Контрольная работа по коммуникативному синтаксису




 

ФИО_______________________________________________

ОФиПЛ, 21 ноября 2018 г.

 

Прочитайте текст и сделайте разбор в аспекте его актуального членения.

(1) Въехав на стоянку отеля, припарковался, достал из багажника чемодан и, не торопясь, продлевая последние минуты одиночества, направился к огромным карусельным лопастям главного входа.

(2) ‒ Спишь?! ‒ шутливо гаркнул охраннику-эфиопу. (3) ‒ А я бомбу принес.

(4) Тот встрепенулся, зыркнул белками глаз и недоверчиво растянул в темноте белую гармонику улыбки:

(5) ‒ Да ла-а-дно…

(6) Они знали друг друга в лицо. (7) В этом отеле, многолюдном и бестолковом, как город, стоящем в стороне от курортного поселка, он любил назначать деловые встречи, последние, итоговые: тот самый завершающий аккорд симфонии, к которому интересанту надо еще пилить по неслабой дороге, меж нависших над морем скалистых зубов, затянутых скрепами и сеткой исполинского дантиста.

(8) И правильно: как говорил дядя Сёма ‒ не потопаешь, не полопаешь. (9) (Впрочем, сам дядя топнуть своим ортопедическим ботинком ни за что бы не смог.)

(10) Вот он, пятьсот тринадцатый номер. (11) Бесшумное краткое соитие замочной прорези с электронным ключом, добытым у осовелой дежурной: понимаете, не хочу будить жену, бедная страдает мигренями и рано укладывается…

(12) Никакой жены у него сроду не было.

(13) Никакими мигренями она не страдала.

(14) И разбудить ее он собирался немедленно.

(15) Ирина спала, как обычно ‒ завернутая в кокон одеяла, как белый сыр в друзскую питу.

(16) Вечно упакуется, зароется, да еще под бока подоткнет, ‒ хоть археологов нанимай.

Д. Рубина. Белая голубка Кордовы.


 

 

(1) Въехав на стоянку отеля, припарковался, достал из багажника чемодан и, не торопясь, продлевая последние минуты одиночества, направился к огромным карусельным лопастям главного входа.
Запишите вопрос, на который отвечает данное высказывание  
Тип вопроса полный диктальный частичный диктальный полный модальный частичный модальный
Тип высказывания общеинформативное частноинформативное общеверификативное частноверификативное
расчлененное / нерасчлененное
независимое / обусловленное
нейтральное / экспрессивное
с простым / многоступенчатым АЧ
Порядок слов прямой / обратный
Запишите высказывание с прямым порядком слов  
Функции порядка слов смысловая / синтаксическая / стилистическая
Укажите средства выражения АЧ Просодические Синтаксические Морфологические Лексические
       
           

 

 

(3) ‒ А я бомбу принес.
Запишите вопрос, на который отвечает данное высказывание  
Тип вопроса полный диктальный частичный диктальный полный модальный частичный модальный
Тип высказывания общеинформативное частноинформативное общеверификативное частноверификативное
расчлененное / нерасчлененное
независимое / обусловленное
нейтральное / экспрессивное
с простым / многоступенчатым АЧ
Порядок слов прямой / обратный
Запишите высказывание с прямым порядком слов  
Функции порядка слов смысловая / синтаксическая / стилистическая
Укажите средства выражения АЧ Просодические Синтаксические Морфологические Лексические
       
           

 

(4) Тот встрепенулся, зыркнул белками глаз и недоверчиво растянул в темноте белую гармонику улыбки…
Запишите вопрос, на который отвечает данное высказывание  
Тип вопроса полный диктальный частичный диктальный полный модальный частичный модальный
Тип высказывания общеинформативное частноинформативное общеверификативное частноверификативное
расчлененное / нерасчлененное
независимое / обусловленное
нейтральное / экспрессивное
с простым / многоступенчатым АЧ
Порядок слов прямой / обратный
Запишите высказывание с прямым порядком слов  
Функции порядка слов смысловая / синтаксическая / стилистическая
Укажите средства выражения АЧ Просодические Синтаксические Морфологические Лексические
       
           

 

 

(6) Они знали друг друга в лицо.
Запишите вопрос, на который отвечает данное высказывание  
Тип вопроса полный диктальный частичный диктальный полный модальный частичный модальный
Тип высказывания общеинформативное частноинформативное общеверификативное частноверификативное
расчлененное / нерасчлененное
независимое / обусловленное
нейтральное / экспрессивное
с простым / многоступенчатым АЧ
Порядок слов прямой / обратный
Запишите высказывание с прямым порядком слов  
Функции порядка слов смысловая / синтаксическая / стилистическая
Укажите средства выражения АЧ Просодические Синтаксические Морфологические Лексические
       
           

 


 

 

(7) В этом отеле, многолюдном и бестолковом, как город, стоящем в стороне от курортного поселка, он любил назначать деловые встречи, последние, итоговые…
Запишите вопрос, на который отвечает данное высказывание  
Тип вопроса полный диктальный частичный диктальный полный модальный частичный модальный
Тип высказывания общеинформативное частноинформативное общеверификативное частноверификативное
расчлененное / нерасчлененное
независимое / обусловленное
нейтральное / экспрессивное
с простым / многоступенчатым АЧ
Порядок слов прямой / обратный
Запишите высказывание с прямым порядком слов  
Функции порядка слов смысловая / синтаксическая / стилистическая
Укажите средства выражения АЧ Просодические Синтаксические Морфологические Лексические
       
           

 

 

(9) Впрочем, сам дядя топнуть своим ортопедическим ботинком ни за что бы не смог.
Запишите вопрос, на который отвечает данное высказывание  
Тип вопроса полный диктальный частичный диктальный полный модальный частичный модальный
Тип высказывания общеинформативное частноинформативное общеверификативное частноверификативное
расчлененное / нерасчлененное
независимое / обусловленное
нейтральное / экспрессивное
с простым / многоступенчатым АЧ
Порядок слов прямой / обратный
Запишите высказывание с прямым порядком слов  
Функции порядка слов смысловая / синтаксическая / стилистическая
Укажите средства выражения АЧ Просодические Синтаксические Морфологические Лексические
       
           

 


 

 

(10) Вот он, пятьсот тринадцатый номер.
Запишите вопрос, на который отвечает данное высказывание  
Тип вопроса полный диктальный частичный диктальный полный модальный частичный модальный
Тип высказывания общеинформативное частноинформативное общеверификативное частноверификативное
расчлененное / нерасчлененное
независимое / обусловленное
нейтральное / экспрессивное
с простым / многоступенчатым АЧ
Порядок слов прямой / обратный
Запишите высказывание с прямым порядком слов  
Функции порядка слов смысловая / синтаксическая / стилистическая
Укажите средства выражения АЧ Просодические Синтаксические Морфологические Лексические
       
           

 

 

(12) Никакой жены у него сроду не было.
Запишите вопрос, на который отвечает данное высказывание  
Тип вопроса полный диктальный частичный диктальный полный модальный частичный модальный
Тип высказывания общеинформативное частноинформативное общеверификативное частноверификативное
расчлененное / нерасчлененное
независимое / обусловленное
нейтральное / экспрессивное
с простым / многоступенчатым АЧ
Порядок слов прямой / обратный
Запишите высказывание с прямым порядком слов  
Функции порядка слов смысловая / синтаксическая / стилистическая
Укажите средства выражения АЧ Просодические Синтаксические Морфологические Лексические
       
           

 


 

 

(13) Никакими мигренями она не страдала.
Запишите вопрос, на который отвечает данное высказывание  
Тип вопроса полный диктальный частичный диктальный полный модальный частичный модальный
Тип высказывания общеинформативное частноинформативное общеверификативное частноверификативное
расчлененное / нерасчлененное
независимое / обусловленное
нейтральное / экспрессивное
с простым / многоступенчатым АЧ
Порядок слов прямой / обратный
Запишите высказывание с прямым порядком слов  
Функции порядка слов смысловая / синтаксическая / стилистическая
Укажите средства выражения АЧ Просодические Синтаксические Морфологические Лексические
       
           

 

 

(14) И разбудить ее он собирался немедленно.
Запишите вопрос, на который отвечает данное высказывание  
Тип вопроса полный диктальный частичный диктальный полный модальный частичный модальный
Тип высказывания общеинформативное частноинформативное общеверификативное частноверификативное
расчлененное / нерасчлененное
независимое / обусловленное
нейтральное / экспрессивное
с простым / многоступенчатым АЧ
Порядок слов прямой / обратный
Запишите высказывание с прямым порядком слов  
Функции порядка слов смысловая / синтаксическая / стилистическая
Укажите средства выражения АЧ Просодические Синтаксические Морфологические Лексические
       
           

 


 

ОТВЕТЫ

(1) Въехав на стоянку отеля, Т//R припарковался, достал из багажника чемодан и, не торопясь, продлевая последние минуты одиночества, направился к огромным карусельным лопастям главного входа.
Запишите вопрос, на который отвечает данное высказывание Что (он) сделал, въехав на стоянку? Обстоятельство времени, выраженное деепричастным оборотом въехав на стоянку, входит в состав темы. В начале общеинформативных высказываний может стоять обстоятельство времени или места. В состав темы входит также нулевое подлежащее он. Оно не выражено, так как тематично, оно подразумевается и восстанавливается из контекста. Это неполное высказывание, но расчлененное. Ср. подобные примеры в лекции: Чего ждешь от Риги? ‒ Развлечений (расчлененное высказывание с нулевой темой).
Тип вопроса полный диктальный частичный диктальный полный модальный частичный модальный
Тип высказывания общеинформативное частноинформативное общеверификативное частноверификативное
расчлененное / нерасчлененное
независимое / обусловленное
нейтральное / экспрессивное
с простым / многоступенчатым АЧ
Порядок слов прямой / обратный (От стандарта отклоняется: достал из багажника чемодан; должно быть: достал чемодан из багажника)
Запишите высказывание с прямым порядком слов Въехав на стоянку отеля, припарковался, достал чемодан из багажника и, не торопясь, продлевая последние минуты одиночества, направился к огромным карусельным лопастям главного входа.
Функции порядка слов смысловая / синтаксическая / стилистическая
Укажите средства выражения АЧ Просодические Синтаксические Морфологические Лексические
Интонация Порядок слов   Т: нулевое подлежащее (он)
           

 


 

 

(3) ‒ А я Т//R бомбу R//T принес.
Запишите вопрос, на который отвечает данное высказывание Что я принес? (См. предыдущий контекст: шутливо гаркнул. Смысл не в том, чтобы рассказать, что он сделал, а чтобы подшутить над заснувшим охранником, напугать его якобы принесенной бомбой.)
Тип вопроса полный диктальный частичный диктальный полный модальный частичный модальный
Тип высказывания общеинформативное частноинформативное общеверификативное частноверификативное
расчлененное / нерасчлененное
независимое / обусловленное
нейтральное / экспрессивное
с простым / многоступенчатым АЧ
Порядок слов прямой / обратный
Запишите высказывание с прямым порядком слов Я принес бомбу.
Функции порядка слов смысловая / синтаксическая / стилистическая
Укажите средства выражения АЧ Просодические Синтаксические Морфологические Лексические
Интонация Порядок слов   Т: частица а
           

 

(4) Тот Т//R встрепенулся, зыркнул белками глаз и недоверчиво растянул в темноте белую гармонику улыбки…
Запишите вопрос, на который отвечает данное высказывание Что он сделал?
Тип вопроса полный диктальный частичный диктальный полный модальный частичный модальный
Тип высказывания общеинформативное частноинформативное общеверификативное частноверификативное
расчлененное / нерасчлененное
независимое / обусловленное
нейтральное / экспрессивное
с простым / многоступенчатым АЧ
Порядок слов прямой / обратный
Запишите высказывание с прямым порядком слов Тот встрепенулся, зыркнул белками глаз и недоверчиво растянул белую гармонику улыбки в темноте…
Функции порядка слов смысловая / синтаксическая / стилистическая
Укажите средства выражения АЧ Просодические Синтаксические Морфологические Лексические
Интонация Порядок слов   Т: тот
           

 

 

(6) Они Т//R знали друг друга в лицо.
Запишите вопрос, на который отвечает данное высказывание Знали ли они друг друга? (Именно потому, что они знали друг друга, охранник не поверил, что он принес бомбу, понял, что это шутка, среагировал на нее соответствующим образом. Что они знали «в лицо» ‒ это вторая рема. Причина подобной реакции в том, что они ЗНАЛИ друг друга, хотя бы даже только в лицо.)
Тип вопроса полный диктальный частичный диктальный полный модальный частичный модальный
Тип высказывания общеинформативное частноинформативное общеверификативное частноверификативное
расчлененное / нерасчлененное
независимое / обусловленное
нейтральное / экспрессивное
с простым / многоступенчатым АЧ (вторая рема ‒ в лицо)
Порядок слов прямой / обратный
Запишите высказывание с прямым порядком слов Они знали друг друга в лицо. (Перед сказуемым ставится обстоятельство образа действия, выраженное наречием, например: они хорошо знали друг друга. Обстоятельство в лицо выражено предложно-падежной формой имени существительного, его нейтральная позиция ‒ после сказуемого)
Функции порядка слов смысловая / синтаксическая / стилистическая
Укажите средства выражения АЧ Просодические Синтаксические Морфологические Лексические
Интонация Порядок слов   Т: они
           

 

(7) В этом отеле, многолюдном и бестолковом, как город, стоящем в стороне от курортного поселка, он Т//R любил назначать деловые встречи, последние, итоговые… (Кажется сомнительным вариант: Что он любил делать в этом отеле? ‒ В этом отеле, многолюдном и бестолковом, как город, стоящем в стороне от курортного поселка, он любил Т//R назначать деловые встречи, последние, итоговые…)
Запишите вопрос, на который отвечает данное высказывание Что он делал в этом отеле? Чем он занимался в этом отеле?
Тип вопроса полный диктальный частичный диктальный полный модальный частичный модальный
Тип высказывания общеинформативное частноинформативное общеверификативное частноверификативное
расчлененное / нерасчлененное
независимое / обусловленное
нейтральное / экспрессивное
с простым / многоступенчатым АЧ
Порядок слов прямой / обратный
Запишите высказывание с прямым порядком слов В этом отеле, многолюдном и бестолковом, как город, стоящем в стороне от курортного поселка, он любил назначать деловые встречи, последние, итоговые…
Функции порядка слов смысловая / синтаксическая / стилистическая
Укажите средства выражения АЧ Просодические Синтаксические Морфологические Лексические
Интонация Порядок слов   Т: этом, он
           

