Методические рекомендации




Процесс обучения в классе гитары должен протекать с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей ученика, его физических данных.

Необходимым условием для успешного обучения на гитаре является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной посадки, постановки рук, целостного исполнительского аппарата.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших учеников должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.

Пятилетний срок реализации программы позволяет перейти на обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и для друзей, участвовать в различных самодеятельных ансамблях. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, даётся в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершённости исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в классе, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и теоретического развития.

Во время обучения следует познакомить ученика с историей инструмента, его строением и правилами ухода за ним, рассказать о выдающихся гитарных исполнителях и композиторах.

Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию. Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского репертуара, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений. Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащегося, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков.

Эффективным способом музыкального развития детей является игра в ансамбле, в том числе, с педагогом. Ансамблевое музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. В целях формирования навыков ансамблевого музицирования объём недельной нагрузки может быть увеличен.

Гитара как аккомпанирующий инструмент пользуется большой популярностью. Ученикам можно предложить большой выбор музыкального материала: бардовская песня, романсы, эстрадная и рок музыка, популярные образцы классической музыки. Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой – посещением выставок и концертов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов.

На заключительном этапе у учеников сформирован опыт исполнения произведений классической и народной музыки, эстрадных и бардовских песен, опыт игры в ансамбле. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания и умения в исполнительской практике. Параллельно с формированием практических навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые применяются при подборе на слух.

Примерный перечень произведений, рекомендуемых для составления репертуара.

Класс

Из сборника В. Калинина «Юный гитарист», части I-II.«Дождик», «Полька», Вальс, обработка русской народной песни «Как под горкой, под горой» и др.

Л.Иванова. «Пьесы для начинающих»: «Дремучий лес», «Избушка в лесу», «Храбрый охотник», «Заводная балерина», «Звёздочка».

Из сборника В.Козлова «Танец синьориты Гитары»: «Маленькая арфистка», «С неба звёздочка упала», «Полька Топ- топ-топ» и др.

Х.Сагрерас «Школа. Ч. I» № 1-35,

М.Каркасси Андантино До Мажор,

Агуадо Д, Этюд ля минор,

М.Каркасси Этюд ми минор.

Класс

Ф.Таррега. Этюд ми минор,

Э.Пухоль. Этюд - упражнение № 7,

Ф.Сор. Этюд До Мажор №1,

Л..Иванова «Младшая сестрёнка»,

В.Калинин. Обр.р.н.п.«Во кузнице»,

Е.Поплянова. «Как у бабочки крыло»

Й.Поврожняк. Андантино Соль Мажор.

О.Киселёв «Прогулка по средневековому городу»

Класс

С.-Л.Вайс Менуэт ре минор.

А.Диабелли. Анданте Ре Мажор, соч.39, №16

Л.Иванова. «Мальвина», «Весёлый плутишка Буратино».

В.Калинин. Обработка р.н.п. «Как под горкой, под горой»,

Х.Сагрерас «Школа.Ч.I»Этюды № 75-86,

В.Гётце. Этюд До Мажор,

В.Козлов. Румба.

А.Виницкий «Маленький ковбой»

Класс

Бах И.С. Менуэт Соль Мажор,

Н.Кошкин «Пилигрим»,

Н.Паганини Соната До Мажор

А.Лауро Вальс «Негрито»

Ф.Таррега «Аделита»

Джулиани М. Этюд До Мажор, соч.48 № 5.

Кост Н. Этюдля минор №1,

Мертц Й. Этюд Соль Мажор,

Класс

И.С.Бах Менуэт Ре Мажор из второй виолончельной сюиты.

Фортеа Д. Этюд Соль Мажор, соч.1 № 40

Карулли Ф. Сонатина До Мажор, соч. 211 №6

Ф.Сор. Вариации на тему испанской фолии.

А.Иванов- Крамской «Элегия»

М.Александрова. Обработка р.н.п. «Субботея»

Э.Вила-Либос Прелюдия №3 ля минор

Каркасси М. Этюд ми минор «Мелодия»

Джулиани М. Этюд До Мажор, соч.48 № 9.

VI. Список литературы и средств обучения

 

1.Учебно-методическая литература

1. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М., 1990

2. Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов. – М., 2003

3. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. – М., 2002

4. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре, - М.: «Музыка», 1970

5. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре, - М.: «Музыка»,1964 – 2000

6. Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре, - М.: «Тоника»,1991

7. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре, - М.: «Советский композитор», 1984

 

2. Методическая литература

1. Гитман А. Гитара и музыкальная грамота. – М., 2002

2. Домогацкий В. Семь ступеней мастерства: вопросы гитарной техники. - М., Классика- XXI, 2004

3. Кузнецов В. Как научить играть на гитаре – М., 2006

4. Михайленко М. Методика преподавания на шестиструнной гитаре. Киев, 2003

 

3. Нотная литература

10. Агуадо Д. Этюды для шестиструнной струнной гитары,- М.: «Музыка», 1968

11. Бах И.С./сост. П. Исаков/ Сборник пьес для шестиструнной гитары, - М.: «Музыка», 1979

12. Виницкий А. Джазовый альбом, вып.1,2, - М.: «Престо», 2004

13. Вила-Лобос Э. Прелюдии для шестиструнной гитары. – М.: «Музыка», 1992

14. Гитман А. Концерт в ДМШ, /вып. 1,2,3/, - М.: «Музыка», 2006

15. Джулиани М. /сост. Хейнце Б., Лейпциг/ 24 легких этюдов для гитары, ор. 100,- М.: «Музыка», 1977

16. Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка гитариста № 3/ Сост. В.Кузнецов, - М., «Музыка», 2005

17. Из репертуара А.Иванова-Крамского. Произведения для шестиструнной гитары./ Сост. Н.Иванова-Крамская. – М., 1983

18. Концерт в музыкальной школе. Шестиструнная гитара. Вып.1./ Сост. Гитман А. –М., 1997

19. Концерт в музыкальной школе. Шестиструнная гитара. Вып.2./ Сост. Гитман А. –М.,2004

20. Педагогический репертуар гитариста. Вып.1.Для 4 класса музыкальной школы./ Сост. А. Иванов- Крамской. - М., 1966

21. Педагогический репертуар гитариста. Вып.2.Для 5 класса музыкальной школы./ Сост. П.Вещицкий. - М., 1967

22. «Педагогический репертуар гитариста». Младшие классы ДМШ, /сост. Гитман А./, - М.: «Просвещение», 2005

23. «Педагогический репертуар гитариста». Средние и старшие классы ДМШ, /сост. Гитман А./ - М.: «Просвещение», 2004

24. «Педагогический репертуар», вып.1,2,3;/сост. Ковалевский Я., Рябоконь Е./,- М.: «Музыка», 1970

25. «Пьесы для 6-ти струнной гитары» /сост. Виницкий А./, - М.: «Музыка», 2005

26. Пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Репертуар музыкальных школ. Вып.1./Сост. А. Гитман.- М., 2011

27. Сор. Ф. 20 этюдов для шестиструнной гитары /ред. Сеговии А/, - М.: «ГИД» 2000

28. Таррега Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары, /сост. Ларичев Е./, - М.: «Музыка» 1983г

29. «Хрестоматия гитариста 1-3, 4-5 классы ДМШ» /сост. Ларичев Е./, - М.: «Советский композитор», 1983 – 1986

30. «Хрестоматия для шестиструнной гитары», вып. 1,2,3; /сост. Вещицкий А./ - М.: «Музыка», 2005 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: