Изучение дисциплины «Гимнастика» осуществляется слушателей в форме посещения лекций, лабораторных занятий, а также в виде самостоятельной работы. Слушатели самостоятельно осуществляют поисково-библиографическую работу, изучают основную и дополнительную литературу по изучаемой дисциплине, выполняют домашние задания в виде написания планов-конспектов и подготовки к проведению частей занятия.
Написание и оформление рефератов позволяет получать дополнительные знания по изучаемым темам и приобретать опыт работы с литературой.
В ходе лабораторных занятий, предусматривающих проведение слушателями отдельных упражнений или одной из частей урока по заданию преподавателя, слушатель демонстрирует не только теоретические знания, но и приобретает практические умения и навыки педагогической деятельности.
Методические указания по оформлению и написанию реферата.
Работа над рефератом начинается с выбора студентом темы. Возможны два варианта:
1.Выбор темы из рекомендованного списка «Тематика рефератов».
2.Выбор темы, отсутствующей в списке «Тематика рефератов». В этом случае студент должен согласовать тему с преподавателем, ведущим занятия в группе. Реферат, написанный по теме, не входящей в рекомендованный список или не согласованный с преподавателем, не засчитывается.
Методические указания по составлению и написанию плана - конспекта.
План – конспект урока (или отдельной части занятия) составляется в таблице из четырех столбцов – часть занятия (отражает общую структуру урока, указывается длительность каждой части), содержание (перестроения, упражнения), дозировка (длительность и (или) объем работы по каждому упражнению) и организационно-методические указания (способы организации деятельности, указания по выполнению упражнений).
|
План – конспект
Место проведения:
Тема:
Задачи:
Инвентарь:
№ Часть Содержание Дозировка Организационно-методические указания
1.Подготовительная часть
2.Основная часть
3.Заключительная часть
ГЛОССАРИЙ
Общие понятия:
Элемент – кратчайшее гимнастическое упражнение, характеризующееся законченностью и невозможностью расчленения на составляющие элементы.
Соединение – совокупность последовательно и слитно исполняемых элементов, при этом выполнение элемента в соединении качественно отличается от его изолированного выполнения.
Комбинация – совокупность элементов и соединений с четко выраженным начальным (вскок, запрыгивание) и конечным (как правило, соскок) элементами.
Характеристики движений
Одноимённые – движения, совпадающие по направлению со стороной конечности: правой вправо или левой влево; с одноимённым поворотом – это движение вправо с поворотом направо или влево с поворотом налево.
Разноименные – движения, противоположные по направлению стороне конечности: правой влево или левой вправо; с разноимённым поворотом - это движение влево с поворотом направо или вправо с поворотом налево.
Поочерёдные – движения, выполняющиеся сначала одной конечностью (рукой или ногой), затем другой.
Последовательные – движения, выполняющиеся одно за другим с отставанием второй конечности на часть (обычно половину) амплитуды.
Одновременные – движения, выполняющиеся конечностями в одно и то же время, могут быть как симметричными, так и асимметричными. Остальные вышеописанные виды движений могут быть только асимметричными.
|
Группы элементов:
Упоры простые – выполняются опорой только руками.
Упоры смешанные – выполняются с дополнительной опорой, кроме рук (чаще ногами).
Висы простые – выполняются с захватом только одной частью тела: руками (рукой), согнутыми ногами, носками.
Висы смешанные – выполняются с дополнительной, кроме захвата руками опорой.
Прыжки простые – выполняются полётом после отталкивания ногами (ногой) без дополнительной опоры руками.
Прыжки опорные – выполняются с дополнительной опорой (толчком) руками или рукой при полёте над снарядом.
Бег - передвижение шагами, в каждом из которых имеется фаза полёта.
Вис – положение на снаряде, при котором плечи находятся ниже точек хвата.
Волна – целостное движение с последовательным выведением вперёд и назад звеньев тела снизу вверх; может выполнятся рукой (руками)
Вскок – прыжок на снаряд с указанием положения, в которое он выполняется.
Вход – из упора (в т.ч. стоя) переход в поворотом кругом в упор на ручках коня.
Выкрут – переход из виса спереди в вис сзади или наоборот, выполняемый вращением в плечевых суставах.
Выход – из упора на ручках (в т.ч. стоя, хватом за ручки) переход с поворотом кругом в упор га теле и ручке.
Группировка – положение согнувшись с захватом согнутых ног; разновидности: Г. сидя, Г. лёжа, Г. в приседе, широкая Г.
Движение пружинное – выполняется из и.п. руки в сторон: руки сгибаются во всех звеньях с напряжением, как бы сжимая пружину; аналогично руки разгибаются; целостное пружинное движение выполняется с дополнительным сгибанием ног и туловища до приседа.
|
Кач – колебательное движение гимнаста вместе со снарядом.
Круг – а) движение руками (рукой) по окружности на 360º; б) движение ногами (ногой) по окружности на 360º путем перемахов над снарядом или полом.
Кувырок – вращательное движение тела с последовательным касанием опоры и переворачиванием через голову. Курбет – прыжок с рук на ноги.
Мах – движение колебательного характера телом или конечностями в одном направлении; разновидности махового движения: размахивание – несколько махов, выполняемых попеременно в противоположным направлениям; взмах – быстрое движение ногой (ногами) в одном направлении с возвращением в и.п.; отмах - махом переход из упора в вис или более низких упор; перемах – движение ногой или ногами надо полом или снарядом.
Мост – максимально прогнутое положение тела с опорой ногами (ногой) и поднятыми вверх руками (рукой).
Наклон – отведение туловища или головы относительно вертикального положения; разновидности: пружинящий – выполняется несколькими движениями с неполным возвращением в и.п. в промежутках между ними; касаясь – выполняется с касанием пола руками.
Оборот – круговое движение телом вокруг оси снаряда или оси, проходящей через точки хвата, с полным переворачиванием с приведенными к туловищу руками; большой О. выполняется с отведенными от туловища руками вверх или назад и максимальным удалением центра масс от точек хвата.
Опускание – спад, выполняемый медленно, силой.
Перекат – вращательное движение тела с последовательным касанием опоры без переворачивания через голову; согласно определению П. в сторону с полным переворачиванием не может называться кувырком.
Переворот – вращательное движение тела с полным переворачиванием через голову и опорой руками (рукой): а) в акробатике различают П. прыжком (толчком двумя ногами, с двумя фазами полёта), темповой П. или просто П. (махом одной, толчком другой ноги, с одной фазой полёта), медленный П. или «перекидка» (без фаз полёта); б) на снарядах П. выполняется через стойку на руках, на плечах, на голове.
Перелёт – перемещение с одной стороны снаряда (или с одной жерди) на другую с отпусканием рук.
Перескок – а) прыжок через скакалку; б) небольшой прыжок с одной ноги на другую.
Переход – перемещение вправо или влево с переставлением рук на опоре и выполнением перемаха (или другого элемента).
Поворот – движение тела вокруг своей продольной оси; П. туловища или головы выполняется без изменения положения нижележащих звеньев; полповорота – поворот на 45 º в строевых упражнениях; в стойке на руках выполняется П. плечом вперёд или назад.
Подскок — небольшое подпрыгивание на месте или с продвижением в указанном направлении.
Подъем — переход в упор из виса или более низкого упора.
Присед* — положение на согнутых ногах опорой на носках;
Полуприсед — положение на не полностью согнутых ногах опорой на всю стопу; упор присев — сочетание П. с опорой или касанием пола руками.
Прыжок — свободный полет после толчка ногами или одной ногой.
Равновесие — стойка на одной ноге с отведением другой ноги и наклоном.
Рондат — переворот вперед с последовательной опорой руками и поворотом кругом с приземлением на две ноги.
Сальто — безопорное вращательное движение тела после отталкивания или отпускания рук.
Сед* — положение сидя без выраженной дополнительной опоры;
упор сидя — смешанный упор, сочетающий положение сидя и существенную опору руками.
Скрещение — два одновременных встречных перемаха; разновидности: прямое С. — выполняется в продолжение одноименного перемаха; обратное С. — выполняется в продолжение разноименного перемаха; в обоих случаях описывается предварительный перемах, выполняемый из упора (спереди).
Соскок* — спрыгивание со снаряда.
Спад — переход из упора в вис или более низкий упор.
Стойка — а) положение стоя; б) вертикальное положение ногами кверху — с указанием опоры.
Упор — положение с опорой руками, при котором плечи находятся выше или на одном уровне с точками опоры.
Упор *— вертикальное положение тела с опорой прямыми, направленными вниз руками
Хват — способ держания за снаряд; перехват — изменение X.
Шаг — перемещение путем выставления ноги и перенесения веса на нее;
на Ш. — означает выставление одной ноги с распределением веса на обе; в художественной гимнастике различают следующие разновидности Ш.(движения рук здесь не указываются): мягкий — с носка с коротким перекатом на пятку с легким сгибанием ног без колебаний в вертикальной плоскости; перекатный — с носка, при выносе другой ноги вперед опорная слегка сгибается и разгибается, пружинный — как перекатный, но с более выраженным сгибанием и разгибанием ног; острый – с выставлением на носок согнутой ноги, голень которой параллельна опорной голени; выполняется резко, отрывисто; высокий — с высоким подниманием бедра и разгибанием маховой ноги; приставной — с носка одной ногой и приставлением другой; переменный — сочетание приставного Ш. и обычного; скользящий — скользящим движением выставляемой ноги.
Шпагат* — сед с предельно разведенными ногами; Ш. правой (левой — указана нога, находящаяся впереди.