Консультация для родителей. «Учите детей трудиться»




«Учите детей трудиться»

 

Понятие «трудовое воспитание» – одно из значимых для педагогики – имеет многовековую историю. Как свидетельствуют материалы археологических раскопок, данные этнографии, наших далёких предков потребность в воспитании детей возникла в период перехода от животноподобных форм деятельности к собственно трудовой, орудийной. От результатов этой деятельности напрямую зависело само существование первобытных людей на земле. Поэтому в обществе стала формироваться объективная потребность в передаче детям в совместной деятельности опыта орудийно-трудовой деятельности с тем, чтобы, с одной стороны, сохранить этот опыт, а с другой – подготовить их к будущей самостоятельной деятельности.

Шли столетия, менялись содержание, характер, оснащённость трудовой деятельности людей.

Объективно продукты детского труда не имеют особого значения для окружающих. Это так, однако, они важны для самого ребёнка, вложившего в них много физических, умственных, волевых усилий.

Пока ребёнок мал, взрослые действуют совместно с ним, стимулируя и подкрепляя его активность. Но по мере того, как малыш овладевает отдельными действиями, представляется возможность организовать его деятельность как совместно-разделённую со взрослыми. Если в полтора – два года, привлекая ребёнка к уборке игрушек, основную работу выполняет мама, поясняющая смысл и последовательность своих действий, то со временем (в два с половиной – три года) он уже сам расставляет машинки, усаживает плюшевого мишку в кресло, радуясь одобрению мамы. По мере овладения теми или иными действиями, подрастающий человечек ищет новые способы решения трудовой задачи – он превращается в субъекта трудовой деятельности (М.В. Крухлет). Но и на этом этапе ему необходимы внимание взрослого, эмоциональная поддержка, одобрение, оценка, а иногда и подсказка, дополнительная информация о том, как лучше сделать, поступить в той или иной ситуации. Как мы это забываем!

Задача взрослого – соблюдать разумное соотношение меры детской и своей собственной активности, не выполнять за ребёнка то, чему он уже научился. Темп современной жизни настолько напряжён, что взрослому иногда легче сделать что-то самому, чем ждать, когда малыш справится с заданием, например, покормить ребёнка, убрать за ним игрушки, одежду, вытереть ему нос.… Сделать это за ребёнка легче и быстрее, чем придумать и осуществить способ, который поможет включить в дело его самого. А с точки зрения воспитания? Неэкономичный, недальновидный, поскольку рождает в поведении ребёнка инфантилизм, синдром беспомощности. Бесконечные опасения взрослых, их излишняя осторожность, недостаток терпения, вечный дефицит времени приводят к тому, что ребёнок, активный, самостоятельный («Я сам!»), но постоянно сдерживаемый («Ты не умеешь, дай я сделаю», «Не лезь!», «Не трогай!»), становится нерешительным. Только корректная помощь, поддержка без акцента на неумелость, без унижения достоинства («руки - крюки», «тюфяк», «плакса») своевременная и незаметная, закрепляют в структуре личности ребёнка первый элемент подлинной самостоятельности – потребность в целесообразных, нормативных действиях, завершающихся практическим результатом (помыл руки, сложил кубики в коробку, снял и аккуратно поставил туфельки). А это уже предпосылки развития настойчивости, усидчивости, способности к самоконтролю и самооценке и результатов своей деятельности и себя как деятеля.

Можно ли научить ребёнка чему-либо, если ему неинтересно, если он не хочет? Конечно, нельзя! Психологи часто напоминают нам об этом.

Интерес ребёнка с первых лет его жизни к труду, желание принять участие в труде взрослых, действовать самому пробуждают семью, дошкольное учреждение. Как велика потребность в такого рода деятельности в детях – общеизвестно. Важно, чтобы они чувствовали себя полноценными участниками совместного труда, когда их усилия поддерживают взрослые. Трудовая деятельность дошкольника, его интерес к труду, укрепляет только эмоционально-положительный настрой для выполнения задания, поддерживающий его усилия, вовремя помогающий и подчёркивающий полезность осуществлённой работы. Нетерпение, раздражительность, перебранки, споры в присутствии детей, отрицательные отзывы о своей работе полностью исключаются. Дети принимают всё всерьёз и делают вывод о том, сколь тягостен труд.Чтобы привить ребёнку желание трудиться, немаловажное значение имеет содержание труда. Обыденное содержание труда снижает интерес детей, их волевые усилия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: