Общественный строй и жилища




Общественный строй

Природно-климатические условия Казахстана — малоснежные зимы, долгое лето, необозримые пастбища, способные круглый год кормить стада, благоприятствовали тому, что в эпоху бронзы на всей территории ведущей отраслью хозяйства становится скотоводство. Переход к кочевому скотоводству положило начало:

а) переходу общества к патриархальной общине;

б) зарождению семейной, а затем частной собственности и имущественного неравенст­ва;

в) появлению социальных слоев - родовые вожди, жрецы, военачальники

Андроновское общество не было однородным:

• Все дела решало народное собрание. Оно избирало и смещало старейшин рода, строго следило за соблюдением родовых обычаев и традиций;

• В особую группу выделяются - войны, что свидетельствуют богатые захоронения воинов;

• Жрецы были распорядителями культовых обрядов, хранителями древних традиций и знаний, их отличительным признаком были деревянная чаша и особая шапка;

• Об имущественном расслоении свидетельствует могильники. Так в эпоху бронзы появились одиночные погребения с большей величиной и глубиной могил, сложными деревяными конструкциями,большим количеством керамических горшков с пищей, остатки колесниц, кости коней, украшения, оружия и каменные булавы, служившие знаком власти. Среди рядовых захоронений выделяются грандиозные курганы диаметром до 4 м и высотой до 2,5 м, обнесенные двойным или тройным кольцом ограды из монументальных плит.

Жилище

Основным жилищем андроновцев были - землянки и полуземлянки, прямоугольной и овальной формы. Котлованы для жилищ глубиной от 0,6 м до 1,5 м. В лесостепных районах широко использовалось дерево, которое служило для крепления стен, для опоры балок и стропил перекрытия. В степи и горных местах вместо дерева использовался камень-плитняк.

В Центральном Казахстане в XII-IX вв. до н.э., в эпоху поздней бронзы, строили многокомнатные дома из массивных каменных блоков, с площадью 500 кв.м и более. Самые большие жилища в евразийских степях в эпоху бронзы раскопаны на поселениях Бугылы, Акбауыр.

Для обогрева комнат и приготовления пищи использовались очаги в виде неглубоких ям диаметром 0,5-0,8 м, в качестве топлива использовались дрова, кустарник, кизяк. Одна из частей дома была более низкой и использовалось для содержания скота.

В эпоху поздней бронзы (XII-IX вв. до н. э.) на основе жилищ андроновцев появляется - юрта. Это свидетельствуют раскопки поселений Чаглинка, Петровка, Атасу, Бугылы.

В эпоху бронзы появлются древние города. Поселение Аркаим имеет признаки, характерные для раннего города:

1. Развитая система фортификаций - укреплений, огороженный двумя концентрическими кольцами оборонитель­ных сооружений;

2. Наличие строгого плана или даже макета, по которому строилось поселение;

3.Вся территория поселения делится на несколько зон - жилую, производственную и общественную.

 

 

Верование и культ

У племен эпохи бронзы широко были распространены культ предков и вера в загробную жизнь. Они старались умилостивить дух предка, надеясь на его покровительство, помощь, защиту. Поэтому племена эпохи бронзы стремились как можно лучше снабдить покойника пищей, одеждой, орудиями труда, украшениями, необходимыми в загробной жизни. Ему сооружали могилу, которая имитировала жилье, спустя некоторое время к ней приносили дополнительную пищу, зарывая ее около ящика.

В то время появились различные ограждения, ограды, которые нельзя перейти. Скотоводы-земледельцы сооружали их сначала для скота и для защиты посевов от диких и домашних животных, а затем на могиле умершего, чтобы преградить покойнику выход из могилы.

В эпоху бронзы возникает ритуал жертвоприношения. Специальные жертвенные места располагались около поселений. Они представляют собой круг из камней или земляной холмик. При раскопке ритуальных мест выявлены остатки обуглившегося зерна, зернотерки, кости животных, зольные пятна, обломки сосудов, пестов.

В погребениях разных периодов эпохи бронзы встречены зубы хищных животных (волка, лисицы), домашних (собаки, лошади), которые являлись не только украшениями, им, видимо, придавали какой-то магический смысл, считали амулетами, «оберегами», которые охраняли человека от злых духов и передавали часть своей силы самому человеку.

Культ космогонических сил Жизнь и благосостояние племен эпохи бронзы всецело зависит от природы, и человек одухотворил ее силы. Это было, прежде всего, солнце, огонь, животный и растительный мир. Солнце и огонь посылают тепло — все это связывается с добрыми, могущественными духами. Символы солнечного божества можно видеть на украшениях бляшках — нашивках с орнаментом в виде лучей, отходивших от центра во все стороны.

В эпоху бронзы широко применялся обряд захоронения, когда труп посыпали красной охрой или опускали кусок красной охры в могилу. Красный цвет означал огонь и наряду с солнцем имел магическую силу, способность защищать от злых духов. Одновременно красная краска являлась символом крови, которая также наделялась сверхъестественной силой.

На позднем этапе эпохи бронзы с развитием новой формы хозяйства — кочевого скотоводства — вместе с культом солнца появилось поклонение луне и звездам, по которым кочевники ориентировались во время ночных перекочевок.

У племен эпохи бронзы существовал культ огня, о чем говорит широко распространенный в эту эпоху обряд трупосожжения. Остатки сожженных костей встречены в захоронениях древних людей, очищая тело от скверны и охраняя умерших от злых духов.

 

 

Заключение

Андроновцы на территории Казахстана проживали в основном в речных долинах на севере, востоке и отчасти на западе, а так же и в центральном.

Андроновская культура в основном характеризируется преобладающим земледельческим хозяйством, придомным и пастушеским скотоводством и хорошо развитой металлургией. Общность андроновских племен также прослеживается в типах и формах погребений, керамике и украшениях.

Древнее скотоводство было экстенсивным. Придомное пастушеское скотоводство постепенно перерастало в яйложное. При яйложном скотоводстве пастухи со скотом делали небольшие перекочевки с одного пастбища на другое. В составе стада увеличивалась доля мелкого рогатого скота (овцы, козы) и лошадей.Земледелие по своему характеру оставалось примитивным и играло подсобную роль по сравнению со скотоводством, но оно служило важным источником получения продуктов питания.

Самые разнообразные предметы из различного материала (металла, камня, кости, ракушек) свидетельствуют о том, что племена эпохи бронзы на территории Казахстана достигли высокого мастерства в изготовлении орудий труда, оружия, украшений, предметов быта, они хорошо владели техникой литья, чеканки, тиснения, шлифования и полирования, умели наносить орнамент на издании из твердого материала

Андроновская культура оставила большой след в развитии народов и культур в дальнейшем.

 

Использованная литература

1. Кузьмина Е. Е. Древнейшие скотоводы от Урала до Тянь-Шаня. Фрунзе, 1986.

2. Акишев. К. А. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В четырех томах. I том. – Алматы, 1996.

3. Акишев К. А. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). Очерк. – Алматы, 1993.

4. Масанов Н. Э. История Казахстана: народы и культуры. – Алматы, 2001.

5. Маргулан А.Х. Древняя культура Центрального Казахстана. – Алматы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: