Лекция № 4 Развитие клинической медицины




Виднейшим русским клиницистом в первой половине XIXв. являлся создатель русской клинической школы М.Я.Мудров (1776-1831). По окончанию Московского университета в 1800г. и полуторагодичной службы в Петербургском морском госпитале М.Я.Мудров получил возможность в течение 5 лет основательно познакомиться с постановкой медицинского дела в разных странах, работая поочередно в различных клиниках и больницах,у лучших ученых, и так же в приютах «оспенных домах», инвалидных домах и др. учреждениях. После поездки за границу Мудров около года работал в Вильне в главном госпитале действующей армии, имея дело преимущественно с острыми инфекционными заболеваниями (дизентерия и др.)
По возвращении в Московский университет в 1809г. М.Я.Мудров произнес актовую речь «Слово о пользе и предметах военной гигиены». В этой речи он на основании личного опыта военно-медицинской работы проводил взгляд, что «задача полковых врачей- не столько лечить болезни, сколько предупреждать их; и наиболее учить солдат беречь здоровье». Мудров в дальнейшем неоднократно принимал самоотверженное участие в борьбе с заразными болезнями, особенно с холерой (в Нижнем Поволжье в 1830г, в Петербурге в 1831г.)

Заразившись в борьбе с эпидемией холеры, он умер в 1831г.

Особенно большое значение имеет деятельность М.Я.Мудрова как клинициста терапевта. Полное выражение учение Мудрова получило в его «Слове о способе учить и учиться медицине практической или деятельному врачебному искусству при постелях больных (1820г.)»

Здесь он выставил и подчеркнул основное свое положение, что задача врача - в лечении не болезни, а самого больного;

М.Я.Мудров следовал заветам своего учителя С.Г.Зыбелина, он был против шаблонного подхода, настаивал на индивидуализации лечения.
Поэтому он уделял большое внимание методам исследования больного. Наиболее тщательно он разработал систему расспроса, которую в последствии развил и усовершенствовал выдающийся русский клиницист второй половины XIXв. Г.А.Захарьин.

М.Я.Мудров говорил: «Чтобы узнать болезнь подробно, нужно врачу допросить больного»

Когда болезнь его посетила в первый раз; в каких частях тела показала ему утеснения; вдруг ли напала, как сильный неприятель, или приходила яко тать в нощи? Где первое показала свое насилие?

Из приведенных требований Мудрова, естественно вытекает и следующее; тщательное ведение историй болезней всех больных без исключения. Лично он собрал и хранил 40 томов историй болезней своих больных за 29 с лишним лет.

«Я имею истории болезни всех моих больных. Все написаны моей рукою, написаны не дома, но при самых постелях больных.

Число одних фамилий простирается за тысячу. Сие сокровище для меня дороже всей моей библиотеки. Печатные книги везде можно найти, а истории болезни нигде.

В 1812г. все книги составляющие мое богатство, и ученую роскошь оставались здесь на расхищение неприятелю. Но мой архив был всегда со мною.»

Мудров разъяснял всю важность историй болезни как первичного источника и объективного научного документа: «История болезни должна иметь достоинство точного повествования о случившемся происшествии, следственно должна быть справедлива.

Нельзя выдумывать то, чего не было в оправдании своего лечения, либо для утверждения какого-нибудь умозрения или системы.»

Индивидуализируя лечение Мудров уделял большое внимание индивидуальному режиму больного, в широком смысле слова, и в частности диете.

Прежде всего он назначал больному соответственную пищу и питье, а затем уже лекарства.

М.Я.Мудров посещал вскрытия и сам нередко производил их, опережая в этом отношении многих современных ему европейских медиков. В конце своей деятельности он познакомился с новыми для того времени физическими методами исследования- перкуссией и аускультацией- и начал применять их.

В этот же период времени в Москве работал выдающийся отечественный ученый - материалист Иустин Евдоклимович Дядьковский, профессор Медико-хирургической академии в Москве, затем Московского университета, был клиницистом терапевтом. Вместе с тем он был теоретиком- патологом мыслителем- материалистом.

Жизнь, по Дядьковскому, есть «постоянное и непрерывное взаимодействие внешних сил окружающей природы и внутренних- человеческого тела». Болезнь он рассматривал как нарушение пропорции между внутренними силами человека и окружающей природой.

Критикуя идеалистические медицинские системы Шталя, Броуна и др., а также господствовавшее в философии идеалистическое учение Шеллинга, он отвергал представление о жизненной силе, жизненном духе.

Дядьковский отвергал локалистический подход, и рассматривал болезнь как процесс, охватывающий организм в целом.

В основу оригинальной «системы болезней» Дядьковский положил состояние нервной системы, считая ее важнейшей в организме. При этом он стал на эволюционной позиции: головной мозг он считал высшим продуктом развития «нервного вещества» простейших живых организмов. Свои высказывания Дядьковский стремился подкрепить экспериментально. Под его руководством, его ученик И.Т.Глебов проводил опыты.

Во время эпидемии холеры 1830-1831г. впервые получившее тогда распространение в России, Дядьковский провел изучение этой болезни и его рекомендации легли в основу борьбы с эпидемией «Трактат о повально-заразительной болезни холере, бывшей в России в 1830-1831г. В 1836 г. Дядьковский был отстранен от преподавания министром за «кощунство» выразившиеся в упоминании «нетленных мощей» в связи с объяснением естественного сохранения трупов в сухой почве. Надо отметить, что Дядьковский был кумиром студенчества.

Сергей Петрович Боткин родился 5 сентября 1832г. в Москве, в богатой купеческой семье. У его прадеда и деда была чайная фирма, одна из известнейших в России. Рос в большой семье, был 11 ребенком.

Готовил себя к математическим наукам, но был вынужден поступить на медицинский факультет. В марте 1855года- Боткин успешно сдал докторские экзамены и добровольно уехал в Крым- на войну.

В течении трех месяцев работал в Симферопольском госпитале под началом Пирогова. В декабре того же года вернулся в Москву. С этого (периода) времени начался новый период его жизни. Отец оставил ему в наследство 20000 рублей и Сергей Петрович решил их использовать для поездки за границу. Он изучил состояние медицинской мысли в разных странах Западной Европы, ознакомился с клиниками, слушал лекции крупных ученых.

С 1861г. началась серьезная работа. Боткин создал первую клиническую лабораторию в России. (в этой лаборатории работал позже Павлов)

Несмотря на свое высокое положение и звание, он был самым доступным врачом для всех неимущих.

Это дало ему еще при жизни огромную популярность и славу. Несмотря на то, что Боткин не имел никогда лишних и свободных денег (на его иждивении было 13 человек он был настоящим бессребреником) Никогда ни в чем не мог отказать. За эту отзывчивость, доступность, простоту его особенно любили студенты. Трудно назвать область внутренних болезней, где Боткин не оставил бы заметных научных следов. Особенно плодотворно он занимался изучением заболеванией сердечно-сосудистой системы. Ему удалось по новому осветить проблему артериосклероза. Основываясь на собственном клиническом опыте, он пришел к заключению, что уменьшение эластичности сосудов бывает не только у старых, но и у молодых людей.

В клинике С.П.Боткина было положено начало новой теории так называемого периферического сердца.

Изучая функцию почек, решил довольно сложную проблему. О существовании блуждающей, подвижной почки было известно давно. Боткин показал путь к правильной диагностике блуждающей почке и увязал в одно целое целый ряд разнообразных симптомов. Диагностика болезни была облегчена предположенным им методом обследования: впервые стали исследовать живот в различных положениях больного. Признавая важность эксперимента на животных, Боткин организовал при своей клинике физиологическую лабораторию. В ней особенно много работ было проведено по изучению действия различных лекарственных средств. Опыты с дигиталисом показали, что этот препарат не уменьшает силу сердечных сокращений, как полагали раньше.

Наблюдая заболевание печени, протекающее с повышенной температурой, Боткин впервые описал болезнь, которую до него считались желудочно-кишечным катаром с механической задержкой желчи.

Заболевание протекает не только с желтухой, но и увеличением селезенки, печени, может привести к циррозу печени. Отыскивая причины болезни, клиницист пришел к выводу, что источником заражения служат загрязненные пищевые продукты. Этот вид катаральной желтухи он относил к инфекционным болезням, что и было впоследствии подтверждено. Описанную им клиническую форму заболевания теперь называют инфекционной желтухой или болезнью Боткина.

Основной заслугой Боткина мы считали учение о ведущей роли нервной системы в происхождении и течении многих внутренних болезней (нервизм)

Заслугой С.П.Боткина является и внедрение в терапевтическую клинику внимания к инфекционному фактору и инфекционным болезням

- дал классическое описание течения брюшнотифозной лихорадки.

- о ведущей роли инфекции в образовании желчных камней

- об этиологии крупозного воспаления легких

Уделял большое внимание фармакологии. Сотрудники Боткина изучали и ввели в практику ряд лекарств, имеющих крупное значение горицвет, атропин, ландыш и др.

Велика его заслуга в развитии других специальностей

- клиники кожных болезней и сифилидологии

- клиники уха, горла и носа

Сергей Петрович Боткин был инициатором создания новой клиники – клиники, основанной на:

-достижениях современной физиологии

-опирающейся на данные лабораторно-экспериментальных исследований

Это физиологическое направление, созданное Боткиным, с тех пор органически вошло в существо клинического мышления русских врачей.

В 1837г. им был написан и издан первый выпуск «Курса клиники внутренних болезней»

С 1869г. на свои средства он издавал «Архив клиники внутренних болезней С.П.Боткина» вышло 13 томов

Он как малый ребенок не знал цены данным; зарабатывал очень много своим трудом и получал три солидных наследства от братьев, он проживал почти все, тратя большие суммы на содержание семьи, на обширную библиотеку, на учеников, больных.

На своих учеников смотрел как на свою семью. Все их диссертации печатались за его счет. Жил просто без излишеств.

Русская медицина имела двух корифеев клиницистов: С.П.Боткин в Петербурге и Г.А.Захарьина - в Москве; они не пытались соперничать друг с другом, но зато, как это часто бывает враждовали их ученики, настаивавшие на том, что в России существует 2 клинические школы.

Боткин и Захарьин - врачи необыкновенные, их диагнозы чеканны, как латинские формулы. С ними нельзя спорить - можно лишь восхищаться ими, даже если они ошибаются. Кто же в жизни не ошибается, только те, кто ничего не делают.

Надо понять, что в действительности объединяло и что противопоставляло друг другу два великих отечественных терапевта.

Клинику Захарьина обвиняли в эмпиризме, граничащем с фельдшеризмом.

Клинику Боткина - в измене принципам Гиппократа в угоду экспериментальной «собачьей» клинике.

Полемика не уместилась в рамки XIXв. Это было противопоставление петербургской и московской школ.

И Боткин и Захарьин учились в Московском университете, у одних и тех же профессоров. В одни и те же годы они готовились к профессуре проходили усовершенствование в Берлине, Вене, Париже в одних и тех же клиниках и лабораториях: у Р.Вирхова, и Траубе, Гоппе-Зейлера и Шкоды, Клода Бернара и Труссо.

В первой половине 60 годов один возглавил факультетскую клинику в Петербургской МХА - это Боткин, а другой, Захарьин, факультетскую клинику Московского университета. Род Захарьиных значился еще в Московской Руси, но родители его были бедны. Личность была яркая, сложная, противоречивая. Консерватор по складу личности, Захарьин отстаивал принципы экспериментального направления в медицине. Являясь передовым ученым своего времени, он по характеру научной работы жил в прошлом.

Григорий Антонович Захарьин окончил Московский университет, более 25 лет возглавлял кафедру. И являлся директором клиники факультетской терапии медицинского факультета Императорского Московского университета

Григорий Антонович Захарьин был выдающимся клиницистом- практиком. Он выработал своеобразные приемы расспроса больных, уделял большое внимание анамнезу, что определило своеобразие его клинической школы. Имя этого человека было широко известно как в России, так и за рубежом. Разработанная им методология опроса больных вошла во все учебники, а «клинические лекции» Захарьина признаны классическими. Они неоднократно переиздавались в России, стали настольной книгой русских врачей и были переведены на английский, немецкий и французский языки. Благодаря исключительному мастерству диагностики и лечение Григорий Антонов Захарьин имел славу лучшего врача России (среди его пациентом были Александр II, Л.Н.Толстой)

Он сыграл важную роль в выделении педиатрии, гинекологии, бактериологии как самостоятельных учебных и научных медицинских дисциплин в России, был одним из основоположников отечественной курортологии и физиотерапии. Являлся автором приоритетных работ по сифилису сердечно-сосудистой системы, показаниям и методике кровопусканий

Когда Г.А.Захарьина упрекали в недостатке диагностических приемов и методов исследования, он возражал «сколько раз приходилось мне видеть неудовлетворительную деятельность врачей, набирает такой врач массу мелочных и ненужных данных и не знает, что с ними делать; истратит свое время и внимание на сбор этих данных и не пройдя правильной клинической школы, не замечает простых, очевидных и вместе важнейших факторов»

Такой врач полагает всю «научность своего образа действий в приложении точных и конечно, последних, новейших методов исследования, не понимая, что наука- высшее здравомыслие- не может противоречить простому здравому смыслу»

Исследование больного Захарьин, в отличии от метода Боткина, рекомендует начинать с расспроса (имел в виду настоящее состояние больного и его образ жизни, окружающие условия)

После этого переходить к анамнезу припоминанию прошлого и затем - к объективному исследованию.

Умение расспрашивать больного было доведено «до высоты искусства» писал о нем французский клиницист Анри Юшар

Г.А.Захарьин - один из основоположников отечественной медицинской климатотерапии. Он подчеркивает важность лечения – в привычном больному климате

- нецелесообразность летних поездок - особенно кратковременных в отдаленные теплые места

- подчеркивает бесполезность и вред поездок за границу для лечения, особенно детей.

Он советует вместо этого загородное пребывание в привычных климатических условиях он придавал огромное значение профилактике.

«без гигиены и профилактики медицина бессильна. Победоносно спорить с недугами масс может лишь гигиена»

Наибольшую известность Захарьину принесла разработка вопроса о зонах повышенной чувствительности кожи при заболеваниях внутренних органов. Говоря научным языком зоны Захарьина-Геда, определенные области кожи, имеющие диагностическое значение; в которых при заболевании внутренних органов часто проявляются отраженные боли, а также болевая и температурная гиперестезия. (раздражение от пораженных внутренних органов длительное время передается в определенные сегменты спинного мозга, что приводит к изменению свойств нейтронов этих сегментов. К этим же нейронам подходят определенные чувствительные соматические нервы, в связи с чем изменяется чувствительность кожи в области иннервации ее данным сегментом мозга)

Позднее эти чувствительные участки кожи получили проекционных зон Захарьина-Геда.

Они вошли во все учебники неврологии. Во врачебном мире Г.А.Захарьин был фигурой калорийной. Ходили легенды о баснословных его гонорарах, сочетавшихся с неимоверной скупостью. Слухи о скупости профессора по мнению его биографов, не соответствуют действительности:

- он ежегодно выделял крупные суммы в пользу нуждающихся студентов

- вносил деньги на строительство водопровода в Черногории

-в 1896г. пожертвовал полмиллиона рублей на церковно-приходские школы

- большие суммы были истрачены на организацию Музея изящных искусств при Московском центре ныне Музей изобразительных искусств им. Пушкина.

Понимая, что экспериментальная медицина его времени не в силах разрешить вопросы которые сегодня ставит ему лечебная практика, Захарьин верил лишь точным описаниям болезней и в них видел медицинскую науку.

Для научного направления Боткина главной задачей клинической науки была работа для будущего. Экспериментальное изучение патогенеза и терапии.

Истинный путь медицины верно охвачен Захарьиным, но в XX век медицина вошла Боткинским путем.

Общественная деятельность Боткина:

На средства «Общества русских врачей» - он организовал постройку больницы для бедных – Александровская барачная больница – для чернорабочих, он лично руководил этой больницей и превратил ее в образцовое медицинское учреждение. Преобразовал Обуховскую больницу.

В сотрудничестве с санитарным врачом Г. И. Архангельским он добился введения в Петербурге врачей, находящихся на содержании городской думы. Эти так называемые «думские врачи» оказывали бесплатную помощь населению своего участка и особо следили за случаями заразных болезней, с целью предупреждения вспышек эпидемии – это прообраз участковых врачей.

По его инициативе были введены и школьные санитарные врачи.

Он был за женское образование. При его содействии в 1877 году при академии были основаны женские врачебные курсы.

Организатор внебольничной помощи. Он придавал значение обучению студентов не только в клиниках, стационарах, но и в амбулаторных условиях, так как большая часть больных проходит через амбулатории и в клиники не попадает.

С. П. Боткиным организованы медицинские журналы «Архив клиники внутренних болезней».

Надо отметить, что неправильно то мнение, что Захарьин полностью игнорировал лабораторные методы исследования, полагаясь всецело на врачебную интуицию.

Он организовал клиническую лабораторию при клинике Московского университета. Им же был разработан оригинальный метод исследования элементов крови, который он рекомендовал врачам.

Захарьин изучал туберкулез легких и высказал мысль, о том, что отсутствие аускультативных изменений в легких не говорит об отсутствии туберкулеза. Он дал классификацию туберкулеза легких близкую к современной, внес вклад в изучение хлорозов, анемий, а так же желче-каменной болезни.

Так же как и Боткин, Захарьин исходил из понимания организма как единого целого.

И так же придавал огромное значение в обучении молодых врачей – амбулаториям, через которые проходят большое количество больных.

 

1809г. «Слово о пользе и предметах военной гигиены» М.Я.Мудров

1820г. М. Я. Мудров «Слово о способе учить и учиться медицине практической или деятельному врачебному искусству при постелях больных».

1853г. – Диссертация Г. А. Захарьина «Учение о послеродовых заболеваниях»

1860г. – Диссертация С. П. Боткина «О всасывании жира в кишках»

1867г. – Первый выпуск «Курса клиники внутренних болезней» С. П. Боткина.

1885г. – Первый выпуск «Клинических лекций» С. П. Боткина

1889-1894гг. – Первое издание «Клинических лекций» Г. А. Захарьина



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: