Общие требованиям к публичному выступлению




Когда мы готовимся к публичному выступлению, одни виды выступлений кажутся нам не очень сложными — например, объяв­ление о завтрашней экскурсии (хотя и здесь есть свои трудно­сти), другие — например, доклад по какой-нибудь теме, офици­альная речь на юбилее института, торжественном собрании — гораздо труднее. Надо учиться хорошо говорить перед аудито­рией в самых разных условиях, а для этого овладеть умением готовить публичные выступления разных жанров: и информационные, и убеждающие, и протокольно-этикетные, и развлека­тельные. Разные жанры, как и разные формы публичного выступле­ния (лекция, доклад, выступление и др.), требуют разных при­емов подготовки. Но есть в риторике общие правила подготов­ки публичного выступления — правила, которые можно и нуж­но применять при подготовке любого выступления в любом жанре. Эти правила называются общими требованиями к пуб­личному выступлению. Назовем основные из них. 1. Решительное начало выступления. 2. Драматизм. 3. Сдержанная эмоциональность. 4. Краткость. 5. Диалогичность. 6. Разговорность. 7. Установление и поддержание контакта с аудиторией. 8. Понятность главной мысли. 9. Решительный конец. 1. Решительное начало выступления. Первая фраза выступления должна быть продумана, подго­товлена заранее и хорошо выучена. Нельзя запинаться в первой же фразе выступления или задумываться над тем, с чего вы нач­нете. Такого оратора аудитория сразу посчитает неуверенным, не­ компетентным. Первая фраза должна быть четкой и понятной для слушателей. Ее необходимо заранее подготовить и хорошо отрепе­тировать, произнести уверенно и выразительно. 72 2. Драматизм. Это напряжение в тексте. Драматизм создается в выступлении при намеренном столкновении разных точек зрения путем вступ­ления оратора в спор с каким-либо мнением, авторитетом или точкой зрения, при рассказе о каких-либо необычных или траги­ческих событиях, происшествиях. Как говорил Д. Карнеги: «Мир любит слушать о борьбе». Драматизм должен быть создан в тексте на этапе его подготовки. 3. Сдержанная эмоциональность. Эмоциональность — обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично то, что вы говорите. Выступление ни в коем случае не должно быть монотонным. Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной. Нельзя не согласиться с известным американским специалистом по обучению риторике П. Сопером, который писал, что слуша­тель испытывает чувство неловкости при виде эмоционального разгула оратора. Вспомним знаменитое гоголевское высказывание об одном-учителе-ораторе: «Александр Македонский, конечно, великий человек, но зачем стулья ломать?». В связи с этим пред­ почтительнее приводить факты, вызывающие у слушателей эмо­ции, нежели самому говорить слишком эмоционально. 4. Краткость. Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудито­рий как умные, более правильные, содержащие истинную ин­ формацию. Особенно ценится краткость в русской аудитории, что отражено в известном выражении: Коротко и ясно. Крайне необходимо соблюсти отведенный регламент, уложиться в отведенное время. Нужно учиться говорить коротко. Хорошие рекомендации на эту тему дал своему сыну амери­канский президент Франклин Делано Рузвельт. Объясняя, как надо выступать публично, Рузвельт дал сыну три совета: будь искренен, будь краток, садись. 5. Диалогичность. Выступление должно представлять собой как бы диалог со слу­шателями. Оратор не обязан все время говорить сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на ее поведение. Любое выступление должно иметь черты беседы. Вопросы могут быть и риторическими, но позволяют повысить эффективность устного выступления прежде всего краткие диало­ги со слушателями в ходе самого выступления. 6. Разговорность. Стиль выступления должен быть преимущественно разговор­ным, выступление должно носить характер непринужденной бе­седы. В этом и заключается разговорный стиль выступления. 73 П. Сопер писал: «Публичная речь должна обладать качествами хорошего собеседования с некоторыми поправками в отношении голоса, манер и темы для полного соответствия с обстановкой выступления». Эта же идея выражена и Д. Карнеги: «Хорошее вы­ступление — это прежде всего разговорный тон и непосредствен­ность, несколько акцентированные. Говорите на заседании объ­единенного благотворительного фонда так же, как если бы вы разговаривали с Джоном Генри Смитом. Ведь члены фонда — не что иное, как сумма Джонов Генри Смитов». Разговорность ора­торского выступления существенно повышает доверие к оратору, а значит, и к содержанию его речи. Не надо использовать много специальных, книжных, иност­ранных слов, надо говорить проще — это тоже проявление требо­вания разговорности. Можно использовать (умеренно!) разговор­ные слова, юмор, шутку. 7. У с т а н о в л е н и е и п о д д е р ж а н и е к о н т а к т а с аудиторией. Само собой разумеется, что данное требование относится к числу важнейших. Установить контакт с аудиторией значит: смо­треть на аудиторию во время выступления, следить за ее реакци­ей, вносить изменения в свое выступление в зависимости от ее реакции, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готов­ность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог. Аудито­рию надо разбить на секторы и смотреть по очереди на каждый сектор. 8. Понятность главной мысли. Главная мысль должна быть передана словами, причем жела­тельно не менее двух-трех раз в ходе выступления. В подавляющем большинстве случаев аудитория любит выводы и ждет их от ора­ тора в сформулированном виде. 9. Решительный конец. Как и начало, конец выступления должен быть кратким, яс­ным, понятным, заранее продуманным. Окончательную фразу надо заранее продумать и сформулировать. Ее, как и начальную фразу, надо отрепетировать, чтобы произнести без запинки, четко и понятно. Заключительная фраза должна быть произнесена эмоцио­нально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы ауди­ тория хорошо поняла ее и одновременно поняла, что это завер­шение вашего выступления. В публичных выступлениях разных жанров некоторые из при­ веденных общих требований могут проявляться в разной степени: например, понятность главной мысли более важна в убеждающих выступлениях, чем в развлекательных; краткость важнее в инфор­мационных, чем в некоторых видах протокольно-этикетных вы­ступлений; эмоциональность в протокльно-этикетных выступле­ниях может быть выше, чем в информационных, где эмоции тре­буются в значительно меньшей степени и т.д. С подобными осо­бенностями проявления основных требований к публичному вы­ступлению мы познакомимся при изучении отдельных жанров пуб­личных выступлений, но в большинстве случаев основные требо­вания должны в той или иной степени соблюдаться в любом выступлении.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: