Убеждающая речь — это выступление, в котором говорящий ставит целью заставить аудиторию поверить в правильность его точки зрения, доказать или опровергнуть какие-либо положения, стремится объяснить сущность явлений и их взаимосвязь. Убедить — значит заставить поверить в вашу правоту, принять вашу идею. Когда человек пытается в чем-то убедить другого человека или группу людей, он начинает аргументировать, т.е. приводить аргументы в поддержку некоторой идеи (тезиса) (см. тему 14). Существуют следующие основные виды убеждающих выступлений: воодушевляющие; агитационные; собственно убеждающие. 205 Воодушевляющее выступление Оно ставит целью создать у слушателей положительный эмоциональный настрой, уверенность в своих силах, настроить их на оптимистический лад. Такое выступление должно пробудить эмоции, напомнить людям известное, но не вполне осознаваемое ими, обострить в их сознании значение происходящих или произошедших событий. К таким выступлениям относятся, например, речь тренера перед игрой, настраивающая команду на победу; выступление кандидата на выборах перед своими сторонниками, в котором он выражает уверенность в победе; выступления лидеров на съезде победившей партии; выступление с характеристикой успехов работы организации во время празднования ее юбилея и т.д. Правила подготовки воодушевляющего выступления. 1. Краткость, но не односложность (не менее 1—2 мин). 2. Повышенная эмоциональность. 3. Напомнить о предшествующих успехах и победах. 4. Восхититься профессиональными качествами, решительностью, моральным духом участников предстоящих событий. 5. Обязательно выразить уверенность в успешном преодолении предстоящих трудностей. Агитационное выступление Агитационные выступления ставят целью побудить слушателей к новому действию, продолжению или прекращению осуществляемых ими действий. Агитационное выступление всегда призывает собравшихся что-то сделать, предпринять, совершить поступок. Приводятся только аргументы «за», в поддержку защищаемого тезиса. К агитационным выступлениям относятся речи на политических митингах, призывающие поддержать того или иного кандидата на выборах, рекламные выступления, выступления на собраниях с призывами поддержать какую-либо инициативу, принять участие в каком-либо деле или общественной акции, выступления с призывом приступить к чему-либо или отказаться от чего-либо. Это выступления, заканчивающиеся призывами типа: Покупайте! Страхуйтесь! Бросьте курить! Откажитесь от жир ной пищи! Примите участие! Пожертвуйте! Поставьте свою подпись! Обратитесь к своему депутату и потребуйте! Голосуйте за и т.д. Правила подготовки агитационного выступления. 1. Выступление должно быть эмоциональным. 2. Оно должно быть кратким и образным. 206 3. Необходимо говорить короткими фразами. 4. Громкость должна быть выше средней. 5. Надо дать слушателям все необходимые данные для принятия ими немедленного решения. 6. Должны приводиться аргументы «за». 7. Не должно остаться никаких неясностей или недоговоренностей. 8. Необходимо учитывать, может ли аудитория совершить рекомендуемое действие (например, люди должны иметь средства, чтобы купить то, к чему их призывают, призыв к голосованию должен быть обращен к людям, имеющим право голоса, и т.д.). 9. Аудитория должна быть приведена к согласию. 10. Выступление необходимо завершить прямым призывом к совершению конкретного действия. Собственно убеждающее выступление Цель собственно убеждающих выступлений — побудить ауди торию принять определенную точку зрения, оценку событий, мнение. К такого рода выступлениям относятся выступления политиков и кандидатов на выборные должности с изложением своей программы; публицистические выступления на митингах и собраниях; морально-этические выступления; выступления известных людей по тем или иным обсуждаемым в обществе проблемам с предложением того или иного их решения, выражением собственной точки зрения, а также проповеди. В собственно убеждающем выступлении приводятся аргументы и «за», и «против», а также показывается, что тезис, защищаемый выступающим, наиболее аргументирован. Это наиболее трудный вид убеждающих выступлений и публичных выступлений вообще. Нам иногда нелегко бывает убедить в чем-либо даже одного близкого человека, а убедить аудиторию гораздо сложнее. Умение выступать с эффективными убеждающими выступлениями — мечта любого политика, руководителя учреждения, журналиста, телеведущего, ученого. Собственно убеждающее выступление — это синтез всех знаний, умений и навыков оратора, отражение высокого уровня его общей риторической подготовки. Правила подготовки собственно убеждающего выступления. 1. Использовать общие правила эффективной аргументации: • быть эмоциональным; • обращаться к жизненно важным фактам; • стараться показать слушателям реальную пользу от ваших предложений или информации; 207 • отвлекаться в изложении; • быть лаконичным; • ссылаться на авторитеты; • использовать цифры; • опираться на наглядность; • использовать юмор. 2. Темой выступления должен быть действительно спорный вопрос, который сейчас актуален, обсуждается в обществе и по которому есть разные точки зрения. 3. Продолжительность выступления — не более 3 — 5 мин. 4. Умеренная эмоциональность (слушатели должны ее чувствовать). 5. Затрагивать благородные эмоции (чувство гнева, ненависти, справедливости, несправедливости). 6. Затрагивать вопрос истины — что правда, а что нет. 7. Использовать короткие фразы. 8. Словесно выразить и не менее чем три раза повторить доказываемый тезис.