Путешествие на пик Ленина на машине. Дорожные заметки.




Неделю назад вернулись с Памира и, пока свежи воспоминания, начинаю писать отчет о путешествии. Если при чтении отчета возникает необходимость пересчитать иностранные деньги в рубли, то количество сомов нужно разделить на 1,47, а тенге разделить на 5. На Памир мы с Ирой собирались уже несколько лет. Хотелось посмотреть новый район. Правда, все как-то не получалось. Поехать на машине меня в течение двух лет подбивал мой друг Анатолий Викторович Андрющенко. В этом году мы все - таки решили отложить все дела и отправиться в путешествие на машине. Анатолий Викторович поехать не смог, хотя этой весной, именно он опять подтолкнул меня на мысль о поездке на машине.

Так как кульминацией путешествия должно было стать восхождение на пик Ленина, а никто из нас никогда не был в тех местах, я решил связаться с руководителем «Уральского Высокогорного Клуба» Юрой Ермачеком, который организовывал экспедицию на пик Ленина. Написав ему, я предложил помощь в работе с группой в период акклиматизации. Юра согласился на мое предложение.

Итак, было решено ехать на нашем автомобиле ВАЗ 2104. Перед поездкой я отогнал машину для проведения ТО на СТО «Радуга», что в Краснодаре на ул. Селезнева, к Славику Набокину. Ребята сделали работу на совесть, за что им большое спасибо.

1день. Мы собрались и выехали 7.08.2014 из Краснодара в направлении Астрахани. Дороги по России до Астрахани хорошие. Проезжая по Калмыкии мы поняли, почему там построена ветряная электростанция. В этих степях видимо постоянно дует сильный ветер, во всяком случае, когда мы ехали там, было палящее солнце и очень сильный ветер. Здесь же, в Калмыкии мы впервые увидели солончаки. В Астрахани мы были уже под вечер и решили ехать дальше, чтобы в тот же день пересечь границу с Казахстаном, что было ошибкой, о чем позже. Для того чтобы пересечь Волгу, в Астрахани нужно переехать несколько мостов, так как река здесь разделяется на несколько рукавов.На полпути от Астрахани до пропускного пункта переехали реку Бузан – один из рукавов Волги по понтонному мосту. Грузовые машины в этом месте перевозят паромом.Дорога перед пропускным пунктом резко ухудшилась. Вообще во время путешествия мы заметили, что дороги перед пропускными пунктами всегда не очень хорошие, а иногда откровенно плохие. Приехали на Российский пропускной пункт мы уже в сумерках. Перед пропускным пунктом нам выдали талончики – маленькая бумажка, на которой ручкой написан номер машины и количество человек в ней. Выстояв небольшую очередь, примерно минут через 20 мы заехали на таможню. На пункте досмотра таможенник, увидев нашу забитую вещами машину, сказал сначала, что нужно выгрузить все вещи и пересмотреть все рюкзаки и сумки, но когда я выгрузил пару сумок, он сказал, что увидел все что хотел и мы можем идти на паспортный контроль. Там нам поставили штампы в загранпаспортах и на талончике, который мы отдали на посту далее при выезде. Я описываю весь процесс настолько подробно, для того чтобы те кто решит тоже путешествовать на машине не совершили наших ошибок сделанных по незнанию.

Далее через приблизительно пару километров мы подъехали к Казахскому пропускному пункту, который разительно отличалсяотРоссийского. Плохо освещенный. На въезде перед шлагбаумом молодой парень выдал нам такой же талончик и миграционные карты сказав заполнить. Далее на пункте досмотра два таких же пацана бегло осмотрели машину и проверили паспорта, посмотрев российский выездной штамп. После этого они сказали, что мы можем ехать. На вопрос о штампе в паспорте с их стороны, они сказали, что ничего не нужно. При выезде через шлагбаум мы отдали талончики и спросили еще раз о штампе. Такой же молодой парень сказал, что ничего не нужно. Мы покинули пропускной пункт без штампов о въезде. Это было нашей первой ошибкой. Незнаю, почему так получилось, что работники таможни не знали своих обязанностей, а может быть, это они так подшутили над нами. Стоит отметить, что до этого у меня был очень небольшой опыт пересечения границы. Точнее я пересекал границу всего однажды. Это была граница с Грузией, и там было все здорово с четкостью и правильностью. Тут же мы решили, что наверно в Казахстане такие правила. Выехали с пропускного пункта мы в полной темноте, не задумавшись о том, чтобы поискать обменный пункт на границе для обмена денег. Это была наша вторая ошибка.

Сразу же за пропускным пунктом началась очень плохая дорога, по которой невозможно было разогнаться даже до 60 км/ч. Мы решили проехать еще немного и остановиться спать, как только будет первое подходящее место. В первом же поселке мы были остановлены гаи для проверки документов. И тут оказалось, что я совершил еще одну ошибку при пересечении границы. Я не оформил местный полис ОСАГО. Он нужен далеко не во всех странах. В той же Грузии он не был нужен, так же как и в Киргизии, как я узнал позже. В Казахстане же за это предусмотрен штраф в размере приблизительно 8000 рублей и задержание автомобиля. Мы решили вопрос тремя тысячами рублей, и ребята помогли мне найти страховщика в этом поселке, который сделал мне страховку ночью. Страховка мне стоила 500 рублей. Мы отъехали немного и остановились на ночлег возле какого-то дома. Конечно,это было не лучшее место, так как там всю ночь что-то происходило: подъезжали машины, выходили и заходили какие-то люди, что-то грузили и уезжали. Но нас никто не побеспокоил. Мы поспали всего часа 3 и уехали еще в темноте.

2 день. Следующим крупным населенным пунктом был город Атырау. В Атырау мы решили заправиться бензином и газом. Заехав на заправку, я спросил, возьмут ли они рублями, и мне ответили что да. Когда же я стал рассчитываться, узнал, что они посчитают по курсу 3,5 тенге за рубль, при банковском курсе 5 тенге за рубль. Но делать было нечего. Я рассчитался и получил сдачу тенге. Так что теперь у нас были деньги на первое время. После этого мы взяли курс на Актюбе. Стоит заметить, что после Атырау есть две дороги в Киргизию. Одна на юг идет через Узбекистан. Она самая короткая. Но начитавшись в интернете про сложности путешествия через Узбекистан, я решил ехать через Актюбе.

Первое время дорога после Атырау была хорошая, но так продолжалось не долго. Доехав до поселка Макат, мы потеряли дорогу. Навигатор тоже потерял ее. Спросив дорогу в поселке, мы узнали, что проехали поворот. Мужчина, который объяснял, как найти поворот сказал, что дорога плохая. «Сильно плохая?» – спросил я. «Страшная дорога!» - ответил мужчина.Развернувшись, мы поехали обратно. И опять проскочили поворот. Спросив в проезжающей машине, мы развернулись еще раз, и теперь мы повернули в правильном месте. Но найдя дорогу, мы не поверили своим глазам. Ира сказала, что это не может быть дорогой на Актюбе. Фактически это была очень плохая, пыльная вся в ямах грунтовка. Увидев рабочих, которые проводили какие-то дорожные работы, мы спросили, действительно ли это дорога на Актюбе. Нам ответили утвердительно. Такая дорога протянулась примерно на 300км. Дорога эта называется А27, она есть и на карте и в навигаторе, только ее нет в реальности. Я думаю, она была построена когда-то давно при союзе. Потом асфальт разбили полностью, но так как другой дороги нет, а вариант объезда через Уральск удлиняет путь на несколько сотен километров, все ездят здесь. Там где когда-то был асфальт ехать местами совсем невозможно, а местами очень трудно, поэтому с обеих сторон накатаны грунтовки прямо по степи. Днем машин в степи практически не было. Я понимаю, что люди стараются не ездить днем, так как жара страшная. Но нам другого варианта не было. Ехали мы практически одни по пыльной и жаркой степи. Только степные орлы - большие хищные птицы, в большом количестве обитающие здесь, были нашими спутниками. Ближе к вечеру машин стало заметно больше, и появились большегрузные машины. Уже стало смеркаться, когда мы выехали на асфальт. Первоначально я планировал после Кандыагаша повернуть на А26 на Шалкар и затем на трассу Е38 на Аральск и Байконур. Но наученные горьким опытом этого дня мы решили не испытывать судьбу и ехать через Актюбе, сразу на трассу Е38. Заночевали мы, не доезжая примерно километров 50 до Актюбе, возле какого-то магазина.

3день. Поспав примерно часов 5, мы тронулись в путь перед рассветом. В Актюбе заправились газом и бензином. Причем на газовой заправке разменяли рубли по приличному курсу- 4.5 тенге за рубль. После Актюбе впервые за поездку заехали в кафе. Цены в кафе примерно такие же, как и в России. Позавтракав поехали дальше. До этого мы все время питались продуктами, купленными перед поездкой.

Дорога после Актюбе неплохая. После какого-то поселка нас остановили гаишники с радаром. Там было ограничение скорости 50. Я ехал 67. У нас сейчас такое превышение вообще не наказуемо. Когда мне показали таблицу со штрафами, я был шокирован. Превысить скорость в Казахстане можно на 10 км. От 10 до 20 км штраф около 20000 тенге. Это около 4000 руб. Сошлись на 2000. У меня в машине был антирадар, но как раз в этот момент потерялся контакт в гнезде прикуривателя. Надо сказать, что ловушки на дорогах в Казахстане не редкость. Часто гаишники стоят в местах, где можно запутаться. Много радаров. Несколько раз проезжали машины ГАИ с включенными радарами на встречу. Сбоку дороги сделаны площадки с туалетами для отдыха. На одной из них мы решили пообедать. Тут же стояла фура-рефрижератор. Водители угостили нас дынями. Они везли дыни на Москву. Еще дали один арбуз. Мы узнали, что дыни около Чимкента выращивают узбеки, которые арендуют землю в Казахстане. Водители сказали, что в Казахстане безопасно останавливаться на ночлег в любом месте, а особенно вместе с дальнобойщиками. Грабежей на дорогах у них давно нет. Проехали Арал. Долго не было заправок. В каком-то поселке пришлось купить бензин с рук. Нужно заметить, что на этой дороге заправок на трассе мало. Все заправки расположены в основном в самих поселках, и чтобы заправится, нужно съезжать с дороги. Внезапно двигатель начал перегреваться. Было очень жарко, и я подумал, что просто система охлаждения не справляется. Пришлось для охлаждения включить печку. Но так ехать было очень тяжело. Проехав немного мы заехали в поселок для того чтобы заправиться. На заправке была пересмена, и мы поехали искать обменный пункт, чтобы поменять деньги. Нашли банк. Он уже не работал – было поздно. Хорошо, что при банке был круглосуточный банкомат. Я снял деньги с карточки. Пересчитал курс, получилось 4,9. Заправившись, выехали на трассу. Уже было прохладно, а машина опять начала греться. Поняв, что жара здесь не причем, мы остановились. Хорошо, что у нас с собой была вода. Мы всегда в Казахстане старались, чтобы у нас было не меньше 10 бутылок воды. Я снял термостат, и после примерно часа возни, мне удалось выковырять из него все внутренности. Установил обратно, залил воду и поехали. Машина больше не грелась. Уже было часа 2 как темно. Проехав еще примерно часа 2, мы остановились поспать на большой стоянке вместе с дальнобойщиками возле большой мечети. К нам никто не подошел за деньгами.

4день. Еще затемно мы проснулись и поехали. Мы торопились, потому, что понимали, что отстаем от группы, как минимум на 3 дня и у нас нет времени в запасе. На заправке перед Чимкентом, в городе Туркистане, работник заправки рассказал нам, как сократить путь и проехать не заезжая в Чимкент. Еще он предостерег нас, что гаишники у них жадные и наглые, что мы уже и так поняли. На этой заправке мы набрали воды во все бутылки и обмыли машину водой из шланга.

Дорога, по которой мы поехали, оказалась очень приятной. Машин было мало. Дорога идет через горы, что после степей и пустынь Казахстана очень радует глаз. Место, называемое Каратауский заповедник очень красиво. Много людей выезжают туда отдыхать на выходные. К вечеру мы приехали в город Тараз. Когда мы нашли переезд в Киргизию, была уже глубокая ночь. Не научившись на первом опыте, мы решили переехать границу и уже там заночевать.

Уже на Казахской таможне у нас возникли проблемы из-за отсутствия въездного штампа в паспорте. Старший на таможне долго созванивался с начальством, что с нами делать. Нас спасло то, что у нас были с собой и внутренние Российские паспорта. Если вы въезжаете по загранпаспорту, то штамп ставится в паспорте, а если по внутреннему, то только в миграционной карте. Приехал начальник, и объяснил нам, что он не хочет давать ход этому делу, так как полетят головы на том посту, где нас пропустили без штампа, и нам надолго придётся задержаться в Казахстане до конца разбирательства. Он сказал, что они выпустят нас, и дальше мы не показываем загранпаспорт, а едем только по внутреннему Российскому паспорту. Так мы и сделали.

На киргизской таможне нас зарегистрировали по внутренним паспортам, досмотрели наши вещи и потом таможенный чиновник начал заполнять декларацию и документ на ввоз машины. Когда я подал ему паспорт для заполнения документов, он сказал, что в паспорте не хватает вкладыша. Я сначала не понял, и спросил, о каком вкладыше идет речь. Он ответил, что за заполнение таможенных документов. Я понял, что он хочет денег. Когда я дал ему 300 руб. он остался доволен. Выезжая на шлагбауме, мы столкнулись с тем же. Дежурный не хотел открывать шлагбаум, намекая, что неплохо бы оставить на чай. Дав ему 200 руб. мы выехали. На Киргизской таможне мы впервые столкнулись с требованием взяток, до этого на погранпереходах никто не пытался вымогать с нас деньги. Выехав за шлагбаум, мы остановились, чтобы поменять деньги и попить чай. Пока мы пили чай, подъехал на ВМWкиргиз лет 30 и начал спрашивать нас кто мы, откуда и куда едем. Посчитав вопросы подозрительными, я не стал рассказывать все, а ответил как проще, сказав, что едем в Бишкек в гости. Мы на самом деле собирались заехать в Бишкек, только на обратном пути.

Попив чая, мы отправились дальше. Дорога была темная и пустынная. Примерно минут через 20 киргиз на ВМW догнал нас показывая остановиться. Признаться, он очень напугал нас. Я понимал, что тягаться с ним в скорости на незнакомой дороге бесполезно и остановился, чтобы выяснить, что ему надо. Он опять начал задавать вопросы. На вопрос кто он такой он ответил, что сотрудник полиции, следователь 10-го отдела, и показал удостоверение. Выяснив, что он полицейский я рассказал ему, что мы альпинисты и едем на пик Ленина. После этого он сказал, что раз мы ему не сказали сразу правду, он нам больше не верит, и что возможно мы шпионы, и если не хотим проблем, нам лучше вернуться назад через границу. Он нам морочил голову часа два, вначале не требуя денег, говоря, что он патриот Киргизии и должен оберегать ее от шпионов. Потом начал рассказывать, что район Таласа очень опасен в плане преступности, и предложил сопроводить нас за 5000 руб. Я отказался. Тогда он сказал, что если я дам ему денег на бензин он уедет. Я дал ему 500руб. Он сказал, что этого мало и не хватит ему даже на 100 км. Я добавил еще 500. Когда он стал вымогать еще, я сказал, что больше не дам и если он не согласен нас отпустить пусть возвращает деньги, и я поеду назад и заеду на другом пропускном пункте. После этого он, записав наши паспортные данные и номер машины, отпустил нас. На мой вопрос нравиться ли ему его работа, он ответил, что когда ловит преступников, то нравится, а когда вымогает деньги, то нет. Так что человек вполне понимает, чем занимается. Это было наше единственное неприятное происшествие в Киргизии. В остальном Киргизия очень понравилась, и если бы не этот человек, то впечатление испорчено бы не было. Поехали дальше, ипослушавшись совета следователя не стали останавливаться спать возле Таласа, подумав, что может быть и на самом деле он не безопасен в плане преступности. Хотя когда потом мы спрашивали у местных, они сказали, что не слышали ничего об этом.

5день. Доехав до перевала, мы остановились и поспали пару часов. Было уже светло. Здесь часто встречались возле дороги юрты, в которых продавали кумыс, курут и другие молочные продукты. В одной из юрт Ира набрала кипяток в термос, купила кумыс и курут. На развилке дороги из Таласа и из Бишкека стоит огромная арка и статуя батыру Манас. Надстатуей развевается огромный флаг Киргизии. Выглядит это грандиозно. По пути в Ош мы пересекли несколько хребтов Тянь-Шаня. Было несколько красивых водохранилищ. После Казахстана все радовало глаз. Горы в Киргизии цветные. Все выглядит ново и необычно.

Сотрудники ГАИ в Киргизии останавливали нас много раз. По дороге в Ош нас не пропустил не один инспектор, но к их чести, надо сказать, что не было ни одной попытки вымогательства. Останавливали скорее из любопытства, проверяли документы, расспрашивали о жизни и отпускали.

Российских машин в Киргизии очень мало исключение составляют УАЗы, которых много как в Киргизии, так и в Казахстане. В основном это 469 или буханка, изредка Хантер.Машин же с российскими номерами в Киргизии практически не встречается. Очень редко мы встречали машины с российскими номерами по дороге в Казахстане, особенно на юге, хотя за Астаной, на севере российские машины не редкость. В отличие от Казахстана, правила в Киргизии практически не соблюдают, постоянно превышают скорость, не обращая внимания на знаки, обгоняют, пересекая сплошную. Я пришел к выводу, что в Киргизии видимо небольшие штрафы за нарушения. Однако я сам боялся нарушать правила, особенно, что касается обгона через сплошную (Российское воспитание).

После хребтов Тянь-Шаня мы пересекли огромную долину, где на дороге продают дыни, арбузы и различные овощи и фрукты.Проехали Джалал-Абад. Еще пересекая Тянь-Шань, мы остановились в кафе пообедать. Цены в кафе были ниже российских. Мы заказали жареную баранину, лепешку и чайник с чаем. Все вместе вышло в пересчете на рубли чуть меньше 400 руб. на двоих. Мы наелись до отвала. Уже в сумерках въехали в Ош-Шаары. Нашли дешёвую гостиницу, в которой заплатили 800 сом за двоих за номер с удобствами. Это приблизительно 550 руб. Правда, номер давно не ремонтирован, но все работало. Рядом с гостиницей на рынке поставили машину на стоянку за 30 сом. Перекусили и пошли прогуляться по городу. Нам нужно было положить денег на телефон и купить батареек. На улице было очень много людей. Очень много кафешек с низкими ценами и все заполнены людьми. Мы выпили по стакану щербета (компот из сухофруктов) по 5 сом-3.5 руб. Купив все, что нам нужно мы потратили все наличные деньги. Рядом был обменный пункт, но я не взял денег для размена. Взяв в обменном пункте телефон, я договорился обменять деньги рано утром. Нужно сказать, что менять на сомы выгоднее доллары, а не рубли. Кроме того курс ночью значительно ниже чем днем. Например, в этом обменном пункте ночью доллар стоил 50сом, а днем 52,25.

6день. Хорошо отдохнув, рано утром мы выехали из гостиницы и, обменяв деньги, взяли курс на Сары-Таш. Еще с вечера на заправке я заправил канистру, которую взял из дому, бензином, думая, что возможно в районе пика Ленина будут проблемы с бензином. Теперь мы ехали уже по Памиру. Проехали перевал Талдык высотой почти 4000 метров. С него открывается вид на пик Ленина и другие заснеженные вершины. В поселке Сары-Таш повернули на дорогу на Душанбе. В поселке Кашка-Суу пересекли реку Кызыл-Суу по мосту. После моста началась грунтовая дорога до лагеря Ачик - Таш. Дорога пыльная. Она напомнила нам дорогу в Казахстане на Актюбе. Возле дороги иногда встречаются юрты. 30 километров до лагеря Ачик-Таш заняли у нас чуть меньше 2 часов. В реке на поляне воды было много, и вначале я даже побоялся переезжать ее, но сын хозяина нашего лагеря – Файзилды показал мне точное место, где нужно переезжать, и к тому же в соседнем лагере стояла Нива. Я рискнул и переехал реку.

Мы поставили палатку, перекусили, поели арбуз и заказали ужин на 5 часов. В этом же лагере, в палатках стояла группа из Новосибирска, и как же мы удивились, когда в их группе увидели нашего знакомого из Москвы Гришу. Они заехали на несколько дней раньше нас и уже успели сходить на 4400, провести там два дня и вернуться обратно.

У нас было время до ужина. Мы подготовили вещи, которые нам понадобятся в Базовом лагере 4400. На ужин невестка Файзилды – Айпери приготовила очень вкусно картошку с мясом. Попили чай с лепешкой. После ужина мы пошли посмотреть другие лагеря. Рядом был лагерь «Горы Азии», а также «Аксай тревел». «Аксай тревел» понравился. Он огорожен забором, на территории есть озеро, большая столовая, несколько туалетов, душ. Мы отставали от нашей группы уже на 4 дня. Дорога до лагеря от дома заняла у нас пять с половиной дней. Наша группа уже находилась в лагере на 4400, переночевав перед этим две ночи в Ачик-Таше.

7день. На следующий день, позавтракав и отправив часть груза на лошадях, мы вышли в 9 часов. Недалеко от лагеря - «Луковая» поляна. На ней на самом деле много лука. Мы даже нарвали его. Правда, он жесткий, видно уже старый. Путь до базового лагеря занял у нас 6 часов. Тропа идет все время по осыпным склонам и местами есть куда падать. По пути много сурков. Впервые увидев сурков, мы очень удивились, такие они большие и жирные. Перед лагерем, примерно за два километра нужно перейти реку. Река в этот день была полноводная, и нас перевезли на лошадях по 2 доллара с человека.

Мы пришли в лагерь 4400, когда наша группа только возвращалась с акклиматизационного выхода на ледник. Юра Ермачек еще не вернулся. Мы нашли груз, который нам доставили на лошадях. Установили палатку. Пообедали. Потом пришел Юра. Мы поговорили с ним, решили финансовые вопросы. В общении Юра оказался очень приятным человеком. Он дал отделение под мое руководство. Мы стали готовиться к завтрашнему выходу в лагерь 1 (5400). Познакомился со своим отделением. Парней было 7 человек, а также 2 девушки. На завтра у нас было 3 связки: в одной 4, в другой 5 человек и 2 человека. Мы получили продукты, проверили высотные палатки и после ужина легли спать. Выход был назначен на 5 часов утра.

8день. Вышли мы на полчаса позже, чем планировали. Наше отделение как самое медленное шло замыкающим. В первые дни вся экспедиция была поделена на медленные и быстрые отделения. Мне досталось медленное, о чем я нисколько не жалею. Шли мы медленно, и переход в лагерь 1 занял у нас 11 часов. С утра погода была хорошая. По леднику шли в связках, встречались широкие трещины, какие редко встретишь на Кавказе. Через одну из них переходили по снежному мосту, по закрепленным перилам. Пока дошли до сковородки, погода испортилась. По сковородке шли уже в отсутствии видимости, по снегопаду. Придя в лагерь 5400, подготовили места и установили палатки. В одной из палаток нам пришлось жить впятером. В этих палатках плохая вентиляция, и при такой тесноте, очень много конденсата. Трое ребят, которые жили с нами, не захотели жить в тесноте и ушли в коммерческую палатку, заплатив 80 евро. Вернее ушли двое, а один – Артем остался с нами. Приготовили гречку с тушенкой в автоклаве. Поели и легли спать. Пока возились, чувствовали себя нормально. Но как только легли, Ира стала задыхаться. Она провела почти всю ночь, сидя и практически не спала. Я тоже ощущал высоту. Каждое движение вызывало одышку, но спать я мог. Несколько раз за ночь я вставал, пил чай.

9 день. На следующий день был запланирован акклиматизационный выход. Утром Андрей из Санкт-Петербурга пришел спросить, когда выходим и сказал, что он еле дошел до нашей палатки. Выход назначили на 9 часов. На акклиматизацию пошли не все. Из нашего отделения не вышли 3 человека. В других отделениях тоже кое-кто не пошел. Все шли в своем темпе, кто до куда хотел. Мы дошли до высоты 5700, и пошли вниз. В этот день ночевка опять планировалась в лагере 5400. Вернувшись в лагерь, мы приготовили суп. Аппетит у нас был нормальный. Эта ночь прошла гораздо лучше, мы все могли спать. Начиная с вечера и всю ночь, шел снег. Ночью мы слышали около десятка лавин.

10 день. Рано утром мы начали спуск вниз. Тропа была практически полностью засыпана, трещин не видно. Вниз идти тоже тяжело, одышка. Придя в лагерь 4400, мы обнаружили, что все засыпано снегом. Наша палатка была повалена под весом снега. Одна палатка сломана. Около десяти человек оставались в лагере вместе с Юрой. Они в предыдущий день пытались отряхивать и откапывать палатки, но за ночь их завалило. Эта группа собиралась выйти в лагерь 1 на следующий день после нас, но погода испортилась. В лагере, мы попили чая, и я стал откапывать палатку. Хорошо, что все обошлось без последствий. Дуги оказались целыми. В лагере 4400 нам готовил повар – Сергей Стаценко, за что ему большое спасибо. Так что о питании заботиться не приходилось.

11 день. На следующий день встали к завтраку, который был назначен на 9. Группа Ермачека опять не вышла из-за погоды. По программе мы должны были отдыхать еще и следующий день. Но подумав, и посмотрев прогноз погоды, решили выходить на следующий день. Прогноз на ближайшие 4 дня был хороший и надо было ловить это окно. Правда, глядя на сегодняшнюю погоду в это не очень верилось. Мы опять получили продукты и газ. Следует сказать, что к этому моменту около 10 человек из состава экспедиции отсеялось из-за плохого самочувствия или болезни. Два человека из нашего отделения решили, что они не идут уже с вечера, один не вышел утром. Еще один вышел, но пройдя около километра, решил вернуться назад. Ира тоже решила не идти, испугавшись за сердце, настолько плохо она себя чувствовала в прошлый выход. Вечером, когда ложились спать, погода была плохая, шел снег. Так что завтрашний выход был еще под вопросом. Выход назначили на 4 часа утра.

12 день. Встав утром, мы увидели, что погода переменилась к лучшему. Как всегда, мы вышли с задержкой на полчаса. В лагере остались только те, кто не пошел из-за плохого самочувствия. На этот раз мы прошли весь путь на два часа быстрее. Погода была хорошая весь день. Еще приятный момент заключался в том, что палатка уже стояла в лагере на 5400. Так как на этот раз нас было меньше, то никому не пришлось уходить в коммерческую палатку. Мы с Андреем чувствовали себя хорошо, а Артем почему-то на этот раз шел очень тяжело и, придя, сразу же лег спать. Мы накипятили чай, я сварил суп и, пообедав, тоже легли отдыхать. Завтра нам предстоял переход на вершину Раздельная до высоты 6100, и ночевка там. Мы решили оставить нашу палатку на 5400, а на 6100 воспользоваться коммерческими палатками. Ребята из второй палатки нашего отделения решили нести палатку с собой. Ночь выдалась ясная и морозная. С улучшением погоды по ночам стало значительно холоднее, чем до этого. Эту ночь спали значительно лучше, чем в прошлый выход.

13 день. На следующий день мы вышли в 8 часов, и через 3.5 часа уже были на 6100. Откопали палатки и заселились. Как не странно чувствовали мы себя все прекрасно, даже аппетит не пропал. С этого места открывается прекрасный вид на горы Таджикистана. Видно пик Коммунизма и пик Евгении Корженевской. Благодаря хорошей погоде и прекрасной видимости, совсем не хотелось сидеть в палатках, и люди ходили по лагерю. На следующий день была назначена попытка восхождения на пик Ленина. Но не все, кто ночевал в лагере 6100, собирались выходить на утро. Некоторые пришли только чтобы переночевать для акклиматизации и спуститься. Выход был назначен на 4 часа. Когда мы пришли в лагерь, дул ветер и было холодно. У меня даже начали закрадываться сомнения по поводу соответствия моей одежды условиям восхождения. Но к вечеру ветер начал стихать, а к утру ветра совсем не было.

14 день. Вышли опять на полчаса позже, чем планировалось. Сначала нам предстоял спуск на перемычку после Раздельной, до высоты 6000 метров. Спустились быстро, после чего начался крутой подъем. Это был взлет на плечо 6400. Шли в основном по тропе, по камням, изредка переходя на снег. Шли каждый в своем темпе. Пока шлось не очень тяжело. На 6400 я был в 7 часов. Дальше предстоял переход с плавным набором высоты до ножа (это острый гребень приблизительно на высоте 6700). Он занял много времени, так как хотя набор высоты не большой, но идти сравнительно далеко. Да и высота уже стала сказываться. Чем дальше, тем становилось тяжелее. На ноже жесткий фирн был только с юга. На самом ноже закреплена веревка, но в этот день, там, где мы шли по гребню, мы продвигались по колено в снегу. С этой тропы улететь было не просто. А вот подход к веревке идет по южной стороне гребня и по очень жесткому фирну. Если сорваться в этом месте, то есть куда падать, с выкатом на скалы. К 11 часам я прошел нож и после небольшого пологого перехода, опять крутой взлет, который проходится траверсами. После него выход на плато Парашютистов. Оно очень большое. В течение часа передвижения по плато, я не набирал высоты. Потом начинается подъем на вершину. Здесь мне уже дышалось тяжело. Когда мне оставался примерно час до вершины, я начал встречать наших ребят, которые зашли первыми, и уже спускались. Когда оставалось полчаса, я встретил группу с нашим гидом Алексеем Телюпо. После меня шли еще несколько человек из нашей экспедиции. Мы все знали, что контрольное время выхода на вершину 4 часа. Я зашел на вершину в 15-40 вместе со Светой из моего отделения. Вершина горы выражена не явно. При плохой видимости, найти ее без навигатора, я думаю, очень проблематично. На вершине находится маленький памятник погибшим парашютистам, и маленький, примерно сантиметров 40 высотой, бюст Ленина. Бюст, как мы узнали позже, был занесен только год назад. Тех, кто шел за нами Алексей развернул, так как они уже не укладывались в контрольное время. Сделав несколько фотографий и не задерживаясь на вершине, мы стали спускаться. Алексей убежал вперед. Мы спускались вместе Света, Алексей - отец Светы, и я. В конце спуска Света ушла немного вперед. Идти было тяжело. Алексей спускался медленно, я останавливался и ждал его. На перемычке стояла палатка. Ребята угостили нас чаем. Подъем после перемычки преодолели очень медленно. Такой короткий утром, когда спускались по нему, на обратном пути казался бесконечным. Вернулись в лагерь в 11 часов вечера. Моя палатка была занята, но так как из палатки Светы и Алексея ушли вниз 2 человека, и у них было место, я переселился к ним. Сварили киселя, попили и легли спать. Мы были так измотаны, что есть совсем не хотелось.

15день. На следующее утро опять сварили киселя, собрались, сложили палатку и отправились вниз. В лагере 5400 мы отдыхали несколько часов. Поели, приготовили чай и залили термоса, и ближе к обеду начали спуск к лагерю 4400. Самым приятным было то, что Ира пришла меня встречать к леднику, забрала у меня веревку. По пути в лагерь встретили альпиниста из Краснодара Сашу Елисеева с группой русских и американцев. Они только начинали акклиматизироваться на этой высоте. Одному из участников нашей экспедиции было настолько тяжело, что пришлось забирать его от ледника на лошади. В лагере мы подготовили вещи, которые надо было отправлять вниз, и отправили их на лошадях. Вечером после ужина немного посидели при свечах в палатке. Юра и Алексей попели альпинистские песни. Было очень приятно расслабиться после успешного восхождения. Вместе с гидами нас взошло 12 человек. 10 участников и 2 гида. Группа из тех, кто не сходил в первый раз, оставалась еще на неделю. Как мы позже узнали из них сходили еще 5 человек. Долго сидеть сил не было, поэтому мы рано легли спать.

16 день. На следующее утро мы не спеша вышли в лагерь Ачик-Таш. На полянке перед перевалом путешественников мы перекусили. Пока мы ели, на полянке появилось много сурков. Мы даже засняли их на видеокамеру. Спустившись в лагерь, мы обнаружили там Новосибирцев и нашего знакомого Гришу. На вершину они все еще не сходили. В лагере были также человек 8 из нашей экспедиции. Уже стоял автобус, который приехал за ними. Юра тоже спустился в лагерь, чтобы проводить ребят.

Написание отчета несколько затянулось. После поездки на Памир мы успели съездить в Крым. Вернувшись из Крыма, я сел дописывать отчет.

Итак. После того как ребята уехали в Ош. Мы с Юрой пошли в гости в лагерь Тянь-Шань тревел. Там приятно посидели с радушными хозяевами лагеря. Поговорили о горах и о жизни. Они рассказали много интересного о Киргизии. После этого мы пошли в лагерь Аксай тревел и там помылись в душе по 5 евро с человека.

17 день. Выспавшись в палатке, утром мы попрощались с Юрой и выехали в обратный путь. Переехав речку, мы решили найти и посмотреть могилы ШатаевойЭльвиры и других участниц из ее группы. Пока искали могилы, наткнулись на памятник в честь погибших на горе парашютистов. Потом нашли могилы погибших женщин. Постояли, глядя на молодые, симпатичные лица девчонок. Вспоминали обстоятельства трагедии, описанные в книге Шатаева В «Категория трудности». Тропа хорошо натоптана и к памятнику парашютистам и к могилам женщин. Видно, что люди не забывают отдать дань памяти погибшим. Почтив память погибших минутой молчания, мы отправились дальше. У нас осталось всего пятьдесят сом. Проезжая мимо одной из юрт, которых достаточно много стоит по над дорогой на Ачик-Таш, мы остановились попросить кипятка на чай. Отдав 50 сом, мы получили взамен, свежую лепешку из тындыра, сметану, и примерно полкило курута. Курут это творог с солью, который скатывают в шарики и постепенно высушивают. У нас оставалась еще одна рыбная консерва. Мы отъехали от юрты и позавтракали. Лепешка со сметаной оказались очень вкусными. После этого дорогу до Оша мы проскочили одним махом.

Приятно было въезжать в город днем. На въезде стоит красивая арка и стена с мозаикой со сценами из жизни киргизов. На этот раз мы решили остановиться в гостинице получше. Мы сразу поехали к гостинице Sunrise. Цена в 2800 за номер нас поначалу несколько шокировала. Походив по окрестностям и узнав цены в других гостиницах, мы все - таки решили вернуться в Sunrise и поторговаться, потому что там нам понравилось больше. Нам сделали скидку 10% и когда мы отказались от завтрака, цена снизилась до 1900 сом. Нас это устроило. Номера очень хорошие, со сплит системой и прекрасно работающей сантехникой. Быстро обмывшись, мы отправились погулять по городу.

Производит впечатление Ошский рынок. Он занимает несколько кварталов. Особенно интересно ходить по продуктовым рядам, так как там можно увидеть овощи, фрукты и другие продукты которые до этого не встречал. Например морковь зеленого цвета. Из сладостей разноцветный сахар, который состоит из кристаллов размером до 5 сантиметров, что выглядит очень здорово. После рынка мы прошлись по одной из центральных улиц, зашли в парк, прокатились на колесе обозрения и вернулись в гостиницу. Покушать мы пошли в одну из маленьких кафешек, которые в изобилии находятся на всех улицах. Цены нас приятно удивили. Шашлык из баранины стоит шампур 70 сом, примерно 150 грам. Это приблизительно 50 руб. Говядина еще дешевле. Странно, но мы не смогли найти готового плова. Плов возможно приготовить только на заказ. Напитки, которые продаются на улицах, тоже отличаются от наших. Нашего привычного хлебного кваса здесь нет. Зато есть щербет (компот из сухофруктов), холодный зеленый чай, и квас, приготовленный из зерновых, но на вкус весьма непривычный для нас. Ира такой квас пить не смогла, я выпил, так как за руль в этот день садиться не собирался, а квас содержит небольшой процент алкоголя.

18 день. Встав рано утром, мы отправились знакомой дорогой в Бишкек. Когда мы захотели пообедать, мы как раз проезжали мимо огромного водохранилища. Остановившись в нескольких кафе, мы не обнаружили в них ничего кроме рыбы. В третьем или четвертом кафе мы решили не сопротивляться больше и поесть жареной рыбы. Мы не пожалели об этом. Жареная форель оказалась очень вкусной. Ближе к Бишкеку мы попали на участок дороги, по которому до этого мы не ехали. Особенно удивил очень крутой спуск с перевала, название которого я не знаю. Дорога извивается очень крутым серпантином, иногда очень узкая. Обгонять на этой дороге трудно. И этот спуск тянется больше десяти километров. После перевала дорога попадает в узкое крутое ущелье.Въехали в Бишкек уже в сумерках.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: