БАТЮШКА ВОЗЛОЖИЛ НА МОЮ ГОЛОВУ КРЕСТООБРАЗНО РУКИ, ПОДНЯЛ ОЧИ СВОИ К НЕБУ И ПРОИЗНЕС: «ДА ПОЧИВАЕТ НАД ВАМИ БЛАГОСЛОВЕНИЕ БОЖИЕ».
Я ПОЧУВСТВОВАЛ, БУДТО ОГНЕННАЯ ИСКРА НИСПАЛА НА МОЮ ГОЛОВУ И ПРОШЛА ДО ПЯТ…
святитель Серафим (Соболев), архиепископ Богучарский
день памяти - 26 февралЯ (по нов. ст.)
Русский Никольский храм в Софии — одна из самых посещаемых церквей столицы Болгарии. Люди здесь всегда: они заходят, чтобы помолиться у гроба архиепископа Серафима (Соболева). Почти каждый приносит с собой записку — «письмо» к владыке с просьбой помолиться о себе или близких. И люди знают, что их молитвы не останутся без ответа. Почему же православные болгары почитают русского архипастыря как национального святого?
«Не огорчать Христа!»
Фото: https://www.blagogon.ru/biblio/155/ |
С раннего детства его отличали искренняя вера и исключительная любовь к Богу и ближним. В последнем классе семинарии Николай загорелся желанием отдать Господу все свои силы и дал обет стать монахом. Однако мать хотела его женить, и Николай не препятствовал ее хлопотам ― по любви и послушанию. Но каждый раз помолвка необъяснимым образом срывалась. Тогда Мария Николаевна поняла, что Господь принял обет сына, и больше не препятствовала ему. Получив ее благословение, в 1904 году Николай отправился в Петербургскую Духовную Академию. Поскольку решение о поступлении было принято в последний момент, времени на подготовку уже не оставалось. Как вспоминал впоследствии сам владыка, сдать экзамены ему помогла только милость Божия: по его усердным молитвам на каждом экзамене выпадал именно тот билет, который он знал.
|
Эту помощь Божию нельзя объяснять простой человеческой «везучестью».
Дело в том, что еще будучи совсем маленьким мальчиком Николай решил ни
-------------------------------------------------------- святитель Серафим (Соболев) -------------------------------------------------- 2
в чем не огорчать Христа. И он действительно жил так! С детства стремился исполнять заповеди бескомпромиссно. Однажды, когда будущий владыка
Учился в семинарии, ученики собрались, чтобы изобличить вора в их классе. Тот, поняв, в чем дело, сейчас же встал со своего места, подсел к Соболеву за его парту и опустил голову. Николай стал его утешать. Ему говорили:
«Соболев взял вора под свое покровительство, а того не знает, что именно он украл у него новые галоши и перчатки». Но Николай, преодолев сопротивление всего класса, выхлопотал воришке увольнение по собственному желанию, то есть, спас от позора на всю жизнь… Знавшие его люди говорят, что любовь к ближним у этого доброго пастыря всегда была необыкновенной. Причем, чем больше было скорбей у него самого, тем больше любви он дарил людям. Своим духовным чадам он говорил: «В брате своем надо видеть ангела, а на его грех надо смотреть, как на болезнь», «Надо отделять человека от греха. Грех можно ненавидеть, а человека мы должны любить и жалеть».
|
В студенческие годы, живя в Александро-Невской Лавре, Николай каждое утро ходил к ранней Литургии, потом читал творения святых отцов и жития святых. Рассказывают, что в течение своей жизни он одиннадцать раз с сердечным умилением прочитал все 12 томов житий, составленных святителем Димитрием Ростовским. С горячей любовью он постоянно призывал святых в своих молитвах, в своих поучениях и проповедях часто приводил яркие примеры из их богоугодной жизни. Владыка говорил своим духовным чадам: «Когда мы умрем, тогда поймем, насколько близки были к нам Спаситель, Матерь Божия и все святые, как снисходили к нам в немощах наших и как исполняли наши молитвы».
Во время своей учебы в Академии Николай несколько раз посещал отца Иоанна Кронштадтского (к лику святых причислен в 1990 году. В честь него малой планете № 16395 присвоено имя «Иоанн Праведный» - прим.ред.). Вот как вспоминал он свою последнюю встречу с великим пастырем весной 1907 года: «Прощаясь с нами, отец Иоанн сначала благословил Витю Раева… Вдруг отец Иоанн, как молния, бросился ко мне. Я остановился на Горнем месте. Батюшка возложил на мою голову крестообразно руки, поднял очи свои к небу и трогательным голосом произнес: ″Да почивает над вами благословение Божие″. Я почувствовал, будто огненная искра ниспала на мою голову и прошла до пят. Особенная, великая радость наполнила мое сердце и все мое существо. Весь этот день я испытывал благодатную, особенную радость, чувствовал себя окрыленным и словно бы парил в воздухе».
|
На 4-м курсе перед Николаем встал вопрос о постриге, но он терзался вопросом: выдержит ли он нелегкий монашеский подвиг? Желая узнать волю Божию о себе, он письменно спрашивал об этом отца Иоанна Кронштадтского и старца Анатолия Оптинского, но они не ответили. Однажды, когда Николай читал житие недавно прославленного преподобного
--------------------------------------------------------- святитель Серафим (Соболев) ------------------------------------------------- 3
Серафима Саровского, его озарила мысль ― спросить преподобного Серафима, обратившись к нему, как к живому. Так он и сделал. Положив
поклон перед книгой, как перед самим старцем, Николай помолился, открыл
наугад житие и прочел: «В 1830 году один послушник Глинской пустыни, чрезвычайно колебавшийся в своем призвании, нарочно прибыл в Саров,
Российская эмиграция 1920 — 30-х гг. Фото: https://nashasreda.ru/rossijskaya-emigraciya-1920-30-x-gg/ |
В изгнании
По окончании Академии отец Серафим служил в духовных училищах Житомира и Калуги. В 1911 году он был назначен инспектором Костромской семинарии, а на следующий год ― ректором Воронежской с возведением в сан архимандрита. Здесь застал его октябрьский переворот. В феврале 1918 года в Воронеже был расстрелян крестный ход насельников и прихожан Митрофанова монастыря, были вскрыты мощи святителей Тихона Задонского и Митрофана Воронежского. Семинария была закрыта. В октябре большевики живьем закопали в землю семерых насельников Митрофанова монастыря. Архиепископ Серафим стал очевидцем этих страшных событий и впоследствии говорил, что до сих пор помнит стоны мучеников из-под земли...
После начала Гражданской войны отец Серафим вместе со многими представителями русского духовенства оказался в Крыму. Здесь в 1920 году состоялась его архиерейская хиротония. Вскоре с великой скорбью он покинул Родину ― не по своему желанию, а по благословению старца-епископа Димитрия (Абашидзе), которого глубоко почитал. В августе 1921 года Святейший Патриарх Тихон назначил его управляющим русскими приходами в Болгарии.
Можно без преувеличения сказать, что он был душой всей русской колонии. Будучи сам в нужде и лишениях, заботился о бедных и больных русских людях: одних устраивал в больницы, для других добивался выплаты пособий, некоторых просто содержал сам. Не меньшую любовь он оказывал и болгарской пастве, которая тянулась к нему как к доброму пастырю. Владыка Серафим искренно полюбил эту страну.
В 1934 году владыка Серафим был возведен в сан архиепископа. Поток людей, приходивших к нему для духовного окормления, всё увеличивался. Озабоченные духовными нуждами и скорбями, они уходили от него
--------------------------------------------------------- святитель Серафим (Соболев) ------------------------------------------------- 4
окрыленными, чувствуя любовь владыки, обласканные им, с твердым упованием на милость Божию. Его дерзновенная молитва ко Спасителю и
Божией Матери была чудодейственной, возвращала к жизни даже безнадежных больных, о чем сохранилось немало свидетельств. Святитель был наделен даром прозорливости, которая поражала всех. Но сам он старался скрывать ее, говорил: «Это случайно». Однако его исключительные и очевидные для всех духовные дарования были вовсе не случайными. С момента пострига и до самой смерти он нес подвиг строгого поста (в продолжение многих лет вкушал пищу только один раз в день), непрестанно молился, служил часто и с огромным благоговением. Вместе с тем он был очень простым и открытым для всех людей. «Держать себя просто,— говорил он в своих наставлениях,— это значит не допускать искусственности ни в чем и держать себя пред людьми, как пред Богом. Стать простым ― в этом заключается перемена жизни». Тогда не погибнешь, ибо простота есть смирение. А на смиренных, как на престоле, почивает Своею благодатью Бог». Еще одно наставление, которое он часто повторял: «Храните чистоту души». Чистота же его собственной души была такой, что еще при жизни люди видели в нем святого.
В годы Великой Отечественной войны архиепископ Серафим не служил молебнов о победе Германии, хотя такая позиция могла создать архипастырю немало проблем, поскольку Болгария формально являлась союзницей Германии. Архипастырь запрещал русским эмигрантам вступать в вооруженные формирования, воевавшие против России. Духовные чада архиепископа Серафима – епископ Парфений (Стаматов) и архимандрит Мефодий (Жерев) – в годы войны поддерживали связи с силами антифашистского сопротивления в Болгарии. В 1944 году в Софии архиепископ встретил Красную армию. С этого времени к нему стали часто обращаться с просьбой помолиться за белоэмигрантов, которые арестовывались советскими представителями. В СССР этих людей ждали лагеря, а иногда и смерть. Духовная дочь архиепископа рассказывала об аресте одного из членов епархиального совета. Жена арестованного слезно просила архиепископа Серафима помолиться за него. После молитвы Богородице (в кабинете архиепископа всегда находились две особо почитаемые им иконы Божией Матери – Боголюбская и Курская-Коренная) архипастырь повернулся к женщине и твердым голосом сказал, что с ее мужем не случится ничего плохого. Через два дня стало известно, что у генерала, ведшего дело и считавшегося очень суровым человеком, в России скоропостижно умер сын. Вместо вылетевшего в Москву генерала дело было передано другому следователю, более мягкому, который вынес члену епархиального совета оправдательный приговор. В Софии хорошо знали и о других случаях молитвенной помощи архиепископа арестованным. В Болгарии владыка написал ряд значительных богословских трудов. Главным
--------------------------------------------------------- святитель Серафим (Соболев) ------------------------------------------------- 5
из них является «Новое учение о Софии, Премудрости Божией» ― опровержение
учения профессора Парижского богословского института протоиерея Сергия Булгакова. Владыка видел, что после поражения обновленчества в России модернизм в Православии начал распространяться в других Поместных Церквах, и считал своим долгом ревностно защищать Истину. Он говорил: «Мои книги — это моя кровь». И действительно, в этой борьбе владыка не щадил самого себя: он писал не только днем, но и по ночам, не давая себе отдыха. За свой великий подвиг святитель удостоился от Бога кончины в день Торжества Православия.
О времени своего отшествия он был извещен заранее. Перед самой кончиной, в 1950 г., окруженный духовными чадами, на вопрос о том, что же они будут делать без него, владыка ответил: «Если буду иметь дерзновение перед Господом, не оставлю вас». Улыбаясь, он сказал: «Пишите мне письма». Эти слова стали известными всем. Обращаясь к владыке Серафиму, люди так и поступают до сего дня. Владыка Серафим был канонизирован 3 февраля 2016
года Архиерейским собором Русской православной церкви в лике святителей.