Социальное обслуживание семьи — это социальная помощь и поддержка членов семьи, попавших в трудную жизненную ситуацию; оказание им комплекса социальных услуг и осуществление их социальной адаптации и реабилитации.
Важнейшая задача системы социального обслуживания семьи и детей
— обеспечение реализации социальных прав и гарантий семьи; решение возникающих проблем посредством предоставления социально-правовых, социально-медицинских, социально-бытовых, социально-педагогических услуг и консультаций.
Основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей,
действующие в настоящее время:
✓ денежные выплаты семье на детей в связи с их рождением, содержанием и воспитанием (пенсии, пособия);
✓ трудовые, налоговые, жилищные, медицинские, кредитные и другие льготы родителям и детям;
✓ социальное обслуживание семьи (оказание социальных услуг и консультативной помощи) и т. д.
Кроме того, государство берет на себя обязательства по защите семьи от нищеты и лишений, вызванных потерей работы и заработка, многодетностью, одиночеством, различного рода катастрофами и другими экстремальными обстоятельствами.
Эту помощь предполагается осуществлять в самой разнообразной форме:
✓ содействие в трудоустройстве;
✓ повышение квалификации;
✓ выдача кредитов на собственное дело;
✓ социальные целевые выплаты и натуральные выдачи.
Перечень государственных услуг утверждает Правительство Российской Федерации; он является обязательным для региональных органов власти и может быть расширен за счет финансовых возможностей местных органов власти. В него включены следующие основные социальные услуги, оказываемые семье и детям:
|
✓ социально-бытовые услуги, материальная и натуральная помощь:
• срочное социальное обслуживание и оказание материальной помощи;
• содействие семьям, имеющим детей, тяжелобольных, детей-инвалидов; семьям и отдельным гражданам, испытывающим затруднения в передвижении, нуждающимся в постоянном уходе, доставке и приобретении продуктов, приобретении медикаментов, удовлетворении других насущных нужд;
• принятие от населения и реализация вещей (одежды, обуви и др.) на безвозмездной основе или за умеренную плату;
• распределение благотворительной и гуманитарной помощи (товаров, продуктов и др.);
• социальная помощь детям-сиротам; детям, оставшимся без попечения родителей; опекунским семьям;
• организация мероприятий по привлечению средств для оказания адресной социальной помощи;
• создание при учреждениях вещевых фондов, фондов детской одежды для несовершеннолетних одиноких матерей и других категорий нуждающихся;
В зависимости от задач, которые решает центр, охвата территории, детского населения, наличия детей с ограниченными возможностями здоровья, объема реабилитационных услуг различают: республиканские, краевые, областные, районные, межрайонные, городские реабилитационные центры.
Наряду с центрами работают отделения реабилитации при стационарах и других учреждениях системы здравоохранения, образования и социальной защиты. Помощь, оказываемая семье, может быть различна. Главное в том, что ребенок после медицинской реабилитации, осуществляемой в учреждениях системы здравоохранения, переходит последовательно к медико-социальной, социальной, социально-психологической психолого-педагогической реабилитации в учреждениях социальной защиты и на дому.
|
В зависимости от индивидуальной программы реабилитации, разработанной в центре для каждого ребенка-инвалида, реабилитационные мероприятия могут проводиться от нескольких часов при ежедневном посещении центра до нескольких месяцев в условиях стационарного отделения центра.
Эффективность реабилитационных мероприятий во многом зависит от продолжения их в домашних условиях родителями и другими членами семьи. Практически во всех центрах серьезное внимание уделяется подготовке родителей к социальной и социально-психологической реабилитации.
В программе значительное место занимают физкультурно-оздоровительные мероприятия, приобщение детей к различным видам спорта (настольный теннис, плавание, пулевая стрельба, дартс, иппотерапия, общефизкультурная подготовка и др.).
В летний период многие центры организуют на базах санаториев-профилакториев, детских оздоровительных лагерей, детских садов совместный с родителями оздоровительный отдых, что способствует непрерывности процесса реабилитации.
В общем комплексе мероприятий приоритетное значение приобретает целенаправленная профориентация. Особую роль она играет в старшем подростковом возрасте, когда человек объективно поставлен перед необходимостью выбора своего жизненного пути.
Для подростка правильность выбора сферы трудовой деятельности принципиально важна в силу ряда обстоятельств.
|
Во-первых, выбор в значительной мере взаимосвязан с характером течения заболевания, когда род и условия профессиональной деятельности могут оказать на него позитивное или негативное влияние.
Во-вторых, возможность успешного включения ребенка в систему трудовых отношений — один из основных механизмов социальной интеграции в целом, итоговая цель всего комплекса реабилитационных мероприятий.
И в-третьих, сама возможность адекватного профвыбора затруднена из-за объективных ограничений видов профдея-тельности, в которых может проявить себя человек с отклонениями и нарушениями в развитии и в силу искаженных представлений о собственных возможностях.
Эти обстоятельства предопределяют специфику профори-ентации детей с ограниченными возможностями и необходимость совместных усилий родителей и специалистов реабилитационных учреждений по подготовке ребенка к самостоятельной деятельности. Основное внимание уделяется:
а) комплексной диагностической оценке (преимущественно исходя из характера клинико-функциональных и психологических параметров) возможностей ребенка овладеть теми или иными видами профдеятельности;
б) развитию наиболее универсальных умений, навыков и качеств, которые необходимы для профессиональной (трудовой) самореализации;
в) формированию таких интересов и установок, которые максимально ориентируют именно на показанные профессии.
Эффективность профориентационных мероприятий во многом зависит от того, насколько тесен контакт с родителями. учебными заведениями массового или специализированного типа, в которых обучаются дети, учреждениями, отвечающими за их профподготовку и трудоустройство.
Совместно с центрами занятости реабилитационные центры на территории Российской Федерации проводят тестирование подростков по профориентации с последующей рекомендацией выбора профессий. В ряде центров (в городах Шахты. Саратов, Самара и др.) дети уже с семилетнего возраста посещают кабинеты труда, где овладевают навыками плетения, вязания, конструирования, машинописи, компьютерной грамотности и др