Выбор схемы транспортировки нефтепродуктов.
Фирма N, занимающаяся организацией и осуществлением экспедирования и перевозок экспортных, импортных и транзитных грузов, заключила контракт на доставку 21 000 т нефтепродуктов от Ачинского нефтеперегонного завода (Красноярский край) на новую нефтебазу, построенную на территории Монголии в г. Тэс-Сомон.
Сеть железных и автомобильных дорог в регионе, схема расположения транспортных предприятий, перевалочных нефтебаз и нефтебаз получателя представлена на рис. 1. Числами на схеме указаны расстояния между объектами, выраженные в километрах.
Транспортировка осуществляется в два этапа.
Первый этап: железнодорожным транспортом от Ачинска до нефтебаз Минусинска или Абазы. Стоимость доставки нефтепродуктов по железной дороге от Ачинского нефтеперегонного завода до этих нефтебаз является одинаковой, на расчеты влияния не оказывает и не учитывается.
Второй этап: автомобильным транспортом до Тэс-Сомона.
Для обеспечения этих поставок фирма N заключает контракты с автотранспортными предприятиями на перевозку и с нефтебазами на перевалку и хранение нефтепродуктов.
В регионе имеются два транспортных предприятия, отвечающих требованиям, предъявляемым к международным автомобильным перевозчикам: первое – в г. Аскиз, второе – в г. Минусинске.
В регионе имеются также две нефтебазы: в г. Абаза и в г. Минусинске, которые являются ближайшими к конечному месту доставки и способны переваливать и хранить необходимый объем нефтепродуктов.
Принять во внимание, что в регионе установлен регулярно действующий маршрут (базовый вариант): нефтепродукты по железной дороге доставляются в нефтебазу Абазы.
на Ачинск |
Минусинск |
Кызыл |
МОНГОЛИЯ |
Улан-Гом |
Тэс-Сомон |
Условные обозначения:
– автотранспортное предприятие;
– нефтехранилище;
– автомобильные дороги;
– железные дороги.
Рис.1. Схема расположения транспортных предприятий, перевалочных нефтебаз и нефтебаз получателя
Далее, на участке Абаза – Улан-Гом перевозка осуществляется силами Аскизского АТП. На участке Улан-Гом – Тэс-Сомон работает внутренний транспорт Монголии. Стоимость продвижения 21 000 т нефтепродуктов до Тэс-Сомона по базовому варианту составляет 1 321 460 долл. США.
Выбрать оптимальную схему транспортировки нефтепродуктов, используя в качестве критерия минимум полных затрат.
Возможные варианты схем транспортировки приведены в табл. 1.
Таблица.1
Варианты схем транспортировки нефтепродуктов
Показатель | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант3 |
Перевалка | Через нефтебазу Абазы | Через нефтебазу Минусинска | Через нефтебазу Минусинска |
Перевозчик | Аскизское АТП | Аскизское АТП | Минусинское АТП |
Маршрут | Абаза — Улан-Гом — Тэс-Сомон | Минусинск — Кызыл — Тэс-Сомон | Минусинск — Кызыл — Тэс-Сомон |
Методические указания
Выбор схемы транспортировки нефтепродуктов основан на проведении расчетов по разным вариантам. Критерий выбора, как уже отмечалось, – минимум полных затрат.
Расчеты проводят в несколько этапов.
1. Пользуясь данными табл. 2, а также значениями расстояний, указанных на рис. 2, рассчитать стоимость (Стр) транспортировки нефтепродуктов по каждому из вариантов.
Таблица 2
Перевозчик | Ед. изм. | Размер тарифа |
Аскизское АТП | долл./т-км | 0,06 |
Минусинское АТП | долл./т-км | 0,064 |
Тарифы за транспортировку нефтепродуктов (Ттр)
Различие в тарифах за перевозку грузов у российских перевозчиков объясняется масштабом деятельности предприятий. Аскизское АТП – крупное автохозяйство, имеет большое количество автотранспорта. Минусинское АТП располагает меньшим количеством подвижного состава, соответственно тарифы этого предприятия несколько выше.
Внутренний тариф на перевозки в Монголии (0,09 долл./т-км) существенно выше тарифов российских автотранспортных предприятий, занятых в международных перевозках, в силу отсутствия большегрузного подвижного состава, высокой стоимости топлива, а также ряда других факторов.
Результаты расчета внесите в табл. 4.
2. Рассчитать стоимость подачи транспортных средств под погрузку (С подачи).
Тариф за подачу транспорта к месту погрузки:
Тподачи = 0,2 долл./км.
В связи с тем, что месторасположение транспортных предприятий и нефтебаз в первом и втором вариантах не совпадают, возникают расходы, связанные с подачей автомобилей под погрузку. Стоимость подач определяется по формуле:
С подачи = Т подачи * N*L,
где L – расстояние между транспортным предприятием и нефтебазой, км;
N – количество рейсов, необходимых для выполнения заданного объема перевозок. Рассчитывается по формуле
,
Q – общий объем перевозок, равный по договору 21000 т;
q – грузоподъемность автомобиля принимается из расчета средней грузоподъемности автопоезда 15 т. Результаты расчета внесите в табл. 4.
3. Пользуясь данными табл. 3, рассчитать стоимость перевалки нефтепродуктов на нефтебазах.
Таблица 3
Тарифная стоимость перевалки нефтепродуктов
Нефтебаза | Ед. изм. | Размер тарифа |
Абазинская нефтебаза | долл./т | |
Минусинская нефтебаза | долл./т |
Результаты расчета внесите в табл. 4.
4. Рассчитать полные затраты по трем вариантам схем транспортировки. Расчет выполнить в форме табл. 4.
Таблица 2.4