Экзаменационные материалы по междисциплинарному государственному экзамену по специальности 030301.65 Психология




Факультет: «Социальная психология»

Название магистерской программы: «Социальная психология»

Квалификация: Специалист

Выпуск: 2013

 

1. Принцип системности в психологической науке: история его разработки и современное состояние.
2. Место социальной психологии в системе психологического знания.
3. Основные направления современных социально-психологических прикладных исследований.
4. Классификации методов исследования в психологии. Сравнительная характеристика методов эксперимента и наблюдения.
5. Эмпирические и теоретические предпосылки возникновения социальной психологии.
6. Уровень социально-психологического развития группы. Основные положения стратометрической концепции А.В.Петровского.
7. Понятие и структура деятельности. Разработка теории деятельности в трудах А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна.
8. Типы социально-психологических исследований: экспериментальные и корреляционные.
9. Индивид, субъект, личность, индивидуальность: содержание и соотношение понятий
10. Соотношение внешней и внутренней деятельности.
11. Соотношение обыденного и научного знания. Социальная психология и здравый смысл.
12. Проектирование в образовании. Этапы по В.В. Давыдову.
13. Развитие психики в филогенезе (эволюционная концепция психики А.Н. Леонтьева).
14. Понятие социализации личности, ее цели и задачи. Институты и этапы социализации.
15. Общая характеристика и психологические особенности педагогической деятельности. Психологические основы профессионального и личностного роста педагога.
16. Понятие, функции и характеристики сознания.
17. Социальная ситуация развития. Роль референтной группы в процессе социализации на различных онтогенетических этапах становления личности.
18. «Открытость-закрытость» группы. Особенности процессов группообразования и личностного развития в условиях социальной депривации
19. Психофизиологическая проблема в психологии. Системный подход к ее решению.
20. Понятие, структура и функции социальной установки (аттитюды).
21. Социально-психологическая модель вхождения личности в референтное сообщество: этапы адаптации, индивидуализации, интеграции.
22. Психика и мозг: проблема мозговой локализации психических функций.
23. Понятие роли, основные компоненты и характеристики; ролевое поведение.
24. Концепция персонализации В.А.Петровского: основные положения и метод «отраженной субъектности».
25. Рефлекс и реактивное поведение.
26. Понятие конфликта. Типологии конфликтов. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
27. Трехфакторная модель «значимого другого»: основные положения и методическое обеспечение.
28. Предметный образ и его семантическая многоуровневость.
29. Общение и деятельность: соотношение понятий.
30. Реализация социогенной потребности в персонализации на разных этапах онтогенетического развития личности.
31. Ощущения, их основные свойства. Классификации ощущений. Психофизика ощущений. Основной психофизический закон.
32. Основные положения концепции персонализации (В.А.Петровский). Метод отраженной субъектности
33. Культура с точки зрения психологии. Типология национальных культур по Г.Хофстеде.
34. Понятие восприятия и его общая характеристика. Свойства восприятия и его виды.
35. Психологические барьеры и психологическая сущность коммуникации. Коммуникативные и смысловые барьеры.
36. Этнические различия, их психологическая природа, влияние на процессы личностного развития и группообразования.
37. Тематика среднестатусности применительно к проблемам интрагруппового структурирования в малых группах
38. Основные виды невербального поведения. Функции невербальной коммуникации.
39. Личность и психика, развитие личности и развитие психики: соотношение понятий.
40. Ведущая деятельность и полидеятельность.
41. Понятие памяти и ее общая характеристика. Виды памяти. Процессы памяти.
42. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция.
43. Психологические особенности адаптации в инокультурной среде. Стратегии аккультурации по Дж.Берри.
44. Эффект Зейгарник.
45. Механизмы и эффекты межличностного восприятия
46. Этническая идентичность: общее описание, структура, становление и формирование, изменения этнической идентичности.
47. Тематика аутсайдерства применительно к проблемам интрагруппового структурирования в малых группах
48. Проблема точности в межличностной перцепции. Социально-психологический тренинг как средство повышения точности межличностного восприятия
49. Особенности межкультурной коммуникации, развитие культурной сензитивности.
50. Понятие воображения и его общая характеристика. Виды и функции воображения. Механизмы воображения.
51. Феномен аттракции в межличностных отношениях, различные уровни аттракции.
52. Культурный шок: причины, протекание, психологическая помощь. «Буферная» группа.
53. Основные свойства внимания и методы их изучения.
54. Динамика межличностных отношений. Проблемы стабилизации и распада межличностных отношений.
55. Основные социально-психологические феномены межэтнических отношений.
56. Когнитивные теории внимания и их критика.
57. Социально-психологическая характеристика детского возраста
58. Этноцентризм и этнические стереотипы.
59. Мышление как регулятор деятельности и как самостоятельная деятельность
60. Способы регуляции и разрешения конфликтов. Роль посредника в разрешении конфликтов
61. Психология управления: объект, предмет, задачи. Основные теоретические школы менеджмента.
62. Мышление как высшая психическая функция. Мышление и речь.
63. Понятие интеллекта, его структура, виды, методы исследования
64. Творчество как процесс. Понятие креативности
65. Социально-психологическая характеристика подросткового и юношеского возрастов
66. Причины, профилактика и урегулирование этнического конфликта.
67. Социально-психологическая характеристика зрелости и пожилого возрастов
68. Понятие группы в социальной психологии, ее основные характеристики. Классификация групп в социальной психологии.
69. Социально-психологический «портрет» современного руководителя.
70. Культурно-историческая детерминация процессов формирования и развития мышления.
71. Понятие малой группы, ее границы и классификация малых групп.
72. Управленческая команда: определение, отличие от других типов групп, признаки эффективной управленческой команды. Основные техники командной работы.
73. Язык и речь. Виды речи и их психологические характеристики.
74. Общая характеристика больших социальных групп, их классификация.
75. Основные подходы к теории и практике командообразования.
76. Роль внимания в становлении мотивационной сферы личности.
77. Межгрупповые процессы в малых и больших социальных группах.
78. Понятие организационного лидерства. Критерии оценки эффективности деятельности лидера. Приведите типичный пример проблем, возникающих в деятельности лидера, и предложите путь решения.
79. Понятие и теория каузальной атрибуции
80. Основные социально-психологические характеристики малой группы. Психологическая теория коллектива в отечественной социальной психологии.
81. Традиционные концепции и инновационные подходы к проблеме организационного лидерства.
82. Понятия мотива и мотивационной сферы личности. Структура мотивационной сферы личности.
83. Феномен группового давления. Исследование конформизма в классических экспериментах С. Аша.
84. Основные направления деятельности психолога в системе управления человеческими ресурсами.
85. Развитие мотивационной сферы в онтогенезе. Особенности мотивационной сферы детей и подростков.
86. Мотивация трудовой деятельности: общая характеристика. Содержательные и процессуальные теории трудовой мотивации.
87. Феномен групповой сплоченности. Подходы к изучению сплоченности.
88. Социально-психологические проблемы отбора и подбора персонала в организации. Основные методы социально-психологической оценки персонала в организации.
89. Роль и место психических состояний среди других психологических явлений.
90. Понятия лидерства и руководства: сходство и различие.
91. Организационная (корпоративная) культура: понятие, содержание и структура. Функции организационной культуры.
92. Эмоции. Их функции. Эмоциональная сфера личности. Формы эмоциональных переживаний.
93. Основные теоретические подходы к изучению феномена лидерства.
94. Профессиональная карьера: понятие, этапы, психологическое обеспечение планирования карьеры.
95. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера.
96. Стиль лидерства и руководства. Исследование стиля лидерства в школе групповой динамики К. Левина.
97. Основные положения теории жизненных циклов организации.
98. Основные проблемы психологии воли. Структура и виды волевых процессов.
99. Руководство и групповая эффективность. Вероятностная модель эффективного руководства Ф. Фидлера.
100. Основные положения трансактного анализа Э.Берна. Использование концепции РВД в консультативно-тренинговой деятельности.
101. Соотношение фундаментальной и прикладной социальной психологии. Специфика прикладного исследования в социальной психологии.
102. Проблемы социально-психологической диагностики организаций.
103. Темперамент: проблема определения, структуры и свойств. Анализ различных концепций темперамента.
104. Коучинг как вид индивидуального консультирования. Отличие коучинга от психотерапевтической работы с клиентом.
105. Определение и структура характера. Типологии характера.
106. Природа и структура общения. Общение как обмен информацией.
107. Природа и структура общения. Общение как взаимодействие
108. Предлагаем вопрос в такой формулировке убрать или сформулировать его в расширенном виде: Психология индивидуальных различий.
109. Задатки, одаренность и талант. Психологические особенности одаренных
110. Природа и структура общения. Общение как восприятие и понимание людьми друг друга
111. Понятия «фасилитация» и «ингибиция». Фасилитативная функция социального психолога в консультативно – тренинговой деятельности.
112. Гетерохронность развития человека в биологическом, психологическом и социальном планах
113. Взаимоотношения социального психолога и «заказчика». Этические проблемы в прикладной социальной психологии.
114. Типологии организационной культуры. Особенности российской организационной культуры.
115. «Я-концепция» личности, ее содержание и структура. Соотношение понятий «Я-концепция» и «самосознание». Самооценка и уровень притязаний личности.
116. Основные роли социального психолога-практика: консультант, эксперт, руководитель тренинга.
117. Базовые компетенции практического психолога. Основные коммуникативные навыки психолога в консультативно-тренинговой деятельности.
118. Общая характеристика, этапы становления и современные тенденции развития бихевиоризма. Значение бихевиоризма в изучении поведения.
119. Социальная психология в образовании.
120. Самообучающаяся и саморазвивающаяся организация как альтернатива традиционной модели организации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: