Структура профессионально - важных качеств и умений сотрудников учреждений по исполнению наказания




О. В. Коржова утверждает, что на успешность осуществления профессиональной деятельности сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний влияет система психологических детерминант, соответствующих уровням системного строения человека, а именно: 1) личностные и мотивационные детерминанты: эмоционально-волевые, интеллектуальные качества, качества межличностного взаимодействия, стремление к успеху; 2) индивидуально-типологические детерминанты: эмоциональная насыщенность индивидуально-типологических характеристик (нейротизм, эмоциональная возбудимость); скоростные свойства и характеристики активности (эргичность, социальная пластичность, темп, активность, лабильность нервной системы); 3) регуляторные детерминанты - это особенности волевой сферы личности (волевой самоконтроль поведения, настойчивость, интернальность, интернальность в области достижений); эмоциональные особенности (тенденция фиксироваться на препятствии и сводить трудности до минимума, тревожность); типы эмоционального реагирования (эйфорический тип эмоционального реагирования на положительные воздействия среды; рефрактерный тип эмоционального реагирования на негативные воздействия среды; дисфорический тип эмоционального реагирования на негативные, амбивалентные и позитивные стимулы); особенности саморегуляции деятельности (общий уровень саморегуляции деятельности, моделирование, программирование, оценка результатов, гибкость). Необходимо отметить, что на разных этапах профессионального становления происходят изменения в структуре психологических детерминант успешности осуществления профессиональной деятельности. М. С. Коданева и О. Н. Ракитская в своем исследовании пришли к выводу о том, что успешность деятельности специалиста определяется не только уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, но и степенью сформированности его профессионально-личностных качеств. До недавнего времени прогнозирование труда специалиста определялось тем, насколько соответствуют требованиям профессии характеристики психических процессов и психофизиологические качества человека. Сейчас более распространены исследования, основанные на принципе личностного подхода к пониманию проблемы профессионально важных качеств (О. А. Шушерина, Ю. П. Поварен-ков, Э. Ф. Зеер и др.).

Итак, представим структуру профессионально важных качеств сотрудников УИС. Взаимодополняя друг друга, индивидуально-психологические качества образуют целостность, которая выступает важным комплексным личностным свойством сотрудника. Наличие внутреннего потенциала к их развитию лежит в основе психологического отбора на работу в уголовно-исполнительную систему. Их дальнейшая актуализация и развитие происходят, когда сотрудник самокритичен, требователен к себе, работает с самоотдачей и стремлением к достижению наивысших результатов, проявляет творчество, инициативу, самостоятельность, всегда по-деловому обеспокоен и неудовлетворен. В сравнении с ранее приведенными профессионально важными качествами сотрудников ОВД у сотрудников УИС отличительным является наличие такого качества, как толерантность. Одна из основных целей Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года - гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов. В Словаре русского языка Т. Ф. Ефремовой слово «гуманизация» означает распространение и утверждение в сфере общественной жизни идей, взглядов и убеждений, проникнутых гуманизмом. Самое значительное исследование проблемы толерантности как категории терпимости в истории русской философии второй половины XIX в. принадлежит В. С. Соловьеву. Толерантность, по его мнению, является разновидностью терпеливости и определяется им как «допущение чужой свободы, где внутренними мотивами могут быть великодушие, и малодушие, уважение к правам других, и пренебрежение к их благу, глубокая уверенность в побуждающей силе высшей истины, и равнодушие к этой истине». Продолжатель идей русской философии Н. А. Бердяев отмечал, что «терпимость не есть равнодушие к добру и злу; терпимость есть добродетель свободолюбия и человеколюбия (гуманизма), бережное отношение к человеческим душам и их жизненному пути, всегда сложному и мучительному». В современном обществе изменяется как содержание, так и роль понятия «толерантность». Исследователи отмечают, что сегодня уже нельзя смешивать толерантность с терпением или терпимостью. Толерантность может функционировать именно как активное отношение к другому человеку, что подразумевает сознательное признание его прав и свобод как вне зависимости от его этических, религиозных или тендерных характеристик, так и безотносительно к его силе или слабости. По мнению Р. Р. Валиговой, «важным в понимании толерантности как моральной добродетели является отказ от привилегии первого лица». Толерантная личность никогда не претендует в своих рассуждениях на обладание абсолютной истиной. Толерантность предполагает «заинтересованное отношение к другому, желание прочувствовать его мироощущение». Изучая толерантность как необходимое качество личности сотрудника УИС, исследователи отмечают виды толерантности: - толерантность к представителям других национальностей в условиях исправительного учреждения представляется актуальной. В учреждениях, исполняющих наказания, содержатся осужденные разных национальностей, а также представители иностранных государств. В связи с этим С. Н. Федюнина исследовала толерантность и межэтнические взаимодействия с мигрантами в установках сотрудников силовых структур. Исследователь отмечает зависимость восприятия миграции от уровня образования и материального положения воспринимающего. Чем выше уровень образования или достатка сотрудника, тем более терпимо он относится к мигрантам, к их активности на рынке труда; - толерантность в рамках общения сотрудника с другими сотрудниками и осужденными. Г. С. Кожухарь отмечает, что толерантность в межличностном общении понимается как неотъемлемая характеристика профессионализма и зрелости личности, сферой деятельности которой является взаимодействие в рамках «человек - человек».

Автор подчеркивает, что главная функция толерантности может быть понята как направление развития потенциально конфликтной ситуации к конструктивному разрешению; - толерантность как необходимость соблюдения своих прав, прав других сотрудников и осужденных. Исследуя толерантность начальников отрядов (основное звено сотрудников, задействованных в исправительном процессе).

В. Р. Павлов отмечает, что толерантность начальников отрядов является необходимой предпосылкой успешного развертывания воспитательной работы внутри коллективов исправительного учреждения. При этом она не исключает высокий уровень требовательности, строгость, справедливость, выработку тактичного обращения с осужденными, исключающего панибратство. Автор считает, что толерантность, характеризуемая состраданием, миролюбием, уважением достоинства человека, сотрудничеством, способна придать процессу перевоспитания осужденных конструктивный характер. Необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения, что сопряжено с повышением общегуманитарной и профессиональной квалификации кадров пенитенциарных учреждений. Профессиональная деятельность в УИС, связанная с вовлечением сотрудников в противоречивые условия пенитенциарной среды, требует высокого уровня развития такого качества, как самоконтроль.

Е. П. Ильин указывает, что самоконтроль есть проявление волевой сферы личности, а воля - это самоуправление своим поведением с помощью сознания.

Таким образом, самоконтроль представляется как одна из способностей к самоуправлению. Б. Н. Гамидуллаев отмечает, что самоуправление следует рассматривать как целенаправленную, сознательную и систематическую работу над собой, для того чтобы обеспечить такой уровень своего развития, который отвечал бы личному идеалу и общественным требованиям. Автор указывает на следующее содержание самоуправления: - самоуправление как естественный процесс адаптации личности к социальным условиям и общественным требованиям; - самоуправление - это сложная деятельность, требующая времени и затрат сил на совершенствование. Освоение знаний, умений и навыков, а также психологическая готовность работать над собой определяют успех в этой деятельности. Рассматривая процесс развития профессионально важных качеств у сотрудников УИС, нам представляется, что самоуправление является интегральным качеством личности слушателя.

Л. А. Казанская отмечает, что на формирование самоуправления личности оказывают влияние в первую очередь сознательные процессы (воспитание, образование), осуществляемые в соответствии с определенной целью, программой, а субъективными факторами, оказывающими влияние на формирование самоуправления личности, являются психологические качества субъекта, система ценностных ориентации, установок, субъективный жизненный опыт и др.

 

Заключение

Таким образом, развитие самоуправления личности сотрудника в профессиональной деятельности способствует формированию профессионального самоуправления личности. Развитие профессионального самоуправления личности предопределяет: - развитие профессиональной адаптации, так как самоуправление формирует нужные для жизни и профессиональной деятельности свойства и устраняет те, которые мешают личности действовать в заданном направлении; - развитие самоконтроля как способности к самоуправлению; - развитие рефлексии как произвольной регуляции деятельности субъекта; - развитие уровня самоооразования как важнейшей составляющей самоуправления. Необходимо отметить, что самоуправление оказывает существенное влияние и на коммуникативную компетентность - развитие умения слушать, убедительно говорить, убеждать и аргументировать.

Анализ условий профессиональной деятельности сотрудников УИС и теоретическое исследование профессионально важных качеств сотрудника УИС позволяет представить качества в виде следующих блоков, объединяющих в себе наиболее важные свойства личности: - коммуникативно-организаторские способности; - толерантность в профессиональном взаимодействии; - способность к самоуправлению.

 

Список литературы

1. Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А. Е. Войскунского. – М., 2010.

2. Журин А. А. Информационная безопасность как педагогическая проблема: (Проблемы подготовки подрастающего поколения к жизни в информационном пространстве)/ А. А. Журин // Педагогика, 2011. № 4. С. 48–55.

3. Интернет-СМИ «Ваш личный Интернет» (https://www.contentfiltering.ru/). Помощь родителям в организации безопасного доступа детей в сеть Интернет.

4. Носов Н. А. Виртуальная психология. Ц М.: Аграф, 2010.

5. Основы безопасности в Интернете для молодежи

(https://laste.arvutikaitse.ee/rus/html/etusivu.htm). Интерактивный курс по Интернет-безопасности.

6. Федоров А. В. Молодежь и медиа: проблемы и перспективы // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. – М., 2011. № 1. С. 127–130.

7. Федоров А. В. Насилие на экране и российская молодежь // Вестник российского гуманитарного научного фонда. – М., 2014. № 1. С. 131–145.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: