Ещё при жизни Моисея и по его указанию евреи построили для Скрижалей Завета походный храм – Скинию (в переводе с греческого – шатёр). Сами евреи называли своё святилище мишкан, что означает «местопребывание» – место хранения великой святыни и вместе с тем место Божественного присутствия среди народа Израилева.
Скиния. Реконструкция
Скиния была святилищем, где евреи во главе со священнослужителями-жрецами поклонялись Богу.
Первосвященником Моисей сделал своего брата Аарона, а его сыновей – священниками, и с тех пор все потомки Аарона становились жрецами. Первосвященник носил особый наряд с нагрудником, украшенным двенадцатью разными драгоценными камнями – символами двенадцати колен Израилевых. Жрецы совершали от имени народа жертвоприношения Богу и возносили ему молитвы.
Скиния представляла собой шатёр из кожи, внутри она делилась занавесью на две неравные части. Меньшее помещение в глубине называлось Святая святых, там в Ковчеге Завета – большом переносном ларце – хранились Скрижали.
Ковчег Завета был сделан из дерева и обит внутри и снаружи чистым золотом. По краям крышки помещались херувимы – крылатые небесные стражи.
В большей части Скинии стояли золотой семисвечник – Менора и жертвенник. Первосвященник зажигал Менору в сумерках, и семь её огней горели всю ночь.
Скиния была устроена так, что её можно было легко разобрать и носить с собой, и у Ковчега на углах были кольца…
1. – Ковчег Завета. Реконструкция;
2. – Внесение Ковчега Завета в Иерусалимский Храм. Средневековая миниатюра
…в которые вставлялись шесты, чтобы можно было переносить его с места на место.
Когда Земля обетованная была отвоёвана у врагов, евреи разделили её между двенадцатью коленами и начали жить под управлением уважаемых вождей – Судей. Со временем двенадцать колен стали единым государством – Царством Израиля, величайшими Царями которого были Давид и Соломон.
Давид (2-й царь Израиля. Первым царем был Саул)сделал столицей царства Иерусалим. Он перенёс в крепость новой столицы Ковчег Завета, превратив таким образом Иерусалим в священный город. А его сын Соломон (3-й царь Израиля)выстроил величественный Храм, заменивший Скинию.
И в иудейской, и в христианской, и в исламской традиции царь Соломон считается олицетворением мудрости и знания. Священная история рассказывает, как во сне Соломону явился Бог и пообещал даровать ему всё, что он попросит. Соломон не стал просить себе долгих лет жизни, богатства или славы. Он попросил только мудрости и умения различать добро и зло. И Бог сделал его мудрейшим из людей. А благодаря мудрости Соломон получил и богатство, и славу.
Иерусалимский Храм был устроен по подобию Скинии, но построен из камня и дерева. В нём были просторные залы и обширный внутренний двор. Изнутри Храм был обшит кедром и украшен золотом. Интересно, что железные инструменты при строительстве не использовались, так как железо символизировало войну, а Храм должен был стать обителью Бога, желающего, чтобы все люди жили в мире.
Строительство Храма шло семь лет, и день, когда Храм был освящён, стал настоящим праздником. С того дня верующие израильтяне стекались в него со всех концов страны, чтобы в этом величественном и святом месте поклониться Единому Богу.
Согласно Библии, Соломон имел семьсот жен и триста наложниц (3 Цар. 11:3), среди которых были и чужестранки. Одна из них, ставшая к тому времени его любимой женой и имевшая на царя большое влияние, убедила Соломона построить языческий жертвенник и поклоняться божествам её родной земли. За это Бог прогневался на него и пообещал множество лишений народу Израиля, но после окончания царствования Соломона (так как Давиду было обещано благоденствие страны и при его сыне).
Разрушение Храма
После смерти мудрого царя Соломона единое Израильское царство разделилось на два. Десять взбунтовавшихся колен образовали Северное царство, сохранившее название Израильского, а два – Южное, названное Иудейским, со столицей в Иерусалиме.
Два враждующих царства были слабее, чем единое государство. Прошли годы, и Израильское царство захватил могучий враг – Ассирийская империя. Ассирийцы жестоко обращались с побеждёнными, десять колен Израилевых были высланы со своей земли, и их след затерялся в истории.
Время шло, на Востоке одна грозная империя сменяла другую. Вслед за Северным царством пала Иудея. Войска царя Вавилонии Навуходоно́сора взяли штурмом Иерусалим. Город был предан огню, Храм разграблен и разрушен, а почти всё население угнано в плен.
Прошло несколько десятилетий, и армии Персидского царя Кира разбили вавилонское войско. Новый завоеватель позволил евреям вернуться на родину.
Главным своим делом вернувшиеся в Иудею евреи считали восстановление Храма. Они ютились в бедных хижинах, работали днём и ночью, и вскоре святилище восстало из пепла. По сравнению с постройкой Соломона новый Храм был скромен, но люди, как и прежде, собирались на богослужения, жрецы приносили жертвы Единому Богу.
Ниже – Второй Иерусалимский Храм (реконструкция)
![]() |
Века рассеяния
Из вавилонского плена в Иудею вернулись многие евреи, но некоторые, прожив полвека в Вавилоне, решили остаться и долгие годы существовали – порой благополучно, порой не слишком – на землях, переходивших из рук одних властителей в руки других.
Со временем довольно много евреев поселилось на берегу Средиземного моря в городе Александрии, еврейские общины возникали в греческих городах-колониях вплоть до северного побережья Чёрного моря.
(Из учебника «Основы иудейской культуры».)