Новгородский традиционный костюм являлся частью общерусского и развивался в русле севернорусских традиций. Для него характерен женский костюм, состоящий из рубахи с сарафаном, дополненный нагрудной душегреей. Сарафан первоначально был косоклинным, глухим или распашным. Такой сарафан сохранялся у новгородских старообрядцев вплоть до конца XIX - начала ХХ столетия. Со второй половины XIX в. косоклинный сарафан активно вытесняется круглым или прямым, а с конца столетия сарафанный комплекс заменяется юбочным, состоящим из юбки с кофтой. В наибольшей мере своеобразие новгородского женского костюма проявлялось в декоративном оформлении: в нашивках по подолу сарафанов, в оформлении ворота, оплечий, рукавов и подола рубах.
Головные уборы в новгородском костюме также совпадали в целом с общерусскими и севернорусскими. Своеобразие новгородской традиции выражалось, прежде всего, в уникальном сочетании типов праздничных головных уборов замужних женщин, в особенностях материалов, применяемых для декорирования, и в облике праздничных девичьих уборов-венцов. Для новгородского костюма XIX - начала ХХ в. характерно доминирование односоставных уборов над сложными кичкообразными, своеобразное сочетание различных типов кокошников и сорок, бытование сравнительно невысоких девичьих повязок, а также широкое использование в девичьих и женских головных уборах, и украшениях речного жемчуга и материалов, его имитирующих.
Новгородские пояса делали витыми, плетеными, полуткаными и ткаными, как и в других севернорусских регионах. В узорах новгородских тканых поясов на фоне широкого использования архаичного ромбовидного орнамента с крючьями можно отметить меньшее распространение по сравнению с Русским Севером свастического орнамента. В центральных и восточных уездах Новгородской губернии достаточно широко бытовали пояса кустарного производства с характерными яркими поперечными полосами и зигзагообразными узорами.
|
Основу традиционного комплекса женской одежды Новгородской губернии, как и севернорусской зоны в целом, составляла льняная рубаха достаточно длинная, разных типов и косоклинный сарафан, который во второй половине XIX в. вытесняется более поздними формами: прямым или круглым и отрезным по талии сарафаном. Сарафаны подпоясывались на талии, иногда - под грудью. До конца XIX в. в состав праздничного женского костюма входила короткая безрукавная одежда – душегрея. В холодное время года, выходя из дома, на сарафан надевали шугай (илл. 36-41), кафтан или пониток, а зимой – шуба. В конце XIX - начале ХХ в. новгородский женский костюм был представлен двумя основными комплексами: традиционным сарафанным и постепенно вытесняющим его юбочным, имевшим городское происхождение, а также городским платьем.
Юбочный комплекс одежды получает широкое распространение во второй половине XIX в., и уже к концу XIX - началу ХХ в. в западных и некоторых южных районах Новгородской губернии он почти вытесняет сарафанный комплекс. Новомодный костюм был поначалу свойственен горожанкам. Обычно под верхнюю юбку или сарафан надевалась нижняя юбка. Худенькие девушки для того, чтобы выглядеть привлекательнее, часто надевали несколько нижних юбок. Именно об этом идет речь в частушке:
|
Говорят, про меня - очень тоненькая, восемь юбочек надену - буду ровненькая!
Обязательным элементом костюма был соответствующий головной убор, имевший не только функциональное назначение, но и выступавший в качестве показателя социального различия. Головные уборы отличаются большим разнообразием: это девичьи повязки и венцы, женские - сороки, кокошники, косынки, сборники, повойники, а также платки и шали.