Тематический материал к семинару «Требования к условиям труда на предприятиях общественного питания»




Профессиональную деятельность работников общепита характеризуют следующие основные факторы:

- объем и характер нагрузки, в особенности соотношение физических и нервно-эмоциональных нагрузок;

- положение тела (рабочая поза) во время работы, объем и характер движений;

- режим работы – чередование периодов работы и отдыха в течение рабочей смены, недели;

- условия внешней среды, в том числе работы в городских условиях или в сельском хозяйстве.

Госкомсанэпиднадзор РФ утвердил Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к условиям труда женщин СанПиН 2.2.555-96, в которых определяются обязательные гигиенические требования к производственным процессам, оборудованию, основным рабочим местам, трудовому процессу, производственной среде и санитарно-бытовому обеспечению работающих женщин в целях охраны их здоровья.

Целью данного документа является предотвращение негативных последствий применения труда женщин в условиях производства с учетом анатомо-физиологических особенностей их организма, сохранения здоровья работающих женщин на основе комплексной гигиенической оценки факторов производственной среды и трудового процесса.

Санитарно-гигиенические условия на предприятии оказывают большое влияние на здоровье человека и трудовые процесса. К ним относятся: температурный режим, влажность и скорость движения воздуха, чистота воздуха, помещений, оборудования, инвентаря, личная гигиена и т.п.

Нормативную температуру, влажность и чистоту воздуха в помещениях поддерживают с помощью вентиляции, отопления и кондиционирования.

Действенным способом по борьбе с загрязнением воздуха на предприятии является влажная уборка помещений, чистота и порядок на рабочих местах и т.п. Все производственные помещения содержатся в чистоте. Ежедневно по несколько раз проводятся влажные уборки. По окончании работы помещения тщательно убираются и оставляются на ночь в полном санитарном порядке. Один раз в неделю помещения убирают с применением моющего раствора, один раз в месяц назначается санитарный день для проведения генеральной уборки и дезинфекции. Оборудование, столы, инвентарь ежедневно после работы очищают, промывают горячей водой с применением допущенных моющих и дезинфицирующих средств.

Дезинфекция и дезинсекция помещений проводятся систематически и по указанию органов госсанэпиднадзора. Предприятие обеспечивается достаточным количеством уборочного инвентаря (ведра, тазы, щетки, веники, тряпки и пр.). Хранятся моющие средства в специально выделенных для этих целей шкафах в посуде с соответствующими надписями. Не реже одного раза в неделю уборочный инвентарь дезинфицируется специальным раствором.

На состояние здоровья человека влияют не только общие санитарные условия, в которых ему приходится работать, но так же соблюдение правил личной гигиены, которые заключаются в повседневной заботе о чистоте тела, белья, одежды, обуви, в соблюдении правильного чередования труда, отдыха и сна, занятия физической культурой, закаливанием организма.

На предприятии должно быть предусмотрено помещение для проведения гигиенических процедур.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 № 302н: Лица, работающие в организациях общественного питания, буфетах, пищеблока и т.д. проходят предварительные перед устройством на работу и периодические медицинские осмотры. Каждый работник обязан иметь личную медицинскую книжку установленной формы, как документ, подтверждающий, что состояние его здоровья не будет нести угрозу здоровью, а то и жизни обслуживаемого населения.

Опасные и вредные производственные факторы по природе действия подразделяются на физические, химические, биологические и психофизиологические.

Химические опасные и вредные производственные факторы различаются:

- по характеру воздействия на организм человека (токсичные, раздражающие, канцерогенные, мутагенные);

- по пути проникновения в организм человека (через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые оболочки)

Биологические факторы: бактерии, вирусы.

Психофизиологические опасные и вредные производственные факторы подразделяются на физические и нервно-психологические перегрузки.

Вредные производственные факторы нельзя рассматривать как постоянное явление, присущее данной профессии. Они могут быть ослаблены или исключены вовсе при усовершенствовании технологического процесса, улучшении условий труда.

Если технологический процесс вынуждает работающего длительно оставаться в одном и том же положении (сидячем, стоячем, наклонном и т.д.) или приводит к перенапряжению отдельных систем и органов тела, это так же представляет собой вредный производственный фактор производства. Например, длительная работа стоя связана с сильным статическим напряжением, что может привести к деформации костей и суставов, а так же к сосудистым изменениям (расширение вен нижних конечностей).

Такие заболевания встречаются у продавцов, поваров, грузчиков, официантов и т.д. Поэтому профилактические работы в сфере общественного питания должны быть направлены на облегчение нагрузки на мышечно-костно-связочный аппарат, его укрепление и возможность свободного перехода тела человека из одного положения в другое. Работника рекомендуется сидеть по 5-10 минут после каждых 2 часов работы стоя. Рекомендуется носить обувь с некоторыми ортопедическими элементами (углублением под пяткой, выкладкой свободного свода), предохраняющими стопу от проявления плоскостопия, а так же снижающими утомляемость стопы.

К неблагоприятным факторам окружающей среды относятся так же сквозняки, повышенная влажность воздуха, водяные пары, образующиеся в процессе варки пищи и мытья посуды, мучная пыль, продукты термического разложения жира, возникающие при жарке и выпечке кондитерских и кулинарных изделий.

Пыль растительного и животного происхождения, синтетические моющие средства из воздуха попадает в легкие, на слизистые оболочки, кожные покровы, может вызывать аллергические заболевания органов зрения и дыхания, кожных покровов и других заболеваний.

Повышенная температура воздуха рабочей зоны способствует нарушению обменных процессов в организме. Повышенная влажность воздуха затрудняет теплообмен организма человека с окружающей средой.

Повышенный уровень шума на рабочем месте способствует снижению остроты слуха, нарушению функционального состояния сердечно-сосудистой и нервной систем.

Острые режущие и колющие предметы, острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях инструмента, оборудования, инвентаря могут вызвать ранения, мелкие повреждения рук и других незащищённых частей тела. Движущиеся механизмы, подвижные части торгово-технологического оборудования так же могут травмировать работника.

Повышенная температура поверхностей оборудования, изделий, контакт с горячей (свыше 45 град.) поверхностью могут вызвать ожоги незащищенных участков тела. А длительный контакт с охлажденными и замороженными продуктами, охлаждаемой поверхностью холодильного оборудования и т.п. может быть причиной сосудистых заболеваний, особенно пальцев рук.

Работникам следует соблюдать осторожность при работе с острыми режущими и колющими предметами. Быть предельно внимательными при работе с технологическим оборудованием. Соблюдать особую осторожность при работе с нагретыми продуктами, использовать защиту для рук.

Несоблюдение правил по электробезопасности может вызвать местные поражения организма человека электрическим током (ожоги, механические повреждения и пр.) или электрический удар.

Повышенный уровень электромагнитных излучений, энергия высоких частот, ультравысоких частот, сверхвысоких частот может вызвать нарушения в сердечно-сосудистой, эндокринных системах, изменения нервной системы и другие заболевания.

Повышенный уровень статического электричества, разряды накопленного статического электричества могут привести к травмированию работника, быть причиной воспламенения горючих веществ, пожаров и взрывов.

Очень важно правильное освещение рабочей зоны, т.к. при недостаточной освещённости возникает зрительное утомление, боль в глазах, общая вялость, которые приводят к снижению внимания и возможности травмирования работника. Для освещения рабочей зоны используют искусственное освещение. В качестве источников света используют люминесцентные лампы, светильники на потолке размещают симметрично в целях создания равномерного освещения всего помещения.

Соблюдение всех вышеперечисленных требований позволит организовать работу предприятия должным образом, сохранить работоспособность персонала, обеспечить процветание и авторитет руководителя.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: