Последовательность развития интеграционных процессов: этапы политической и экономической интеграции в «классической интеграции».




 

ЭТАПЫЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Первый этап. Образование зоны свободной торговли с отменой таможенных тарифов и других ограничений между странами-участницами, На этой стадии страны-участницы упраздняют взаимные торговые барьеры, но сохраняют полную свободу действий в экономических связях с третьими странами, Например, право на отмену или введение новых таможенных пошлин, либо иных ограничений, право на заключение торгово-экономических договоров, соглашений, альянсов. Вследствие этого между странами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающих их государственные границы и соответственно препятствующие льготному ввозу товаров ив третьих стран. Классическим примером такой зоны сво­бодной торговли считается Европейская ассоциация свободной торговли, существующая с I960 года.

Второй этап. Образование таможенного союза с установлением единых тарифов в торговле и в движении рабочей силы и капитала. На этом уровне интеграции государства не только устраняют взаимные торговые барьеры, но и учреждают единую систему внешних торговых барьеров и общих таможенных пошлин по отношению к третьим странам. При этом таможенные службы на внутренних границах упраздняются, а их функции передаются соответствующим службам на внешних границах. Возникает единое таможенное пространство, ограниченное пределами входящих в него государств.

Таможенный союз – тип м/нар. интеграции, предполагающий согласованную отмену странами-участницами союза национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран; образование единой таможенной территории. Таким образом, таможенный союз - это более глубокий тип интеграции, чем зона свободной торговли.

 

В соглашении о создании таможенного союза оговариваются следующие моменты:

 

· снятие внутренних таможенных границ между странами-членами союза;

 

· перенос таможенного контроля на внешний периметр союза;

 

· устранение таможенных процедур во взаимной торговле товарами национального производства; · унификацию форм и методов сбора внешнеторговой статистики;

 

· согласование форм и методов предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности; · введение общей для всех стран-участниц таможенного союза системы тарифного и нетарифного регулирования при торговле с третьими странами; · создание общей системы преференций.

 

Страны договариваются о создании межгос-ных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Обычно они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.

 

Примеры таможенных союзов: Ассоциация ЕС с Турцией – таможенный союз между Европейским экономическим сообществом (сейчас - Европейским союзом) и Турцией, созданный в 1963 г. Центральноамериканский общий рынок – участницами таможенного союза с 1961 г. являются Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор;

 

 

Третий этап. Возникновение экономического союза, представляющего собой начальную фазу реальной экономической интеграции. Па этой ступени государства договариваются о свободном перемещении через национальные границы не только товаров, но и всех факторов производства, включая капитал, рабочую силу, технологии, информацию. В результате формируется общее рыночное пространство, так называемый общий рынок.

Экономический союз – тип м/нар. интеграции, предусматривающий наряду с общим тамож. тарифом и свободой движения товаров и факторов производства координацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключевых областях – валютной, бюджетной, денежной. Это самый высокий уровень экономической интеграции. На этом этапе развития интеграции возникает потребность в органах, наделенных не просто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием стран-участниц, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно уступают часть государственного суверенитета в пользу межгосударственных органов с функцией наднационального регулирования. Такие межгосударственные органы наделены правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с правительствами стран-членов.

 

Примеры экономических союзов: Экономический союз — Бенилюкс – существует с 1948 г., объединяет Бельгию, Нидерланды и Люксембург; Союз арабского Магриба – образован в 1989 г. Страны-участницы: Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис;

 

Четвёртый этап. Полная интеграция с единой экономической политикой, общей валютой и органами наднационального регулирования. Достижение этого уровня интеграции (политико-экономического союза)предполагает, что вступающие в него государства, с учетом достигнутых результатов прежних этапов интеграции, договариваются о проведении совместной торговой, а затем и в целом экономической политики по отношению к третьим странам, а также об унификации систем регулирования экономики. Данная ступень интеграции предполагает согласование внешней политики стран-участниц, что дает еще более широкие возможности для взаимовыгодного объединения сил и средств в интересах хозяйственного развития всего союза в целом и каждой из стран-участниц.

 

Последние два этапа могут включать в себя определенные подэтапы, связанные со спецификой той или иной интеграционной группировки. Большинство из существующих в мире интеграционных группировок находится пока на стадии формальной интеграции, т. е, проходит первый и второй этапы интеграционного развития.

 

ЭТАПЫПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Основные типы интеграционных объединений появляются во второй половине 20 В. Каждый из них отражает определенный этап развития интеграционного процесса.

 

1 этап.На первом уровне страны делают первые шаги к взаимному сближению. Страны заключают преференциальные торговые соглашения. Это соглашения, предусматривающие какие-либо благоприятные условия для данных стран. Такие соглашения предусматривают:

 

- сохранение национальных таможенных тарифов каждой из стран;

 

- не создаются межгосударственные органы;

 

- страны переходят в зоны свободной торговли, в следствие чего происходит полная отмена таможенных тарифов в торговле (также с третьими странами), кроме продукции сельского хозяйства.

 

2 этап.Страны переходят к созданию зоны свободной торговли, а это – полная отмена таможенных тарифов во взаимной торговли и сокращение их для третьих стран. Никогда зона СЭВ ни касалась сельского хозяйства.

 

3 этап.Таможенный союз (ТС) – согласованная отмена группы национальных таможенных тарифов для стран, вводится система нетарифного регулирования для третьих стран. ТС предусматривает беспошлинную торговлю и полное перемещение товаров внутри региона. Этот союз требует создания межгосударственных органов, которые координируют торговую политику стран. Эти межгосударственные органы могут быть представлены совещанием глав правительств и административными органами (в частности общественный таможенный комитет).

4 этап. Общий рынок (ОР) – страны договариваютсяо свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства (капитала, рабочей силы). На этом этапе возникает сложная система межгосударственных органов по координации экономической политике. Кроме глав правительств обязательно участвуют главы центральных банков, руководители министерств и постоянно действующий орган – секретариат.

 

В рамках ЕС – Европейский Совет глав государств и правительств как межгосударственный орган Совет Министров ЕС и секретариат ЕС.

5 этап.Экономический союз. Когда наряду со всеми предыдущими признаками осуществляется координация макроэкономической политики, унификация стран в экономической сфере и особенно в валютной, бюджетной и денежной областях. Координации становится недостаточно, возникают органы, которые могут самостоятельно принимать оперативные решения от лица стран в целом. Правительства согласованно отказываются от части своих функций и тем самым уступают часть государственного суверенитета в пользу надгосударственных органов. Такие надгосударственные органы могут принимать решения не согласовывая с правительством стран. Сейчас такой орган существует и называется Комиссией Европейского Союза (КЕС).

6 этап. Политический союз(принципиально возможен) – предполагает пердачу большего числа функций правительств надгосударственным органам. Это фактически означало бы создание международной конфигурации и потерю суверенитета государственности. Ни одна интеграционная группа пока такого уровня не достигла.

 

Точно сказать на каком уровне развития находится данное интеграционное объединение довольно сложно по двум обстоятельствам:

 

- трудно получить сопоставимую информацию;

 

- провозглашаются далеко идущие цели, а реальные достижения очень скромные

 

По данным ВТО в середине 90-х гг. насчитывалось более 30 интеграционных объединений, а в 80-х гг. (5-6). Классификация основных действующих интеграционных объединений по вышеперечисленным параметрам позволяет сгруппировать имеющиеся интеграционные объединения согласно данной типологии.

 

Зоны свободной торговли:Австралийская, Новозеландская, Балтийская, Центральноамериканский общий рынок, Африканское экономическое сообщество, участниками которой намеревается стать 51 государство, формирование его продолжается уже 8 лет (с 1994 г.). Этот процесс рассчитан на 34 года.

 

Наиболее развитым интеграционным объединением, своего рода моделью, на которой отрабатываются элементы интеграции, является ЕС.

 

Эффект интеграционного объединения может быть:

 

- Статическим – экономические последствия проявляются немедленно после создания таможенного союза.

 

- Динамическим – экономические последствия на более поздних стадиях функционирования таможенного союза.

 

Наибольшее значение имеют результаты торговли среди статических эффектов. Это называется эффект создания торговли. В результате формирования ТС, может возникнуть ситуация, когда товары традиционно закрывались на внутреннем рынке вдруг окажутся дорогие, чем такие же товары, произведенные за рубежом. Если до создания ТС местные производители находились под защитой пошлин, и это было не выгодно, то теперь импортный товар стал дешевле местного. В результате, возник импортный товарный поток, которого раньше не было. И чтобы противостоять этому, местные производители вынуждены использовать ресурсы более эффективно.

 

Создание торговли – переориентация местных потребителей в смене эффективности внутреннего источника поставки товаров на более эффективный внешний источник (импорт), возникшая в результате устранения таможенных пошлин ТС. Главным признаком возникновения ТС является устранение барьеров во взаимной торговле. И кроме создания торговли это вызывает эффект отклонения торговли.

 

Отклонение торговли– переориентация местных потребителей с закупкой товара у более эффективного внеинтеграционного источника на менее эффективный внутри интеграционный источник. Это происходит от того, что для трех стран таможенные пошлины устанавливаются более высокие по уровню.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: