Метод относительных разниц




Метод абсолютных разниц

Он применяется в мультипликативных моделях и моделей мультипликативно-аддитивного типа

При использовании этого способа величина влияния факторов рассчитывается умножения абсолютного прироста значения исследуемого фактора на базовый уровень факторов которых находятся с права от него и на текущий уровень факторов расположенный слева от него в моделях.

У=авс Уа= Ув=

Ус=

Метод относительных разниц

Применяется только в мульти-х моделях

Уа=

Ув=

Ус=

Метод относит. величин, использ. только в мультипликативных моделях, состоит в том, что вместо абсолютн. значений рез-ов пок-ей используют их относит. величины

Y=a*в*c ∆Ya= -1

∆%Ya= *100 – 100 ∆Yb= - ;

 

∆Yс=

Способ пропорц. деления, испол. в моделях аддитивного типа и кратно-аддитивного типа

Cуть: необходимо найти долю измен. результ. пок-ля в общей сумме изменения каждого факторн. пок-ля и затем умножить это на прирост каждого из факторн. пок-ей.

∆Ya= *∆a

∆Yв= *∆в

∆Yс= *∆с

 

№6.Поясните значение анализа производства и реализации продукции в условиях рыночной экономики, его задачи и основные объекты.

Задачи анализа:

1. Проверка качества научно-обоснованности, напряженности планового задания

2. Оценка степени выполнения плана и динамики пр-ва и реализации продукции

3. Выявление внутрихозяйственных резервов и увеличение выпуска и реализации пр-ции

4. Разработка рекомендаций по освоению выявленных резервов

Анализ пр-ва и реализации пр-ции включает следующие элементы:

1. Анализ общего объема пр-ва

2. Сравнение показателей объема пр-ва с плановыми данными за прошлые годы

3. Выделение в общем объеме пр-ва изделий впервые основанных на предприятии и изделий реализуемых за пределы страны

4. Анализ ассортимента и структуры пр-ции

5. Анализ качества пр-ции и оценка выполнения плана по качеству

6. Оценка уровня и динамики брака и рекламации

7. Анализ ритмичности пр-ва и реализации пр-ции

8. Изучение спроса, оценка выполнения договорных обязательств

9. Прогнозирование перекрестного развития структуры пр-ва и реализации пр-ции

Объекты анализа:

1. Объем пр-ва и реализации пр-ции в целом и по ассортименту

2. Качество и конкурентоспособность пр-ции

3. Структура пр-ва и реализации пр-ции

4. Ритмичность пр-ва и реализации пр-ции

Источники информации:

1. Данные бизнес-плана предприятия

2. Статистическая отчетность «Отчет по пр-ции»

3. Форма статистической отчетности «Квартальная отчетность пром. предприятия о выпуске отдельных видов пр-ции в ассортименте»

4. Статистическая отчетность «Отчет о прибылях и убытках»

5. Ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация»

№7. Охарактеризуйте аналитические показатели объема производства и основные группы факторов, влияющих на объем производства продукции

Для оценки общего объема применяются стоимостные измерители:

1.Действующие цены. Бывают плановые и фактические

2.Сопоставимые цены- они неизменны использ. для анализа динамики объема производственной пр-ции

За сопоставимые цены принимаются цены сложившиеся на предприятии после первого их изменения в январе отчетного года и тогда предыдущий год пересчитывается по методологии отчетного года

В процессе анализа объема и динамики производственной пр-ции необходимо изучить:

1. Степень обоснованности планового задания. Определяется сравнением планового объема пр-ва пр-ции отчетного года с факт. Среднегодовым объемом за ряд предшествующих лет и факт. его уровнем за год предшествующий плановому (в сопоставимых ценах)

План по объему пр-ва будет недостаточно обоснован если пл. показатели отчетного года будут ниже или на уровне фактически достигнутых в предыдущие года

2. Уровень выполнения плана по предприятию в целом

3. Динамика объема произведенной пр-ции. В этом случае сравнивают с предыдущим годом плановые и фактические показатели. Сравнение идет базисным и цепным способом

4.Факторы и их влияние на изменение объема произведенной пр-ции

Все факторы делятся на 3 группы:

1.Трудовые факторы

2.Обеспечение пр-тия ОФ

3.Факторы материальных ресурсов

 

№8.Поясните значение анализа качества продукции, его влияние на экономические показатели предприятия. Изложите методику обобщенного анализа качества продукции на предприятиях машиностроения

Качество – это совокупность потребительских свойств и характеристик продукции придающих ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Качество продукции оказывает влияние на следующие показатели:

- с/с продукции; - цена продукции; - прибыль; - рентабельность;

- конкурентоспособность продукции.

Показатели качества продукции – это количественная оценка одного или нескольких свойств продукции. Показатели качества отражены в стандартных и технических условиях.

Показатели качества бывают:

1.Обобщающие 2.Комплексные 3.Единичные 4.Косвенные

Обобщающие показатели характеризуют общий уровень качества продукции:

1.Объем и удельный вес новой продукции в общем объеме выпускаемой на предприятии продукции.

2.Объем и удельный вес продукции соответствующему мировому уровню качества.

3.Объем и удельный вес продукции поставляемой на экспорт.

4.Объем и удельный вес сертифицированной продукции.

Комплексные показатели качества отражают одновременно несколько или все свойства конкретного вида продукции, например, надежность, долговечность и т.д.

Единичные показатели характеризуют одно из свойств продукции.

Косвенные показатели – штрафы за некачественную продукцию, удельный вес за рекламированную продукцию, удельный вес за бракованную продукцию, потери от брака.

Задачи анализа качества продукции:

1.Оценка технического уровня продукции

2.Выявление отклонений этого уровня в разрезе отдельных изделий по сравнению с базовым и териотически возможным уровнем.

3.Анализ структуры выпуска продукции по параметрам характеризующих качество ее изготовления и поставки.

4.Выявление факторов сдерживающих рост технического уровня продукции.

5.Обоснование возможности повышения качества продукции, сокращение брака и потерь.

Источники информации: патенты, нормативно – техническая документация, акты испытаний, данные лабораторного контроля физико – химических показателей, сведения отделов технического контроля.

Этапы проведения анализа:

1 этап. Рассматривают анализ выполнения плана по качеству выпускаемых изделий.

2 этап. Производит оценку качества технологий определяются следующие параметры:

- уровень брака исходя из удельного веса потерь от брака в фактической полной с/с изделия;

- средний уровень брака;

- уровень сдачи продукции с первого предъявления.

3 этап. Определяют показатели внутризаводской аттестации качества:

- коэффициент качества продукции

К кач. =

К кач. – коэффициент качества отдельного i-го вида продуции.

- уровень выполнения плана по качеству

У кач. = К ф. / К пл.

Одним из параметров качества в машиностроении – средневзвешенная цена.

Ц взв. = У кач. =

- динамика роста, индекс роста качества I р. кач. =

- влияние изменения качества на экономические показатели:

· На объем ТП (ВП)

∆ВП = V ВП ф. * ∆Ц взв.

· На объем РП

∆РП = V РП ф. * ∆Ц взв.

· На прибыль

∆П = V РП ф. * (∆Ц взв. - ∆С взв)

4 этап. Определяют количество поступивших рекламаций, причины, виновники и затраты по исправлению брака.

Потери от брака = Соб. + И испр. брака – ВР брака – удержания от брака

Соб. – стоимость бракованной продукции

И испр. брака – возможные задачи на исправление брака

ВР брака – возможная реализация брака

К сорт =

№9. Поясните методику анализа производительности труда, определение резервов роста производительности труда.

ПТ – это количество продукции, произведенная в единицу рабочего времени.

Для оценки уровня ПТ применяется показатели:

- обобщающие – среднегодовая, среднедневная, среднечасовая выработки прод 1рабочим и среднегодовая выработка на 1 работающего в стоимостном выражении.

-частные – затраты времени на производство единицы продукции определенного вида, выпуск определенного вида в натуральном выражении за 1чел-день

- вспомогательные – затраты времени на выполненные единицы определенных вида работ; объем выполненных работ за единицу времени.

Факторная модель ПТ одним рабочим:

ГВ = Уд*Д*П*ЧВ

ГВ – годовой выпуск

Д – количество дней отработанных 1 рабочим

П – продолжительность одного дня

ЧВ – часовая выработка 1 рабочего

Уд – уд вес рабочих в общей численности ППВ

Методика анализа ПТ:

1.Определение влияния факторов на ЧВ одного рабочего.

2.Определение факторов на изменение годовой выработки одного рабочего.

3.Распределение данных о влиянии факторов определяющих изменение ГВ одного рабочего на ГВ одного работающего.

4.Обобщение факторов в группе с целью объективной оценки выполнения плана по ПТ.

Группы:

1.Факторы позволяющие снизить трудоемкость

2.Факторы связанные с использованием рабочего времени.

Анализ заканчивается определением основных направлений мобилизации резервов, разработкой возможных мероприятий обеспечивающих прирост ПТ или объем производства.

5.Оценка выполнения плана производства продукции

ВП = ЧР*ГВ

ВП = ГВ*ЧР1

Факторы роста ПТ:

1.Материально – технические

2.Социально – экономические

3.Организационные факторы

Резервы роста ПТ:

1.Внутри производственные – резервы снижения трудоемкости и резервы лучшего использования ФРВ

2Внепроизводственные

№10.Дайте обоснование необходимости анализа соотношения между темпами роста средней заработной платы и производительности труда. Приведите методику анализа.

ПТ – это количество продукции, произведенная в единицу рабочего времени.

4 этап. В процессе анализа необходимости установить соотношение между темпом ростом средней з/п и ПТ одного работающего

Коп=Iгв/Iсз

Коп – коэффициент опережения

Iгв – индекс роста ПТ

Iсз – индекс роста средней з/п

Iгв = ГВ1/ГВо

Iсз = Сз1/СЗо

Коп 1, то темпы роста Пт опережают темпы роста з/п.

Мы имеем расширенное воспроизводство экономию по ФЗП и можем увеличить уровень оплаты труда.

Коп 1, то темпы роста Пт отстает от темпа роста з/п.

3 этап. Анализирует уровень среднего заработка работ предприятия, его изменения и факторы оказывающие влияющее на его уровень.

ГЗП = Д*П*ЧЗП

ГЗП – средняя величина годовой з/п

Расчет влияния этих факторов на уровень среднегодовой з/п определяется по категориям работников и по предприятию в целом, и применяется способ абсолютных разниц.

Изменение ЧЗП зависит от уровня квалификации работника, интенсивности их труда, изменение разрядов работ и тарифных ставок разными доплатами и премиями.

№11.Поясните задачи, объекты анализа использования основных средств, методику анализа интенсивности и эффективности использования ОПФ.

Задачи анализа ОС:

1.Установление обеспеченности ОФ,т.е состав,стр-ра,тезнич.уровень,потребность в ОФ.

2.Выполнение плана роста ОФ(обновление и выбытие)

3.Изучение технич состояния.

4.Определение степени исп-я ОФ.

5.Установление эф-ти исп-я парка об-я и комплектности.

6.Установление степени исп-я ОФ во времени.

7.Установление степени влияния исп-я ОФ на объём пр-ции

8.Выявление резервов увеличения объёмом пр-ции за счёт улучшения исп-я ОФ.

Объкты анализа ОФ:

1.Пок-ли состава и стр-ры ОФ

2.Пок-ли состояния ОФ

3.Пок-ли эф-ти исп-я ОФ

Источники информации:

1.Бизнесс-план предприятия

2.План технического развития

3.форма стат.отчётности №1 «Баланс предприятия»

4.Раздел 3-«амортизируемое имущ-во».Приложение к балансу предприятия.

5.Форма стат. отчётности «отчёт о наличии и движении ОС»

6.Балланс произв. мощ-ти предприятия

7.Данные учёта ОС, проектно-сметная документация и технич.док-ция.

Интенсивность и эф-ть исп-я об-я:

ФО=ВП/Фср.г

ФЕ= Фср.г/ВП или 1/ФО(руб/руб)

ФВ= Фср.г/Ч среднеспис.

Рент ОФ=(П/ОФ ср.год)*100

ФО акт части=ВП/Ф акт части

Относительная экономия ОФ

Эоф=ОФ1-ОФо* Iвп

Iвп=ВП1/Впо

 

№12.Изложите методику анализа эффективности использования материальных ресурсов на основе обобщающих показателей

Материальные ресурсы — это один из видов производственных ресурсов предприятия, материальные ресурсы участвуют в одном или нескольких производственных циклах и в процессе потребления полностью или частично утрачивают свою материально-вещественную форму.

К материальным ресурсам относятся сырье, материалы, топливо и электроэнергия, полуфабрикаты, тара, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и т. д.

Основными задачами анализа использования материальных ресурсов являются:

• анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами;

• анализ производственных запасов;

• анализ эффективности использования материальных ресурсов.

Обобщающие показатели — это прибыль на рубль материальных затрат, МО, МЕ, коэффициент соотношения темпов роста объема производства и материальных за­трат, удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции, коэффициент материальных затрат.

Обобщающие показатели позволяют получить общее представление об уровне эффективности использования материальных ресурсов и резервах его повышения. Прибыль на рубль материальных затрат — наиболее обобщающий показатель эффективности использования материальных ресурсов; определяется делением суммы полученной прибыли от основной деятельности на сумму материальных затрат.

Материалоотдача — определяется делением стоимости произведенной продукции на сумму материальных затрат. Этот показатель характеризует отдачу материалов, т.е. количество произведен­ной продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов (сырья, материалов, топлива, энергии и т.д.).

Материалоемкость (отношение суммы материальных затрат к стоимости произведенной продукции) — показывает, сколько материальных затрат требуется или фактически приходится на производство единицы продукции.

Коэффициент соотношения темпов роста объема производства и материальных затрат — определяется отношением индекса валового производства продукции к индексу материальных затрат. Он характеризует в относительном выражении динамику материалоотдачи и одновременно раскрывает факторы ее роста.

Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции — исчисляется отношением суммы материальных затрат к полной себестоимости произведенной продукции. Динамика этого показателя характеризует изменение материалоемкости продукции.

Коэффициент материальных затрат — представляет собой отношение фактической суммы материальных затрат к плановой, пересчитанной на фактический объем выпущенной продукции. Он показывает, насколько экономно используются материалы в процессе производства, нет ли их перерасхода по сравнению с установленными нормами.

№13.Раскройте значение анализа с/с продукции, назовите основные задачи и объекты анализа с/с, укажите последовательность их исследования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: