СВЯТЫЕ МЕСТА ЗЕМЛИ ЧАГОДОЩЕНСКОЙ




В Чагодощенском районе Вологодской области есть немало почитаемых мест, оставшихся в памяти наших предков как святые места. Основой для данной работы послужили воспоминания внуков тех бабушек, которые почитали свои святыни всю жизнь и передавали яркие рассказы, легенды и предания своим внукам, несмотря на общественное устройство страны, которое официально было атеистическим. Время, отделяющее нас от далекого исторического прошлого, не смогло вычеркнуть из глубин народной памяти почитание святых мест.


Пошилье
Проводником и хранителем легенд святого места под названием «Пошилье» стала Татьяна Васильевна Кузнецова (1925 – 2004), жительница д. Избоищи, которая узнала эти легенды двенадцатилетней девочкой от бабушки – Натальи Петровны Кузнецовой (1860 – 1943). Эти легенды дошли до нас в жанре воспоминаний устных преданий.
Место находится на живописном берегу реки Кобожа, между двумя большими курганами, что говорит о сакральности его с древнейших времен. Здесь когда-то стояла часовня, а в ней находился больших размеров белый каменный крест, сделанный из известняка. Часовню разрушили в 1930-е годы, а от креста осталась лишь нижняя лопасть [1]. Эта часовня близ хутора Пошилье была приписана к храму Воскресения Христова, построенному в 1822 году. Находилась она в трех километрах от храма – вверх по течению р. Кобожа [2]. Можно предположить, что часовня была освящена в память святых чудотворцев Космы и Дамиана. День памяти этих святых избоищские прихожане празднуют 14-го июля и в настоящее время. В этот день у часовни собирались жители деревни Избоищи и близлежащих деревень.
Зоя Михайловна Ефимова (1931 г.р.), уроженка д. Харчиха, поведала нам о еще одной святыне местечка Пошилье – Лосевом камне (2x1,5 м), расположенном в трех метрах от реки Кабожа. Весной, во время паводка, когда вода в реке поднимается, он полностью уходит под воду. Зоя Михайловна ходила к этому камню с бабушкой Марией Савельевной Ивановой (1870 – 1963) в «летние Кузьминки» (праздник святых чудотворцев Космы и Дамиана). По ее словам, собирались обычно из таких деревень, как Харчиха, Загорье и др., приносили с собой пироги с земляникой и черникой, а также домашнее пиво, устраивали трапезу у камня.
Считается, что песок с этого места святой, поэтому местные жители используют его для лечения. Если летом погреться на этом песке, то излечишься от многих болезней. А если еще после этого выкупаться в реке у этого камня, то тебе простится семь грехов.
Вот одна из легенд, которую Наталья Петровна Кузнецова рассказала своей внучке в 1937 году: «Однажды решили священнослужители Избоищской церкви крест из Пошилья перевезти в церковь, что и было сделано. Как же они удивились, когда, придя в церковь на другой день, увидели, что крест исчез. Обнаружили крест на старом месте в часовне. Снова перевезли крест в храм, и снова он вернулся на место. Так повторялось четыре раза, но крест настойчиво возвращался в часовню. Люди якобы видели, что крест плыл против течения реки на свое место в часовню» [3].


Следующая легенда запала в душу 12-летней девочки: «Говорили, что в нашей Новгородской губернии, в Устюженском уезде, захоронен был первый новгородский князь Рюрик. Пришли на Русь три князя из чужих земель княжить: Юрик, Синеус и Трубор (как она их называет). Юрик осел в Новгороде. Княжил Юрик долго, умер на Новгородской земле, а похоронили его якобы на святом месте в Пошилье, а где именно – неизвестно. Известно лишь то, что со временем могилу его найдет некий всадник. Его конь выбьет на дороге цепь золотую. А протянулась та цепь на сорок саженей в земле, и подходит она ко гробу из червонного золота, в том гробу и покоится первый новгородский князь Юрик» [4].
Самым ценным в бытовании этой легенды является то, что она восходит к истокам образования древнерусского государства. Это устное бытование легенды в народной среде подтверждается даже произношением имен великих князей: Рюрик – Юрик, Трувор – Трубор [5].
То, что легенда дошла до наших дней, хотя и в жанре воспоминания устного предания, в какой-то мере объясняется близостью этих исконно Новгородских земель к политическому, культурному и культовому центру Руси – Старой Ладоге.
Данные о святом месте удалось найти в Государственном архиве Вологодской области. В1902 году Новгородский губернский статистический комитет разослал волостным старостам Новгородской губернии «Вопросный лист и объяснительную к нему записку для собирания сведений об остатках старины Новгородской губернии» [6]. В ответе старосты Бело-крестской волости Устюженского уезда в графе «Каменные кресты с надписями» были данные о нашем месте. Вот что в нем говорилось: «В часовне, на пустоши Ношеные, близ села Избоищ, в трех верстах, каменный крест из белого камня четырехконечный, высечены слова «I. X.». Высотою около четырех с половиной аршин, грубой высечки; по словам местных жителей, существует предание, что крест этот приплыл рекою Кабожей – встреч вод» [7].

Троице-Синозерская пустынь
Особо значимым и почитаемым на протяжении четырех столетий святым местом земли Чагодощенской является Троице-Синозерская пустынь.
События, произошедшие на этой земле, связаны с эпохой «смутного времени» и подвигом святого преподобного Евфросина Синозерского.
Народная память хранит предания о Старой Пустыньке, как о месте первоначального поселения Евфросина, и о Пустыни, как о месте святой Троице-Благовещенской Синозерской обители и подвигах святого. Именно в Старой Пустыни преподобный обрел дар прозорливости.
Первые паломники появились около пустынной кельи Евфросина около 1595 года. Многие из них искали духовных советов старца и монашеской жизни. Слава о синозерском подвижнике разнеслась по всей Руси. В 1600 году Евфросин основывает монастырь на восточном берегу Синичьего озера. Однако мирная жизнь обители была прервана польско-литовской интервенцией. 2 апреля 1612 года Евфросин собрал всех бывших в его обители и сказал; «Братие моя и чада возлюбленная о Христе. Аще хто хочет избыта напрасныя смерти, то изыдите из обители Пречистыя Богородицы и спасетеся от ве-ликия беды тако бо изволеся праведному суду Божию, вскоре бо приидут злыи супостаты до сего святого места» [8]. Тем самым он предвидел приход польских захватчиков и предупредил жителей об опасности. Сам же он и его ученик Иона вышли навстречу врагу и встали у креста, сооруженного при основании обители. Поляки разгромили монастырь и, не найдя там никаких сокровищ, убили их.
После этого Евфросин был прославлен в лике святых преподобных Новгородских, и ему еще в XVII веке составлены 2 тропаря, кондак и житие. После мученической кончины Евфросина и разгрома обители место забытым не осталось. Вскоре начинается возрождение обители. С этого времени к святым мощам начинается паломничество, не прекращающееся и по сей день, сопровождающееся чередой исцелений и чудес. На протяжении четырех столетий память о святом мученике никогда не ослабевала: она то переводила его в местночтимые святые, как это было в конце XVIII – начале XIX столетия, то переживала бурный подъем почитания, когда в 1912 году на 300-летие мученической кончины святого собралось 35 тысяч паломников.
Паломники приходили в Пустынь, для того чтобы потрудиться, исполнить данный Богу обет или за духовной поддержкой. Начиная с XVII века предметом особого почитания верующих являются не только мощи преподобного, но и его схима и вериги.
До наших дней дошел список чудес, совершенных по молитвам к Евфросину, опубликованный в Новгородских епархиальных ведомостях в феврале 1901 года, хранящийся в научной библиотеке Череповецкого музейного объединения. В списке 27 чудес, совершенных с 1791 по 1862 год. Мы попытались их классифицировать, выделив следующие группы чудес:
1) вразумление через явление во сне 3-х старцев (Евфросина Синозерского, Гурия Шалочского и Филарета Устюженского);
2) исцеление некой внутренней болезни по молитвам к Евфросину;
3) исцеление психических заболеваний через явление во сне, поклонение мощам и по молитвам;
4) исцеление лихорадки по молитвам, заветам и явлениям во сне преподобного мученика Евфросина;
5) исцеление паралича по молитвам и заветам;
6) исцеление болезни ног;
7) исцеление грибкового заболевания через поклонение мощам;
8) чудо прозрения по молитвам к святому;
9) помощь и исцеление в момент смертельной опасности через явление во сне Евфросина и молитвам;
10) исцеление зубной боли;

11) благоухание песочка с мощей Евфросина;

12) чудо воскрешения благодаря молитвам и завету (официально свидетелями чуда были 7 человек).
Изучив документ, мы поставили задачу: выявить и зафиксировать традицию исцеления на святом месте в наши дни. Опросив жителей деревни Пустынь, Мегрино, Лешутина Гора, поселка Чагода и Сазоново (всего 30 человек), нам удалось выяснить главное, что традиция исцеления продолжается и в наше время. Мы пополнили список чудес современными исцелениями, совершенными с 1995 года. Оказалось, что многие из вышеприведенных чудес повторяются; среди них: исцеления ножных, глазных заболеваний и психических расстройств.


Старая Пустынька

Старая Пустынька находится на расстоянии 3-х километрах от деревни Пустынь. Еще 3 года назад на этом месте шумел сосновый бор, но из-за браконьерской вырубки место частично оголилось. Благодаря трудамцерковно-краеведческого отряда «Ловитва», работающего в Пустыни каждым летом, начиная с 2000 года, выяснено расположение землянки Евфросина. Старожилы указали колодец и «Вещую лужу», выкопанные Евфросином. Осенью 2001 года на месте землянки Евфросина была поставлена часовенка под руководством В.А. Павлова, председателя колхоза «Красный Октябрь».
«Вещая лужа», где по легенде преподобный Евфросин обрел дар прозорливости, служившая купальней, сейчас высохла, и отряд начал ее расчистку. Она находится в 300 метрах к западу от часовни, по левую сторону от старой Синозерской дороги в сосновом бору. Заслуживающую внимания версию появления «Вещей лужи» поведала нам Ольга Григорьевна Моисеенко, которая родом с южного Приладожья, что и Евфросин. Очутившись на этой луже в 2002 году, она воскликнула: «Да это же ламбушка!» (В ее родной Карелии ламбами называют маленькие озера). Возможно, что Евфросин ископал его, тоскуя по своей родине. И действительно, пейзаж Старой Пустыньки напоминает те дивные земли, где вырос Евфросин. Колодец, ископанный самим Евфросином, до сегодняшнего дня почитаем, вода в нем считается святой по молитвам преподобного. Интересен тот факт, что ископанный в XX веке новый колодец, находящийся в 10 метрах от Евфросинова, воду на вкус имеет горькую и пахнущую болотиной.
Александра Алексеевна Шаронова (1922 г.р.) и Александра Андреевна Яблокова (1912 г.р.), уроженки деревни Пустынь, рассказали нам о традиции почитания Старой Пустыньки. По их воспоминаниям, ежегодно в день Рождества Иоанна Крестителя (7 июля) из деревни отправлялся Крестный ход, шедший до часовни, стоящей на месте первоначального поселения Евфросина, где служилась панихида по всем «За веру, царя и Отечество убиенным», далее – к колодцу, где совершался водосвятный молебен. Люди набирали воды с собой, но прежде нужно было осуществить выкуп воды – бросить в колодец монеты со словами: «Вот тебе, водичка-матушка, деньги, а мне, рабе Божией (имя), доброго здоровья» [9]. В этом мы видим проявления момента синкретизма (проникновение языческих форм в каноническое православие). При чистке колодца нами были обнаружены монеты разного времени, с XVII века по 1999 год. После посещения колодца люди шли к часовне, стоящей у «Вещей лужи». В нее окунали крестики, а затем купались, причем сначала мужчины, затем женщины. По свидетельству матери Галины Викторовны Шароновой, уроженки деревни Пустынь, после смерти в 1941 году последнего пустынского священника, о. Евгения Скородумова, традиция ежегодного Крестного хода в Старую Пустынь не прекратилась, и последний раз она ходила туда в 1960 году [10].
Когда Галина Викторовна была маленькой, о Пустыни, легендах, связанных с ней, преданиях и традициях, ей рассказывали ее бабушки – Мария Семеновна Хазова (1900-1963) и Соколова Мария Дмитриевна (1884-1963) и Ольга Михайловна (1857-1963). Их рассказы подтверждают существование легенды о кладе, зарытом в Пустыни, и традицию почитания этого места. Также Галина Викторовна показала нам место нахождения часовни, которая раньше стояла в старой Пустыньке. По ее словам, в 1930-е годы часовня была разобрана по приказу председателя колхоза «Новый путь» Матвея Кузьминова, который перенес ее в деревню и поставил у своего дома, использовав сруб под баню [11]. По воле Божией, даже оскверненная, часовня оказалась рядом с местом, где преподобный принял смерть от супостатов.
Эти сведения также подтверждает Зинаида Павловна Удальцова (1949 г.р.), уроженка деревни Лешутина Гора, внучка Марии Ефремовны Тимофеевой (1893 – 1963), уроженки деревни Бортниково, которая еще девочкой ходила к этому святому месту, а потом рассказала об этом своим внукам, Зинаида Павловна рассказала, что, по словам бабушки, в их деревне существовала такая традиция: обязательно ежегодно хотя бы один член семьи должен был сходить в Пустынь пешком. А Александра Андреевна Яблокова рассказала, что Старая Пустынь славилась повсюду, особенно была почитаема в Великий пост, сюда приходили со всех окрестностей, даже из Тихвина [12].
Чем больше мы анализируем и изучаем материалы о святых местах, тем больше встает проблема иерархии святых мест. В духовном сознании верующих существовали святыни вселенские (Иерусалим, Афон), общеправославные (Валаам, Дивеево и Соловецкие острова) и особо чтимые местные, такие, как Пустынь. Это подтверждают результаты опроса старожилов деревни Лешутина Гора. В их деревне существовала традиция, смысл которой заключается в том, что человек раз в жизни должен был сходить на Соловки, ежегодно – в Пустынь и по заветам и праздникам – на святой колодец в Команево. По словам Зинаиды Павловны, ее бабушка дала обет не выходить замуж, пока не сходит на Соловецкие острова. Для паломничества на Соловки в их дерев не раз в 2 – 3 года выбирался проводник, «человек знающий и умелый». Специально по этому поводу шились сапоги для всех шедших, и было зазорным не сходить хотя бы однажды к этой святыне. А Пустынь посещали в году многократно, по особым праздникам и по необходимости [1]3.


Новая Пустынь
Троице-Синозерская пустынь была основана в 1600 году преподобным Евфросином, на восточном берегу Синичьего озера на новом месте. Это место прославлено духовными подвигами своего основателя. Храмовый комплекс Пустыни принадлежал к лучшим образцам деревянного зодчества XVII века. После упразднения монастыря на его месте образовался приход, состоявший из одной деревни. Интересен тот факт, что в начале XX века деревня насчитывала около 100 дворов, практически все жители были грамотными. Такой процент грамотных был уникален для Новгородской губернии. По словам Нины Васильевны Лебедевой (1939 г.р.), в Пустыни до войны и после было две школы. Их учитель, Петр Васильевич, запрещал детям ходить на Старую Пустынь и слушать рассказы стариков об Евфросине. Бабушка Нины Васильевны, Евфимия Ивановна Шаронова (1897-1980), рассказывала много легенд, связанных с Пустынью, и заставляла ходить в полуразрушенную церковь украдкой, где вместе с другими односельчанами они тайно служили молебны. А в войну, несмотря на наказание, даже несколько раз устраивали крестный ход от деревни до старой Пустыньки и обратно. Еще Евфимия Ивановна рассказывала Нине Васильевне легенду, услышанную от матери, что в озере Сини-чьем были утоплены богатства Евфросиновой обители. По преданию, преподобный Евфросин предвидел разграбление обители и приказал монахам и местным жителям схоронить все сокровища, а затем укрыться в лесу [14].
Неподалеку от деревни Пустынь находится озеро Конево. По словам Нины Васильевны, называется оно так потому, что там тонула польско-литовская конница. После ухода литовских интервентов кто-то бежал по деревне и кричал: «Марьи и Дарьи, идите домой, были паны, да повыпали!» [15]. Так в народном сознании трансформировались исторические реалии.
Также вспоминает Нина Васильевна рассказ бабушки о том, что та, будучи ребенком, видела, как привезли женщину, привязанную к лошади, а женщина та кричала «мужицким» голосом и вырывалась. Ее держали несколько мужчин, подвели к мощам и заставили встать на колени. Она кричала все сильнее и сильнее, но когда ее приложили к мощам, она перестала кричать и стала совершенно здорова.
По словам Анатолия Алексеевича Лебедева (1938 г.р.), уроженца деревни Пустынь, в Синичьем озере покоятся не только сокровища пустыни, но и колокола с колокольни, в том числе колокол, подаренный царем Алексеем Михайловичем [16]. Все эти легенды нуждаются в дополнительной проверке.
Сейчас от архитектурного ансамбля обители ничего не осталось, лишь память старожилов хранит месторасположение храмов, да стоит заброшенным старое кладбище, бывшее в ограде обители, где покоится более 40 схимников.
14 августа 1995 года на месте обители был поставлен памятный Поклонный крест, у которого ежегодно служится молебен.
Местные старожилы указали нам еще одну святыню – так называемые «коленочки Евфросина». По преданию, святой мученик молился здесь, стоя на коленях и преклонив голову к земле, с тех пор это место никогда не зарастает травой. И действительно, со времени обнаружения «колено-чек», каждый год приезжая сюда, мы видим среди высокой зеленой травы три небольших углубления. Если встать на колени так, как это делал преподобный, то можно почувствовать тепло, исходящее от земли, и испытать незабываемое ощущение спокойствия и умиротворения. Эти «коленочки» очень почитаемы паломниками.

 

Материал подготовлен - Анной Ситниковой, ученицей11 класса, клуб «Юный Историк» при краеведческом музее центра истории и культуры п. Чагода.
Научный руководитель – директор краеведческого музея ЦИК Наталия Михайловна Ситникова.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Воспоминания Кузнецовой Т.В. // ЧКМ. НВ-1858; Л. 1; 2.

2 Хрустал ев М.Ю. Приходские храмы: страницы истории // Чагода: Историко-краеведческий альманах. – Вологда, 1999. – С. 109.
3 Воспоминания Кузнецовой Т.В. // ЧКМ. НВ-1858; Л.З.
4 Там же. – Л. 1
5 Там же. – Л.2
6 ГАВО. Ф. 900. Оп. 1. Д. 6. Л. 52-55.
7 Там же. – Л. 56.
8 Житие преподобного Евфросина Синозерского // ОПИ ЧерМО. Ф.8. Оп. 3. Д.23. Л.2.
9 Полевые этнографические дневники // ЧКМ. НВ-2350. Дневник № 4. 1995. С.2.
10 Там же. – Дневник № 7. 2001. Сб.
11 Там же. – С. 3.
12 Там же. – Дневник № 2. 2003. С.2.
13 Там же. – С. 4.
14 Там же. – Дневник № 1. 2003. С.З.
15 Там же. – С. 2.
16 Там же. – С. 3-4.

СВЕДЕНИЯ О РЕСПОНДЕНТАХ
1. Глазов Евгений Фролович (1937 г.р.), д. Колобово.
2. Гавриличева Валентина Тимофеевна (1936 г.р.), д. Малашкино.
3. Григорьев Михаил Александрович (1906 г.р.), уроженец д. Лешутина Гора.
4. Иванова Акулина Яковлевна (1913 г.р.), уроженка д. Лешутина Гора.
5. Киселева Анна Ивановна (1925-2001), уроженка д. Махово.
6. Кузнецова Татьяна Васильевна (1925 г.р.), д. Избоищи.
7. Миронова Надежда Андреевна (1932 г.р.), д. Пильно.
8. Рогушков Василий Гаврилович (1926 г.р.), уроженец д. Березье.
9. Ширяев Юрий Васильевич (1932 г.р.), д. Махово.
10. Яковлева Екатерина Яковлевна (1919 г.р.), д. Махово.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: