимо соблюдать нормы культуры речи.
Надо правильно ставить ударения, говорить в среднем темпе, не повышать внезапно громкость речи, употреблять слова в правильных значениях, не использовать грубых слов и т.д.
Культурная, этикетная речь вызывает доверие к ее содержанию. Если человек говорит культурно, грамотно, мы думаем, что он хорошо учился, имеет хорошее образование, а значит, достаточно умен, разбирается в том, о чем он говорит. Речь такого человека сообщает нам о нем исключительно положительную информацию, мы чувствуем расположение к такому человеку.
Люди часто склонны думать: хорошо говорит, значит, правильно говорит. Поэтому если мы говорим культурно, грамотно, то нас будут внимательнее слушать, обратят внимание на наши слова, скорее нам поверят.
Фактор установления контакта с собеседником.
Фактор контакта с собеседником связан с механизмом самоподачи: чтобы установить контакт с собеседником и успешно поддерживать этот контакт, собеседнику необходимо понравиться.
Для этого надо:
• производить благоприятное внешнее впечатление;
• меньше говорить самому, дать собеседнику поговорить о себе;
• укрупнять собеседника;
• снижать себя в глазах собеседника;
• индивидуализировать собеседника;
• говорить комплименты;
• отождествлять свои интересы с интересами собеседника;
• интересоваться проблемами собеседника;
• вспоминать совместный положительный опыт.
Фактор содержания речи.
Этот фактор объединяет правила, которые рекомендуют, о чем и в какой ситуации стоит говорить, а о чем не стоит.
Необходимо:
• говорить на тему, которая интересует или должна заинтересовать собеседника;
• сообщать больше положительной информации;
• свести к минимуму негативную информацию;
• не давать советов, если вас не просят (если дать совет все же надо - облечь его в форму заботы);
• чаще обращаться к собеседнику по имени (закон имени);
• приводить аргументы, не быть голословным;
• приводить примеры из жизни.
Фактор языкового оформления.
Эта группа правил связана с выбором тех или иных языковых средств при выражении мысли.
• Разнообразьте номинативные средства (используя синонимы, близкие по значению слова и обороты для обозначения одного и того же явления).
• Используйте слова, вызывающие образы (употребляйте больше конкретных слов, обозначающих действия и предметы, вместо абстрактных, обобщающих).
• Говорите проще, не злоупотребляйте книжными словами.
• Разнообразьте интонацию, не говорите монотонно.
• Держите одинаковый темп с партнером (нормальный темп - это около 120 слов в минуту).
• Цифр приводите немного и округляйте их.
Фактор стиля общения.
Данный фактор объединяет правила формирования положительного, благоприятного коммуникативного имиджа говорящего.
Для этого необходимо демонстрировать:
• общительность, приветливость;
• дружелюбие, искренность;
• воодушевление;
• умеренную эмоциональность;
• физическую бодрость, подвижность;
• умение выслушать собеседника;
• способность не повышать голос в споре или конфликте;
• культурный «языковой паспорт».
Фактор объема сообщения.
Коммуникант должен соблюдать следующие правила:
• будьте кратки;
• говорите меньше собеседника;
• говорите короткими предложениями.
Фактор расположения информации.
Этот фактор подразумевает место расположения важной информации:
• важную информацию давать в начале и конце;
• важную информацию повторять несколько раз в различных
местах своей речи разными словами.
Фактор адресата.
Фактор адресата предполагает, что необходимо учитывать тип собеседника или аудитории и обращаться к ним с учетом особенностей их восприятия, уровня знаний, интересов. С разными людьми надо разговаривать и убеждать их по-разному. «Речь должна быть сшита по мерке слушателя, как платье по мерке заказчика».
Существуют особые правила о том, как эффективно вести общение с ребенком, мужчиной, женщиной, молодым человеком, стариками, с большой и маленькой аудиторией, с подготовленной и неподготовленной аудиторией, с гуманитариями и технарями и т.д.