Выдержка из Методических рекомендаций ФИПИ




Задание 1

Чтобы справиться с заданием 1 экзаменационной работы, участнику экзамена необходимо овладеть следующими понятиями: текст, основные признаки текста, тема, главная мысль, позиция автора, аргументы, связность текста, цельность текста, композиция текста, средства связи предложений в тексте, язык художественной литературы, разговорная речь; публицистический, научный, официально-деловой стили речи; функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Для успешного выполнения задания у экзаменуемого должны быть сформированы следующие умения:

• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

• опознавать языковые единицы в тексте, проводить различные виды их анализа;

• адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

• читать тексты разных стилей и жанров, владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);

• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

• проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

Стили текста: разговорный, книжные: официально-деловой, научный, публицистический, художественный

Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение

Функции текста: информирование, сообщение, убеждение, побуждение и т. д.

Способы развития мысли: детализация, приведение примеров, сопоставление/противопоставление, объяснение тезиса, причинное обоснование, указание на следствие, определение понятий, аналогия, выделение, формулирования вывода, вопросно-ответный способ, дополнение, нагнетание/усиление, подтверждение, предположение, указание на условие

* Встречаются далеко не все

Жанры текста: рецензия, очерк, репортаж, полемическая статья, интервью, путевые заметки, реферат, доклад, притча, характеристика

* Встретились только такие, но учить, думаю, надо и другие

Лексика: лексические выразительные средства (из 26-го задания), общеупотребительная, стилистически нейтральная, разговорная, просторечная, общественно-политическая, устаревшая, эмоционально-окрашенная лексика, диалектизмы, слова, выражающие субъективную оценку (суффиксы субъективной оценки), слова с абстрактным значением, общенаучная лексика, термины, штампы, клише, канцеляризмы, жаргонизмы, крылатые выражения, пословицы, многозначные слова, слова с переносным значением, лексика из сферы..., авторские новообразования, синонимы, антонимы

Морфология: местоимения... лица, личные формы глаголов, отглагольные существительные, нарицательные существительные, наклонения глаголов, вид глаголов, возвратные глаголы, степени сравнения прилагательных, причастия (страдательные, действительные), краткие причастия, производные предлоги/союзы

Синтаксис: односоставные (все типы), двусоставные, неполные (контекстуально-неполные), простые, сложные (все типы), осложняющие члены предложения (сравнительные обороты, ряды однородных членов, деепричастные, причастные обороты, вводные слова, вставные конструкции, уточняющие, приложения и все то же самое с термином «обособленное») и неосложненные предложения, перечисления, противопоставления, цепочки слов в род. п., прямой и обратный порядок слов, цитирование, согласованное/несогласованное определение, вопросно-ответное построение

Формулировки утверждений:

Текст посвящен...

Текст обращен к злободневным проблемам...

Цель автора текста — доказать/изложить и т. д...

Композиционные особенности ХХ обусловлены целью пишущего YY

Тезис ХХ доказывается/подтверждается аргументами...

Мысль ХХ подтверждается примерами YY

Выразительность обеспечивают синтаксические средства...

Усложненность синтаксиса создается за счет...

Логическое и последовательное изложение информации достигается за счет...

Последовательное изложение мыслей: (далее перечисляются мысли в нужном порядке)

Структура текста такова:...

Используются готовые словесные формулы...

ХХ излагает основной материал, последовательно разъясняет выдвинутые положения...

Доказывается мысль о том, что...

Приведено суждение о том, что...

Мысль развивается от общего к частному...

Текст ориентирован на специалистов...

Авторская позиция выражена определенно, для этого используются...

Автор ни прямо, ни опосредованно не выражает своего отношения к...

Автор делится мыслями, излагает результаты собственных наблюдений...

Автор текста не согласен с...

В... говорится о том, что...

Содержание абзацев противопоставлено...

Стандартизированность языка / стандартизация текста проявляется...

Текст характеризуется стандартизированностью структуры...

В тексте имеется упорядоченная система логических связей...

Причинно-следственные отношения выражаются с помощью...

Слова... выступают в качестве одного из средств организации текста

Исходя из требований объективности, автор включает в текст названия достопримечательностей...

Автором используется система доказательств

В ХХ предложении содержится вывод...

Точности и обстоятельности изложения способствуют примеры-иллюстрации...

Ответы на вопрос, данный в..., мы находим в...

Для описания используются...

Используется перефразирование с целью уточнения...

Размыто значение слова...

Текст является иллюстрацией разговорной речи в условиях непосредственного общения...

Этот факт, служащий стержнем информации, сопровождается дополнительными сведениями...

Обобщенно-абстрактный характер речи автора обусловливает употребление... типов предложений

ХХ автор считает YY

Тема текста —...

Тема ХХ получает развитие в...

Для текста характерна неподготовленная диалогическая речь в условиях свободного общения ее участников

Цепочечное развитие действия

Стиль текста характеризуется стремлением к синтаксической компрессии

Информация, предложенная в тексте, предназначена для...

Отраженные в событии действия иллюстрируют тему текста...

Основные стилевые особенности текста: документальная точность, логичность

Логичность изложения обеспечивается использованием...

Используются заголовки, выносные элементы текста (сноски)...

Экономия речевых средств

Высокая терминологичность

Функцию специальных средств, указывающих на развитие мысли автора, выполняют слова...

Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи

Одним из «типичных» примеров текстовой скрепы является скрепа кстати

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: