Метод абсолютных разниц
Он применяется в мультипликативных моделях и моделей мультипликативно-аддитивного типа
При использовании этого способа величина влияния факторов рассчитывается умножения абсолютного прироста значения исследуемого фактора на базовый уровень факторов которых находятся с права от него и на текущий уровень факторов расположенный слева от него в моделях.
У=авс Уа=
Ув=
Ус=
Метод относительных разниц
Применяется только в мульти-х моделях
Уа=
Ув=
Ус=
Метод относит. величин, использ. только в мультипликативных моделях, состоит в том, что вместо абсолютн. значений рез-ов пок-ей используют их относит. величины
Y=a*в*c ∆Ya= -1
∆%Ya= *100 – 100 ∆Yb=
-
;
∆Yс=
Способ пропорц. деления, испол. в моделях аддитивного типа и кратно-аддитивного типа
Cуть: необходимо найти долю измен. результ. пок-ля в общей сумме изменения каждого факторн. пок-ля и затем умножить это на прирост каждого из факторн. пок-ей.
∆Ya= *∆a
∆Yв= *∆в
∆Yс= *∆с
№6.Поясните значение анализа производства и реализации продукции в условиях рыночной экономики, его задачи и основные объекты.
Задачи анализа:
1. Проверка качества научно-обоснованности, напряженности планового задания
2. Оценка степени выполнения плана и динамики пр-ва и реализации продукции
3. Выявление внутрихозяйственных резервов и увеличение выпуска и реализации пр-ции
4. Разработка рекомендаций по освоению выявленных резервов
Анализ пр-ва и реализации пр-ции включает следующие элементы:
1. Анализ общего объема пр-ва
2. Сравнение показателей объема пр-ва с плановыми данными за прошлые годы
3. Выделение в общем объеме пр-ва изделий впервые основанных на предприятии и изделий реализуемых за пределы страны
4. Анализ ассортимента и структуры пр-ции
5. Анализ качества пр-ции и оценка выполнения плана по качеству
6. Оценка уровня и динамики брака и рекламации
7. Анализ ритмичности пр-ва и реализации пр-ции
8. Изучение спроса, оценка выполнения договорных обязательств
9. Прогнозирование перекрестного развития структуры пр-ва и реализации пр-ции
Объекты анализа:
1. Объем пр-ва и реализации пр-ции в целом и по ассортименту
2. Качество и конкурентоспособность пр-ции
3. Структура пр-ва и реализации пр-ции
4. Ритмичность пр-ва и реализации пр-ции
Источники информации:
1. Данные бизнес-плана предприятия
2. Статистическая отчетность «Отчет по пр-ции»
3. Форма статистической отчетности «Квартальная отчетность пром. предприятия о выпуске отдельных видов пр-ции в ассортименте»
4. Статистическая отчетность «Отчет о прибылях и убытках»
5. Ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация»
№7. Охарактеризуйте аналитические показатели объема производства и основные группы факторов, влияющих на объем производства продукции
Для оценки общего объема применяются стоимостные измерители:
1.Действующие цены. Бывают плановые и фактические
2.Сопоставимые цены- они неизменны использ. для анализа динамики объема производственной пр-ции
За сопоставимые цены принимаются цены сложившиеся на предприятии после первого их изменения в январе отчетного года и тогда предыдущий год пересчитывается по методологии отчетного года
В процессе анализа объема и динамики производственной пр-ции необходимо изучить:
1. Степень обоснованности планового задания. Определяется сравнением планового объема пр-ва пр-ции отчетного года с факт. Среднегодовым объемом за ряд предшествующих лет и факт. его уровнем за год предшествующий плановому (в сопоставимых ценах)
План по объему пр-ва будет недостаточно обоснован если пл. показатели отчетного года будут ниже или на уровне фактически достигнутых в предыдущие года
2. Уровень выполнения плана по предприятию в целом
3. Динамика объема произведенной пр-ции. В этом случае сравнивают с предыдущим годом плановые и фактические показатели. Сравнение идет базисным и цепным способом
4.Факторы и их влияние на изменение объема произведенной пр-ции
Все факторы делятся на 3 группы:
1.Трудовые факторы
2.Обеспечение пр-тия ОФ
3.Факторы материальных ресурсов
№8.Поясните значение анализа качества продукции, его влияние на экономические показатели предприятия. Изложите методику обобщенного анализа качества продукции на предприятиях машиностроения
Качество – это совокупность потребительских свойств и характеристик продукции придающих ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
Качество продукции оказывает влияние на следующие показатели:
- с/с продукции; - цена продукции; - прибыль; - рентабельность;
- конкурентоспособность продукции.
Показатели качества продукции – это количественная оценка одного или нескольких свойств продукции. Показатели качества отражены в стандартных и технических условиях.
Показатели качества бывают:
1.Обобщающие 2.Комплексные 3.Единичные 4.Косвенные
Обобщающие показатели характеризуют общий уровень качества продукции:
1.Объем и удельный вес новой продукции в общем объеме выпускаемой на предприятии продукции.
2.Объем и удельный вес продукции соответствующему мировому уровню качества.
3.Объем и удельный вес продукции поставляемой на экспорт.
4.Объем и удельный вес сертифицированной продукции.
Комплексные показатели качества отражают одновременно несколько или все свойства конкретного вида продукции, например, надежность, долговечность и т.д.
Единичные показатели характеризуют одно из свойств продукции.
Косвенные показатели – штрафы за некачественную продукцию, удельный вес за рекламированную продукцию, удельный вес за бракованную продукцию, потери от брака.
Задачи анализа качества продукции:
1.Оценка технического уровня продукции
2.Выявление отклонений этого уровня в разрезе отдельных изделий по сравнению с базовым и териотически возможным уровнем.
3.Анализ структуры выпуска продукции по параметрам характеризующих качество ее изготовления и поставки.
4.Выявление факторов сдерживающих рост технического уровня продукции.
5.Обоснование возможности повышения качества продукции, сокращение брака и потерь.
Источники информации: патенты, нормативно – техническая документация, акты испытаний, данные лабораторного контроля физико – химических показателей, сведения отделов технического контроля.
Этапы проведения анализа:
1 этап. Рассматривают анализ выполнения плана по качеству выпускаемых изделий.
2 этап. Производит оценку качества технологий определяются следующие параметры:
- уровень брака исходя из удельного веса потерь от брака в фактической полной с/с изделия;
- средний уровень брака;
- уровень сдачи продукции с первого предъявления.
3 этап. Определяют показатели внутризаводской аттестации качества:
- коэффициент качества продукции
К кач. =
К кач. – коэффициент качества отдельного i-го вида продуции.
- уровень выполнения плана по качеству
У кач. = К ф. / К пл.
Одним из параметров качества в машиностроении – средневзвешенная цена.
Ц взв. = У кач. =
- динамика роста, индекс роста качества I р. кач. =
- влияние изменения качества на экономические показатели:
· На объем ТП (ВП)
∆ВП = V ВП ф. * ∆Ц взв.
· На объем РП
∆РП = V РП ф. * ∆Ц взв.
· На прибыль
∆П = V РП ф. * (∆Ц взв. - ∆С взв)
4 этап. Определяют количество поступивших рекламаций, причины, виновники и затраты по исправлению брака.
Потери от брака = Соб. + И испр. брака – ВР брака – удержания от брака
Соб. – стоимость бракованной продукции
И испр. брака – возможные задачи на исправление брака
ВР брака – возможная реализация брака
К сорт =
№9. Поясните методику анализа производительности труда, определение резервов роста производительности труда.
ПТ – это количество продукции, произведенная в единицу рабочего времени.
Для оценки уровня ПТ применяется показатели:
- обобщающие – среднегодовая, среднедневная, среднечасовая выработки прод 1рабочим и среднегодовая выработка на 1 работающего в стоимостном выражении.
-частные – затраты времени на производство единицы продукции определенного вида, выпуск определенного вида в натуральном выражении за 1чел-день
- вспомогательные – затраты времени на выполненные единицы определенных вида работ; объем выполненных работ за единицу времени.
Факторная модель ПТ одним рабочим:
ГВ = Уд*Д*П*ЧВ
ГВ – годовой выпуск
Д – количество дней отработанных 1 рабочим
П – продолжительность одного дня
ЧВ – часовая выработка 1 рабочего
Уд – уд вес рабочих в общей численности ППВ
Методика анализа ПТ:
1.Определение влияния факторов на ЧВ одного рабочего.
2.Определение факторов на изменение годовой выработки одного рабочего.
3.Распределение данных о влиянии факторов определяющих изменение ГВ одного рабочего на ГВ одного работающего.
4.Обобщение факторов в группе с целью объективной оценки выполнения плана по ПТ.
Группы:
1.Факторы позволяющие снизить трудоемкость
2.Факторы связанные с использованием рабочего времени.
Анализ заканчивается определением основных направлений мобилизации резервов, разработкой возможных мероприятий обеспечивающих прирост ПТ или объем производства.
5.Оценка выполнения плана производства продукции
ВП = ЧР*ГВ
ВП =
ГВ*ЧР1
Факторы роста ПТ:
1.Материально – технические
2.Социально – экономические
3.Организационные факторы
Резервы роста ПТ:
1.Внутри производственные – резервы снижения трудоемкости и резервы лучшего использования ФРВ
2Внепроизводственные
№10.Дайте обоснование необходимости анализа соотношения между темпами роста средней заработной платы и производительности труда. Приведите методику анализа.
ПТ – это количество продукции, произведенная в единицу рабочего времени.
4 этап. В процессе анализа необходимости установить соотношение между темпом ростом средней з/п и ПТ одного работающего
Коп=Iгв/Iсз
Коп – коэффициент опережения
Iгв – индекс роста ПТ
Iсз – индекс роста средней з/п
Iгв = ГВ1/ГВо
Iсз = Сз1/СЗо
Коп 1, то темпы роста Пт опережают темпы роста з/п.
Мы имеем расширенное воспроизводство экономию по ФЗП и можем увеличить уровень оплаты труда.
Коп 1, то темпы роста Пт отстает от темпа роста з/п.
3 этап. Анализирует уровень среднего заработка работ предприятия, его изменения и факторы оказывающие влияющее на его уровень.
ГЗП = Д*П*ЧЗП
ГЗП – средняя величина годовой з/п
Расчет влияния этих факторов на уровень среднегодовой з/п определяется по категориям работников и по предприятию в целом, и применяется способ абсолютных разниц.
Изменение ЧЗП зависит от уровня квалификации работника, интенсивности их труда, изменение разрядов работ и тарифных ставок разными доплатами и премиями.
№11.Поясните задачи, объекты анализа использования основных средств, методику анализа интенсивности и эффективности использования ОПФ.
Задачи анализа ОС:
1.Установление обеспеченности ОФ,т.е состав,стр-ра,тезнич.уровень,потребность в ОФ.
2.Выполнение плана роста ОФ(обновление и выбытие)
3.Изучение технич состояния.
4.Определение степени исп-я ОФ.
5.Установление эф-ти исп-я парка об-я и комплектности.
6.Установление степени исп-я ОФ во времени.
7.Установление степени влияния исп-я ОФ на объём пр-ции
8.Выявление резервов увеличения объёмом пр-ции за счёт улучшения исп-я ОФ.
Объкты анализа ОФ:
1.Пок-ли состава и стр-ры ОФ
2.Пок-ли состояния ОФ
3.Пок-ли эф-ти исп-я ОФ
Источники информации:
1.Бизнесс-план предприятия
2.План технического развития
3.форма стат.отчётности №1 «Баланс предприятия»
4.Раздел 3-«амортизируемое имущ-во».Приложение к балансу предприятия.
5.Форма стат. отчётности «отчёт о наличии и движении ОС»
6.Балланс произв. мощ-ти предприятия
7.Данные учёта ОС, проектно-сметная документация и технич.док-ция.
Интенсивность и эф-ть исп-я об-я:
ФО=ВП/Фср.г
ФЕ= Фср.г/ВП или 1/ФО(руб/руб)
ФВ= Фср.г/Ч среднеспис.
Рент ОФ=(П/ОФ ср.год)*100
ФО акт части=ВП/Ф акт части
Относительная экономия ОФ
Эоф=ОФ1-ОФо* Iвп
Iвп=ВП1/Впо
№12.Изложите методику анализа эффективности использования материальных ресурсов на основе обобщающих показателей
Материальные ресурсы — это один из видов производственных ресурсов предприятия, материальные ресурсы участвуют в одном или нескольких производственных циклах и в процессе потребления полностью или частично утрачивают свою материально-вещественную форму.
К материальным ресурсам относятся сырье, материалы, топливо и электроэнергия, полуфабрикаты, тара, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и т. д.
Основными задачами анализа использования материальных ресурсов являются:
• анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами;
• анализ производственных запасов;
• анализ эффективности использования материальных ресурсов.
Обобщающие показатели — это прибыль на рубль материальных затрат, МО, МЕ, коэффициент соотношения темпов роста объема производства и материальных затрат, удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции, коэффициент материальных затрат.
Обобщающие показатели позволяют получить общее представление об уровне эффективности использования материальных ресурсов и резервах его повышения. Прибыль на рубль материальных затрат — наиболее обобщающий показатель эффективности использования материальных ресурсов; определяется делением суммы полученной прибыли от основной деятельности на сумму материальных затрат.
Материалоотдача — определяется делением стоимости произведенной продукции на сумму материальных затрат. Этот показатель характеризует отдачу материалов, т.е. количество произведенной продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов (сырья, материалов, топлива, энергии и т.д.).
Материалоемкость (отношение суммы материальных затрат к стоимости произведенной продукции) — показывает, сколько материальных затрат требуется или фактически приходится на производство единицы продукции.
Коэффициент соотношения темпов роста объема производства и материальных затрат — определяется отношением индекса валового производства продукции к индексу материальных затрат. Он характеризует в относительном выражении динамику материалоотдачи и одновременно раскрывает факторы ее роста.
Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции — исчисляется отношением суммы материальных затрат к полной себестоимости произведенной продукции. Динамика этого показателя характеризует изменение материалоемкости продукции.
Коэффициент материальных затрат — представляет собой отношение фактической суммы материальных затрат к плановой, пересчитанной на фактический объем выпущенной продукции. Он показывает, насколько экономно используются материалы в процессе производства, нет ли их перерасхода по сравнению с установленными нормами.
№13.Раскройте значение анализа с/с продукции, назовите основные задачи и объекты анализа с/с, укажите последовательность их исследования.