Практическая работа № 8
Тема: Уклон. Конусность. Чертеж контура детали с построением
уклона и конусности.
Цель работы:
1. Научиться выполнять чертежи различных технических изделий с построением уклона и конусности.
Оснащение занятия
Формат А3. Чертежные принадлежности. Учебник.
Мотивация: Выполнение данной графической работы необходимо вам для выполнения графической части курсовых и дипломных проектов, а также для приобретения необходимых знаний и умений в будущей профессии.
Теоретические сведения
Уклон. Плоские поверхности деталей, расположенные наклонно, обозначают на чертеже величиной уклона. Как подсчитать эту величину, покажем на примере. Клин, изображенный на рис. 1 а, имеет наклонную поверхность, уклон которой нужно определить. Из размера наибольшей высоты клина вычтем размер наименьшей высоты: 50 – 40 = 10 мм. Разность между этими величинами можно рассматривать как размер катета прямоугольного треугольника, образовавшегося после проведения на чертеже горизонтальной линии (рис. 1, б). Величиной уклона будет отношение размера меньшего катета к размеру горизонтальной линии. В данном случае нужно разделить 10 на 100. Величина уклона клина будет 1:10.
Рис. 1
. Определение величины уклона
На чертеже уклоны указывают знаком и отношением двух чисел, например 1:50; 3:5.
Если требуется изобразить на чертеже поверхность определенного уклона, например 3:20, вычерчивают прямоугольный треугольник, у которого один из катетов составляет три единицы длины, а второй – 20 таких же единиц (рис. 2).
Рис. 2
Построение уклонов и нанесение их величин
При вычерчивании деталей или при их разметке для построения линии по заданному уклону приходится проводить вспомогательные линии. Например, чтобы провести линию, уклон которой 1:4, через концевую точку вертикальной линии (рис. 3), отрезок прямой линии длиной 10 мм следует принять за единицу длины и отложить на продолжении горизонтальной линии четыре такие единицы (т.е. 40 мм). Затем через крайнее деление и верхнюю точку отрезка провести прямую линию.
Рис. 3.
Построение линии по заданному уклону
Вершина знака уклона должна быть направлена в сторону наклона поверхности детали. Знак и размерное число располагают параллельно направлению, по отношению к которому задан уклон.
Конусность. Отношение разности диаметров двух поперечных сечений конуса (D-d.) к расстоянию между ними (l) (4, а) называется конусностью (К): К = (D – d) /l.
Рис.4.
Построение конусности и нанесение се величины
Например, конический элемент детали с диаметром большего основания 25 мм, диаметром меньшего основания 15 мм, длиной 50 мм будет иметь конусность К = (D – d) /l = (25 – 15)/50 = 1/5 = 1:5.
При проектировании новых изделий применяются величины конусности, установленные ГОСТ 8593–81: 1:3; 1:5; 1:7; 1:8; 1:10; 1:12; 1:15; 1:20; 1:30. Стандартизированы также величины конусности, которые имеют элементы деталей с часто встречающимися углами между образующими конуса: углу 30° соответствует конусность 1:1,866; 45° – 1:1,207; 60° – 1:0,866; 75° – 1:0,652; углу 90° – 1:0,5. В чертежах металлорежущих инструментов часто конусность определяется надписью, указывающей номер конуса Морзе. В этих случаях размеры конических элементов устанавливают по ГОСТ 10079–71 и др.
На чертежах конусность наносят согласно правилам ГОСТ 2.307–2011. Перед размерным числом, определяющим величину конусности, наносят условный знак в виде равнобедренного треугольника, острие которого направлено в сторону вершины конуса.
Знак и цифры, указывающие величину конусности, располагают на чертежах параллельно геометрической оси конического элемента.
Они могут быть проставлены над осью (рис. 4, 6) или на полке (рис. 4, в). В последнем случае полка соединяется с образующей конуса с помощью линии выноски, заканчивающейся стрелкой.
Задание: Выполнить графическую работу «Уклон» на формате А3. Стойка – нечетные варианты, двутавр – четные варианты.
№ № п/п | Фа Ф.И.О. студента | № в № варианта |
Бордюгов А.В. | ||
Горбуля И.А. | ||
Джераев А.Ю. | ||
Илющенко Д.А. | ||
Кулиш Д.В. | ||
Кухта В.В. | ||
Мацурин К.С. | ||
Менякин И.Г. | ||
Мирошниченко Д.Т. | ||
Соколов Р.Н. | ||
Шутун А.Н. | ||
Ялпах М.Р. | ||
Терехин А. | ||
Коссе Д. |
Контрольные вопросы
1. Что называется уклоном?
2. Как измеряют величину уклона?
3. Как построить и обозначить уклон на чертеже?
4. Что называется конусностью?
5. Как измерить величину конусности?
6. Как обозначить конусность на чертеже?
Литература
1. Хаскин А.М. Черчение, М.-4-е изд., перераб. и доп.: Вища шк. Головное изд-во, 1986 г-447с., с.45-47.