 

 

(9) Впрочем, сам дядя топнуть своим ортопедическим ботинком Т//R ни за что бы не смог.
Запишите вопрос, на который отвечает данное высказывание Смог ли бы дядя топнуть своим ортопедическим ботинком?
Тип вопроса полный диктальный частичный диктальный полный модальный частичный модальный (в рему входит только часть сказуемого ‒ модальная связка смог, смысловая часть сказуемого топнуть относится к теме)
Тип высказывания общеинформативное частноинформативное общеверификативное частноверификативное
расчлененное / нерасчлененное
независимое / обусловленное
нейтральное / экспрессивное
с простым / многоступенчатым АЧ
Порядок слов прямой / обратный
Запишите высказывание с прямым порядком слов Сам дядя ни за что бы не смог топнуть своим ортопедическим ботинком.
Функции порядка слов смысловая / синтаксическая / стилистическая
Укажите средства выражения АЧ Просодические Синтаксические Морфологические Лексические
Интонация Порядок слов   R: средства выражения отрицания (не, ни за что)
           

 

(10) Вот R//Т он, пятьсот тринадцатый номер.
Запишите вопрос, на который отвечает данное высказывание Где он, пятьсот тринадцатый номер?
Тип вопроса полный диктальный частичный диктальный полный модальный частичный модальный
Тип высказывания общеинформативное частноинформативное общеверификативное частноверификативное
расчлененное / нерасчлененное
независимое / обусловленное
нейтральное / экспрессивное
с простым / многоступенчатым АЧ
Порядок слов прямой / обратный
Запишите высказывание с прямым порядком слов Пятьсот тринадцатый номер, он ‒ вот (т. е. здесь, перед нами).
Функции порядка слов смысловая / синтаксическая / стилистическая
Укажите средства выражения АЧ Просодические Синтаксические Морфологические Лексические
Интонация Порядок слов   Т: он.
           

 

 

(12) Никакой жены у него Т//R сроду не было.
Запишите вопрос, на который отвечает данное высказывание Была ли у него жена?
Тип вопроса полный диктальный частичный диктальный полный модальный частичный модальный
Тип высказывания общеинформативное частноинформативное общеверификативное частноверификативное
расчлененное / нерасчлененное
независимое / обусловленное
нейтральное / экспрессивное
с простым / многоступенчатым АЧ
Порядок слов прямой / обратный
Запишите высказывание с прямым порядком слов У него не было никакой жены.
Функции порядка слов смысловая / синтаксическая / стилистическая
Укажите средства выражения АЧ Просодические Синтаксические Морфологические Лексические
Интонация Порядок слов   R: не, никакой, сроду Т: у него
           

 

 

(13) Никакими мигренями она Т//R не страдала.
Запишите вопрос, на который отвечает данное высказывание Страдала ли она мигренями?
Тип вопроса полный диктальный частичный диктальный полный модальный частичный модальный
Тип высказывания общеинформативное частноинформативное общеверификативное частноверификативное
расчлененное / нерасчлененное
независимое / обусловленное
нейтральное / экспрессивное
с простым / многоступенчатым АЧ
Порядок слов прямой / обратный
Запишите высказывание с прямым порядком слов Она не страдала никакими мигренями.
Функции порядка слов смысловая / синтаксическая / стилистическая
Укажите средства выражения АЧ Просодические Синтаксические Морфологические Лексические
Интонация Порядок слов   R: не, никакими
           

 

 

(14) И разбудить ее он собирался Т//R немедленно.
Запишите вопрос, на который отвечает данное высказывание Как он собирался ее разбудить?
Тип вопроса полный диктальный частичный диктальный полный модальный частичный модальный
Тип высказывания общеинформативное частноинформативное общеверификативное частноверификативное
расчлененное / нерасчлененное
независимое / обусловленное
нейтральное / экспрессивное
с простым / многоступенчатым АЧ
Порядок слов прямой / обратный
Запишите высказывание с прямым порядком слов Он собирался немедленно ее разбудить.
Функции порядка слов смысловая / синтаксическая / стилистическая
Укажите средства выражения АЧ Просодические Синтаксические Морфологические Лексические
Интонация Порядок слов   Т: он
           

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: