Девиантное поведение младших школьников
Актуальность
Современные негативные тенденции общественного развития обострили
педагогическую проблему отклоняющегося поведения учащихся. Эти учащиеся имеют серьезные проблемы в учебе и антисоциальные формы поведения. Эти отклонения стали называют девиантным поведением – поведением, противоречащим общепринятым нормам морали и нравственности, которое в своих крайних формах проявления носит характер уголовно наказуемых правонарушений.
Понятие девиантного поведения
«Отклоняющееся поведение» применяется для обозначения действий и поступков индивидов, расходящихся с социально принятыми нормами. Синоним девиантного поведения.
И.В. Акинфиев. Отклонение в поведении представляет собой действие, полностью или в какой-то степени, противоречащее действующим моральным нормам общества и обусловленное условиями развития и воспитания детей, их индивидуальными и психологическими особенностями.
Е.П. Ильин. Отклоняющееся поведение – агрессивные действия по отношению к другим, преступность, употребление алкоголя, наркотиков, курение, бродяжничество. Делинквентное поведение – разновидность отклоняющегося поведения, когда субъект выбирает противоправный способ удовлетворения потребностей, желаний, снятия психического напряжения, применяя физическую силу или оружие с целью нанесения травмы, увечья или лишения жизни. В этом случае преступный замысел превращает агрессивное поведение в преступление
И.С. Кон. Девиантное поведение подразделяется на 2 группы:
– поведение, отклоняющееся от нормы психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии;
– антисоциальное поведение, нарушающее социальные и культурные нормы.
Девиантное поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие с принятыми в обществе правовыми или нравственными нормами.
Статистика М. И. Рожкова по младшим школьника м. Опрошено 610 человек.
– наибольшие трудности в работе наблюдаются с теми детьми, которые не желают учиться, прогуливают уроки, срывают уроки и мешают учителю их вести;
– на втором месте (42%) - грубые дети;
– 24% учителей испытывают трудности с теми детьми, которыми не занимаются родители;
– тенденция к снижению уровня культуры, интеллектуального уровня, к отсутствию элементарных навыков социального поведения.
Основные факторы, непосредственно влияющие на формирование девиантного поведения младших школьников.
Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию.
Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии, особенности характера, особенности эмоционально волевой сферы.
Специфические особенности самосознания ребенка, который имеет собственную систему ценностей, норм, правил, не похожих на взрослых. Несмотря на постоянный внешний конфликт, они уверены в своей правоте. Большинство психологов считает, что такое поведение имеет в своей основе неудовлетворенную потребность в положительной оценке со стороны окружающих ("Я хочу, чтобы меня любили"). Путь: организация системы психологических воздействий для преодоления разрыва между самооценкой и внешней оценкой, формирование адекватного самовосприятия.
Потребность в самопрезентации, в групповом поведении, агрессивном экспериментировании – это формы поведения, которые нельзя блокировать. Выход – переориентация инстинктивной деструктивной энергии на социально приемлемые формы поведения. Это потребность в социально-значимой деятельности, т.е. той деятельности, которая рассчитана на получение оценки взрослых, потребность в рисковом поведении: потребность в острых ощущениях, эмоциональном насыщении и др.
Различные отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы, специфические особенности интеллектуального развития, характерологические особенности, достигающие степени выраженности акцентуации и психопатии. Эти индивидуальные особенности в определенных ситуациях приводят к дезадаптации, в том числе в социальной сфере в виде преступного поведения. Естественная форма коррекции – направление к психотерапевту, психиатру, клиническому психологу, организация системы медико-психологических воздействий. Центр тяжести с профилактики переходит на лечение.
Типично возрастная реакция на неправильное поведение взрослых, родителей и учителей. В основе – повышенная чувствительность к любым внешним оценкам, максимализм, утрированное чувство справедливости, обидчивость, мстительность, уязвимость ребенка. Главная причина – отсутствие знаний о возрастном поведении у взрослых. Обучение педагогов и родителей.
Социально-педагогические факторы выражаются в дефицитах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которого лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящие к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у младшего школьника познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит об их учебной дезадаптации.
Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка являются неблагополучие семьи. Следует выделить определенные стили семейных отношений, способствующих формированию девиантного поведения.
– дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, сочетающий в себе с одной стороны, потворство желаниям ребенка, гиперопеку, а с другой стороны – провоцирование ребенка на конфликтные ситуации; или характеризующийся утверждением в семье двойной морали: для семьи – одни правила поведения, а для общества совершенно другие
– нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в результате длительного раздельного проживания детей и родителей.
– асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье с систематическим употреблением алкоголя, наркотиков, аморальным образом жизни, криминальным поведением родителей, проявлениями «семейной жестокости» и насилия.
Социально-экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; инфляцию и как следствие социальную напряжённость.
Морально-этические факторы проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, падения нравов, с другой – в нейтральном отношении общества к проявлению девиантного поведения.
Несформированность нравственных представлений, неумение контролировать свое поведение с помощью внутренних норм, но с сохранением критичности по отношению к себе ("Я знаю, что я плохой, но я хочу быть лучше"). Путь: воспитание родителей и ребенка.
Девиантным поведением ребенок пытается достичь своих целей. Зная, какие цели преследует ребенок, независимо от того, осознает он их или нет, учитель получает ключ к пониманию его действий.