Родник, святой Табынский источник




ТАБЫНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Табынская икона Божией Матери

Табынская икона Божией Матери

Празднование в 9 пятницу после Пасхи [1].

История

Первое Обретение

[2]

Первое явление Табынской иконы Божией Матери произошло, скорее всего между 1594 и 1597 годом. В 12 км от села Табынского (Южный Урал), основанного при царе Иоанне Грозном, располагалась Пречистенская пустынь. 30 насельников пустыни, которые трудились в поле и вываривали соль. Один из них, иеродиакон Амвросий, возвращаясь вечером с сенокоса и проходя мимо соленого источника, услышал голос Пречистой Богородицы: «Возьми мою икону». Убоявшись прелести, он не обратил на это внимания. Но на третий день, вновь услышав тот же голос, увидел чудотворную икону Божией Матери. Икона была на большом камне, около трёх метров в высоту и ширину, в тени большого дерева. Камень нависал над двумя источниками один из которых был соленый, другой пресный. Диакон поклонился иконе и побежал в монастырь. Он поспешил рассказать братии и крестным ходом сообща они приняли эту святую икону, поместили в храм и отслужили перед ней молебен. Храм закрыли, а наутро иконы там не оказалось. Нашли её на монастырских вратах, вернули в храм, но икона на следующее утро снова оказалась на вратах. Тогда над ней, как древле над Иверской, построили часовню и стали перед ней молиться.

Лик на иконе, явившейся в Табынске, был аналогичен лику на иконе Казанской Божией Матери, но гораздо более темный. Размеры Табынской иконы превышают Казанскую: в вышину с одной стороны 1,5 аршина (107 см), с другой менее на полувершок (105 см), в ширину 1 аршин 0,25 вершка (72 см) и в толщину 1 вершок (4,4 см).

Сразу после явления, с иконой стали совершаться многочисленные чудеса, вследствие чего она была возима для удостоверения в Казань и Уфу. Из Уфы святая икона исчезла, чудесным образом явившись вновь на соленом ключе близ села Табынское. Это стало известно царю Феодору Иоанновичу, и он даровал новые земли, на которых архиепископ Гермоген выстроил Пречистенский монастырь.

Однако, уже в 1663 году Пречистенская пустынь была окончательно разрушена и упоминаний о Табынской иконе более никаких не было. Где находилась святая икона Богородицы в это время – неизвестно. Однако через 100 лет произошло её второе явление.

Второе Обретение

Между 1765 и 1768 годом три пастуха-башкира пасли скотину у соленых ключей, и вдруг на большом камне, в том же месте, что и в первое её явление, они увидели саму собой стоящую икону Божией Матери. Предание рассказывает, что они бросились рубить её, топором, говоря: «Вот русский Бог» и раскололи икону на две части. За такое святотатство пастухи ослепли. Один из них, самый молодой – 14–15 лет, стал молиться и прозрел. Хотел убежать и снова ослеп. Опять молился и призвал к этому своих друзей. Они собрались у иконы, отчаянно вопия: «Не уйдем, пока русский Бог не исцелит нас». Каясь в содеянном, они умывали глаза соленой водой и милостью Богородицы прозрели. С этих пор вода в источнике стала святой. Тем временем жители Богоявленского завода стали волноваться о скотине и побежали к соленым ключам и обрели чудотворную икону, о которой было известно по старинному преданию.

Икона была привезена в Покровский храм Богоявленского завода (пос. Красноусольск). Наутро иконы в храме не оказалось, обнаружили её в селе Табынском. С этих пор чудотворная икона Божией Матери называется Табынскою.

Впоследствии самый молодой из трёх башкиров крестился и прожил 130 лет, проводя особую подвижническую жизнь, всю жизнь ходя босым за Табынской иконой зимой и летом в одном подряснике и скуфье. Умер он под Челябинском, во время крестного хода идя за иконой и молясь.

Всенародное почитание

Икона Табынской Божией Матери – покровительница всего Уральского края: Башкирии, Оренбуржья, Поволжья, Сибири, Казахстана. После её обретения в этих землях стали совершаться крестные ходы, которые сопровождались многими чудесами.

Икона спасла, как свидетельствуют записи 1848 года, Оренбург, где эпидемия холеры уничтожила около половины населения – 29 807 человек за пять лет. Только лишь в 1853 году вспомнили христиане о своей Заступнице, и с принесением иконы холера наконец отступила. Тогда же

...Государь Император высочайше повелел соизволить: переносить ежегодно находящуюся в церкви села Табынского Стерлитамакского уезда икону Казанской Божией Матери в г. Оренбург в сентябре месяце и в г. Стерлитамак в IX Пятницу после Пасхи в сопровождении Крестного хода, с тем чтобы наблюдение за порядком и благочинием в народе во время сего похода возложено было на обязанность местной полиции [3].

К приносу святой иконы, ежегодно к 7 сентября, в Оренбург стекалась масса людей из ближайших сел, станиц и даже селений Бузулукского уезда Самарской губернии. Прибытие Табынской иконы встречалось всем городским духовенством, губернским начальством, местными войсками с оркестром полковых музыкантов. Внесение иконы в город сопровождалось праздничным колокольным звоном, прекрасным пением архиерейского хора, которое сливалось со звуками полковой музыки, играющей «Коль славен...». Присутствие парадирующих войск со знаменами, всенародное пение тропаря «Заступница усердная...» и шествие многочисленного духовенства в преднесении хоругвей и икон довершало торжество.

Крестный ход с Табынской иконой в 1861 году являлся самым продолжительным в истории России. В лето этого года страшная засуха поразила Уфимскую губернию. Несмотря на то, что в каждом храме народ молился на полях и источниках вод, но Господь как будто не внимал молениям. И вот разнесся слух, что дождь там, где находится Табынская икона. Народ города Стерлитамака, уже наполовину сгоревшего, толпами выходил встречать свою Спасительницу, прося живительной росы. Среди молений ударил гром, пять суток лил дождь и засуха прекратилась. Икона же продолжила шествие по Оренбургским степям – каждая весь и град старались принять Великую Гостью к себе, крестный ход стал разрастаться, проходя уже 4000 верст (4267 км), посещая по просьбе жителей такие отдаленные города, как Челябинск, Тобольск и Кустанай. К православной святыне приступали и раскольники, и магометане. Известно, что башкиры на своих землях никого не допускали к несению святой иконы, так как сами желали нести её. Обильная благодать, исходящая от чудотворной иконы, исцеляла множество слепых, хромых, чающих Христова утешения.

По установленному порядку, икона Божией Матери из села Табынского поднималась после девятой пятницы по Пасхе и поблизости границ Оренбургской епархии проносилась по Верхнеуральскому уезду. Затем, если Пасха бывала ранняя и, следовательно, времени оставалось больше, то святую икону заносили в город Челябинск, Тюмень и Кустанай. В Оренбург икона вступала на праздник Рождества Богородицы, затем следовала до Уральска, заходила в Самарскую губернию и из Бузулука отправлялась обратно в Табынск, где пребывала до следующего года и оставалась до девятой пятницы, когда сюда стекалась масса людей из всех близлежащих областей. В. В. Даль вспоминал:

Эта явленная икона Богоматери на девятую пятницу по пасхе обходит полгубернии, и к этому кочевому шествию стекается бездна народа и каждое населенное место всем населением провожает Её от себя до ночлега.

Святую Табынскую икону Богоматери возили в особой карете с пятью главками, а при иконе служил путевой причт и временно назначаемые священники и диаконы. В карету запрягались только те лошади, на которые никто и никогда не садился. Часто бывало, что икона останавливалась, и никто не мог сдвинуть ее. Затем оказывалось, что на этом месте закопан убиенный младенец, или совершались другие злодеяния. В некоторые селения икона и вовсе отказывалась заходить. Богородица как бы призывала людей к покаянию. Веруя в чудесную силу, знаменитую икону из Башкирии до самой революции 1917 года возили в карете по многим российским губерниям – в Самару, Кустанай, Тобольск, Уральск, Челябинск, Оренбург.

Табынская икона Божией Матери. Список кон. XX-нач. XXI вв.

После Революции

Последний крестный ход с иконой, проходивший в 1918 году, оборвался около Оренбурга. Внезапно на шествие напали красные, сорвали золотую Оренбургскую и серебряную ризы, а святую икону бросили на дорогу. Икона была подобрана казаками атамана Дутова. Во время Гражданской войны, в период наибольших колебаний казачества, атаман Оренбургского казачьего войска Дутов для поднятия боевого духа казаков вывозил в войска икону Табынской Божией Матери.

Под натиском красных войска Дутова отступали, увозя с собой икону, при исходе казаков из России на берегу реки Амур под Благовещенском Табынская икона остановилась, не желая покидать Россию. Но приближались красные, и всем грозила смерть. Над иконой построили часовню из камыша. Архиепископ Оренбургский Мефодий (Герасимов), архиепископ Томский Мелетий (Заборовский) и епископ Камчатский Нестор (Анисимов) со многими священниками три дня постились и слезно молились, прося Заступницу милости. После этого Святая икона двинулась через границу в Китай.

Пересекая трудные горные тропы на границе между Россией и Китаем атаман Дутов взял лишь самое необходимое. В дневнике атамана запись: «...вынесли только оружие, патроны и икону».

В Китае святая икона находилась в православном монастыре Харбина вплоть до 1948 года. И здесь Табынская икона прославилась своими чудесами так, что и китайцы молились ей, говоря: «Табынская икона приносит удачу». После 1948 года икона была вывезена архимандритом Филаретом (Вознесенским), будущим предстоятелем Русской Зарубежной Церкви сначала в Австралию, затем в США, в город Сан-Франциско. Далее ее следы теряются, и где она находится сейчас – неизвестно.

Схиархимандрит Серафим (Томин), бывший в келейником митрополита Нестора (Анисимова), свидетельствовал что «Владыка Мануил (Лемешевский) (будучи уже Самарским архиепископом) обращался в зарубежный синод по поводу возвращения иконы. Но они отвечали, что икона у них, и они никогда ее не отдадут». Однако позднее, секретарь Сан-Францисской епархии Зарубежной Церкви протоиерей Петр Перекрёстов сообщал: «... У нас имело место заседание епархиального совета, и я спросил собравшееся духовенство (в том числе и двух наших Владык), слышали ли они о Табынской иконы Божией Матери. Никто о ней ничего не знает... Так что теперь я могу Вам официально сообщить, что в Западно-Американской епархии ничего не известно о Табынской иконе». В 1996 году архиепископ Брюссельский Серафим (Дулгов) отверг идею о том что икона хранится в сейфе в Нью-Йорке при Синоде как фанстастичную и неправдоподобную [4].

Согласно другой версии, икона пребывала до 1960 года в Свято-Никольском храме в городе Кульджа (Китай). В 1961 году икона, которую не было разрешено вывезти из Китая в Австралию, была передана прихожанину храма К. Фокину. В 1965 году было получено разрешение на вывоз, но связь с Фокиным была утеряна. По словам автора исследования по истории иконы протоиерея Владимира Сергеева, «многие верят, что Табынская икона еще находится где-то в окрестностях Кульджи в сокровенном месте» [5].

Имеется также мнение, что Табынская икона не вывозилась из Китая, а была спрятана в столице Синьцзян-Уйгурского автономного округа Урумчи то ли у русских, то ли у китайцев, или переправлена в Шанхай.

Есть также версия о существовании двух икон: подлинной и списка.

Почитание иконы в России не прервалось. Ежегодный крестный ход в её честь был запрещён в 1930 году и возобновлен в 1992 году [6].

Молитвы

Тропарь

Наста днесь пресветлый праздник, Пречистая Дево,/ честныя Твоей Табынския иконы. Владычице,/ яже паче лучей солнечных возсия,/ от Источника приснотекущаго, Христа, Бога нашего,/ источаеши целебныя дары/ с верою к тебе притекающим,/ Тя бо Христос Помощницу людем Своим дарова,/ покрывати и спасати от всякия беды рабы Своя,/ едину Благословенную.

Как из Уфы добраться до Красноусольска и Табынска? Кто нибудь был там в монастыре? Поделитесь впечатлениями!

автобус № 589 Уфа - Красноусольский (с Южного автовокзала) время отправления 8-15, 10-00, 12-25, 16-15, 17-55, 21-00
Самому бывать не приходилось, друзья сплавлялись по Белой - посещали. Говорят красивый монастырь.

 

Родник, святой Табынский источник  

 

  В закладки? автор svyato  

 

               
Богородице-Табынский храм Храм расположен рядом с курортом Красноусольский. Автобусы из Уфы - от Южного автовокзала Адрес: 453051, Гафурийский р-н, с. Курорт, ул.Ключевая,... Кроме того...

 

Молитва, Акафист, Тропарь, пред иконой Пресвятой Богородицы Табынской О Пресвятая Владычице Богородице, Мати Господа наше... Кроме того...

 

Чудесные исцеления у святого источника Получилось так, что место явления Табынской иконы Божией Матери оказалось в центре целого курортного городка. При этом внимание поневоле о... Кроме того...

 

Сказание о Табынской иконе Божией Матери и описание иконы Икона, несомненно, имеет очень древнее происхождение. И по типу отделки доски, красок и рисунку греческого... Кроме того...

 

Родники, святые Красноусольские источники Сколько тысячелетий скалам, бесчувственным к ветру и солнцу? Сколько тысячелетий реке, что ласкается о скалы, н... Кроме того...

 

Исцеления у святых источников Курорта Здесь у вас кругом любовь - так сказала американская «паломница», посетив святые ключи Табынска. У нас разные страны, яз... Кроме того...

 

Родник, святой источник Владимирской иконы Божией Матери

Верующие на протяжении двух веков приходили к этому источнику шли люди. Обретен источник был еще в 18 веке. До револючии на берегу пруда, в часовне, находилась чудотворная икона Владимирской Божьей Ма... Узнайте больше...

 

Святой родник и явление иконы в селе Ташла

Многими чудесами прославилась на всю Россию Ташла. Это место избрала Сама Божия Матерь! Здесь находится Святой источник чудотворной иконы Божией Матери "Избавительница от бед". Восемьдесят пять лет... Узнайте больше...

 

Сказание о Табынской иконе Божией Матери и описание иконы

Икона, несомненно, имеет очень древнее происхождение. И по типу отделки доски, красок и рисунку греческого письма можно отнести время её написания к XII веку, то есть к тем временам, когда живущие зде... Узнайте больше...

 

Исцеления у святых источников Курорта

Здесь у вас кругом любовь - так сказала американская «паломница», посетив святые ключи Табынска.У нас разные страны, языки, вероисповедания, но этой женщине удалось уловить самую суть: любовь способна... Узнайте больше...

 

Родники, святые Красноусольские источники

Сколько тысячелетий скалам, бесчувственным к ветру и солнцу? Сколько тысячелетий реке, что ласкается о скалы, не подозревая, что пришли уже люди назвали ее Усолкой? Когда забили из-под земли чудесные... Узнайте больше...

 

     
   
 


На протяжении нескольких веков одной из самых известных православных святынь от Волги-матушки до сибирского Тобола, от бескрайней оренбургской степи до дремучей уральской тайги была Табынская икона Божьей Матери. Эта икона знаменита и таинственной историей своего появления, и своим необычным внешним видом, и обилием сотворенных чудес, и трагической судьбой. По легенде она впервые была найдена монахами Вознесенского монастыря где-то в 1597 году на камне возле соленого источника. В течение почти столетия она хранилась в обители, а после разорения монастыря кочевниками исчезла. В 1765 году икона вновь явилась людям в том же месте и была перенесена в церковь соседнего села Табынского, по названию которого и получила своё имя. Икона имела достаточно крупные размеры (72 х 106 см) и отличалась столь темным ликом Божьей Матери, что даже нельзя было различить отдельные черты.

Большую известность она получила в середине 19 века. По преданию крёстный ход с иконой остановил в 1848 году эпидемию холеры в самом Табынске, затем в уездном городе Стерлитамаке и, наконец, в почти вымершем Оренбурге. С тех пор икона считалась чудотворной и крестный ход с ней был самым продолжительным по времени и расстоянию в России. Он проходил в течение всего года и охватывал территории современного Башкортостана, Челябинской, Курганской, Тюменской, Оренбургской и Самарской областей РФ, Кустанайской и Западно-Казахской (Уральской) областей Казахстана. Только в день своего чествования на девятую пятницу после Пасхи, проделав за год путь более чем в 4 тысячи километров, икона возвращалась в Табынск. Последний крестный ход был прерван большевиками в 1919 года под Оренбургом. Красные конники разогнала верующих и сбросили икону на дорогу. Её подняли казаки атамана Дутова и вместе с ними икона прошла весь трагических путь Отдельной Оренбургской армии белых.

Исход из России оренбургских, сибирских и уральских казаков - одна из малоизвестных страниц нашей истории (да мы и вообще плохо знаем отечественную историю и географию родных мест). В конце 1919 года оренбуржцы и присоединившиеся к ним беженцы отходили под натиском красных по безжизненной, продуваемой всеми ветрами, зимней степи в сторону границы с Китаем. Вместе с казаками двигалась в свой последний путь по России Табынская икона.

Люди погибали от истощения и холода, их косил тиф. В конце пути, перед уходом за границу, пришлось перебираться по узким обледеневшим тропам через хребет Кара Сарык на высоте 5800 м. Никто не знает точно, сколько человек погибло за время этих ужасных "хождений по мукам" протяженностью более чем 1,5 тыс. км. Предположительно двинулось в гибельный путь 100-150 тыс. человек, а добралось до Китая не более 30 тыс. Но тяжелую 25-килограммовую икону изможденные люди донесли на себе до конца. Как писал сам А.И. Дутов другому вождю белого движения, генерал-лейтенанту А.С. Бакичу: "Вышли мы 50% пешком, без вещей, вынесли только Икону, пулеметы и оружие…".

В последствии икона долго находилась в русской церкви города Кульджа провинции Синьцзян, а после "культурной революции" в Китае и разрушения православных храмов следы её затерялись.

Путь через Уральские горы

В начале сентября мы решили посетить место явления Табынской иконы Божьей Матери в соседнем Башкортостане. Из Магнитогорска выехали и перевалили через Уральские горы по дороге ведущей через Белорецк и Инзер на Уфу. Эта трасса, на наш взгляд, самая живописная из всех проходящих через Уральские горы. Интересно, что она до сих пор обозначена не на всех атласах автомобильных дорог РФ. Зато чётко видна трасса Р316 (Стерлитамак-Белорецк-Магнитогорск), которая на карте смотрится вполне солидно, а на самом деле представляет собой лесовозную просеку с глубокими колеями и грозно торчащими камнями. Через Уральские горы ведут ещё федеральные трассы Р242 (Пермь-Екатеринбург) и М5 "Урал" (Москва-Челябинск), а также территориальная трасса Р361 (Магнитогорск-Сибай–Зилаир-Ира). Но с точки зрения красоты окружающей природы, дороги Р242 и Р361, петляющие среди убогих холмов, могут поразить только плоское воображение жителей равнин. Лишь М5 ещё может соперничать по части "швейцарских" пейзажей с дорогой через Инзер.

Преодолев перевалы, спустились с гор на равнину и с окружной дороге вокруг райцентра Архангельское свернули в сторону поселка Красный Зилим. Тут сокрыт очередной картографический ребус, по атласам прямого автомобильного пути от Архангельского до Красноусольского нет, а самом деле идёт нормальная асфальтированная дорога, только от моста через реку Зилим до Якты-Куля 5 км ровного гравия.

В Святых местах

При приближении к старинному селу Табынскому издалека заметна белая колокольня Вознесенской церкви. На протяжении 150 лет этот храм служил "родным домом" для чудотворной иконы. Табынская крепость основана в 1736 году у впадении Усолки в Белую и название получила по жившему в этих местах Кесе-Табынскому роду башкир. Тогда же заложили Вознесенскую церковь, перестроенную в 1848 году.

Вскоре подъехали к поселку Красноусольский, центру Гафурийского района Башкортостана. Этот населенный пункт возник в 1752 году в связи с постройкой Богоявленского медеплавильного завода, переоборудованного в 1893 году в стекольный. По окружной дороге объехали вокруг Красноусольска, ориентируясь на указатели "Курорт". Здесь, у отрогов Уральских гор, где соленые ключи впадают в речку Усолку, происходили чудесные явления Табынской иконы. Сейчас в этих местах возвышаются модернистские корпуса санатория "Красноусольский", своими необычными формами похожие на инопланетный городок.

Объехали санаторий, оставили машину на платной стоянке за 10 руб. и вошли внутрь санаторной ограды. Сразу привлекает внимание находящаяся справа зона отдыха с беседками и клумбами. Дальше дорожка проходит рядом со скромными временными постройками Богородице-Табынского женского монастыря и выводит на берег Усолки. Характерный запах тухлых яиц, вызывающий воспоминания о сероводородных водах сочинской Мацесты, свидетельствует, что мы добрались до Святого источника Табынской Божьей Матери - цели нашего путешествия.

Источник представляет собой небольшой бассейн, облицованый бетонными блоками. С одной стороны стоит стенд с иконами и павильон для переодевания женщин, с другой – деревянный крест и спартанские кабинки мужских раздевалок. Все эти сооружения образуют так называемую купальню № 2. Сероводородные ключи, очень холодные и соленые, бьют через каменистое дно бассейна. Затем вода переливается через бетонный порог и попадает в Усолку. Хорошо видно различие в цвете камней на дне речки: около купален они белые от осадков минеральных солей, а чуть дальше - обычного, желтовато-коричневого оттенка.

Раздеваюсь и спускаюсь по лестнице в ледяную воду Святого источника. Героически окунаюсь с головой, потом ещё целую минуту плаваю в целебной воде и, окончательно закоченев, выскакиваю из бассейна. Греюсь на солнышке. Потом ещё дважды повторяю погружение в святую минеральную воду – "Бог троицу любит". На такой подвиг мало кто решается, температура в источнике явно меньше 10 С, и единожды окунувшись, паломники пробкой вылетают из бассейна.

После того как я обсох и оделся мы пошли дальше. На высоком утесе над рекой сверкает золотым куполом белоснежная церковь, а внизу – у основания утёса, чернеет неглубокий грот, жалкий остаток былой пещеры. При советской власти здесь разворачивались целые сражения каждую девятую пятницу после Пасхи. Верующие пытались подойти к утёсу, под которым по преданию была найдена икона, но путь им преграждали милицейские наряды и комсомольские дружины. Формальной причиной являлось стремление руководства района предотвратить антисанитарные действия в курортной зоне. Старушки, совершив омовение в Святом источнике, пускали своё бельишко по течению Усолки, веруя, что таким образом они освобождаются от своих недугов. Устав бороться с несознательным населением власти уничтожили камень, на котором происходило чудесное явление икона, а пещеру взорвали в 1972 году. Вознесенская церковь в Табынском была закрыта ещё в 1929 году. Однако, судя по количеству паломников собирающихся в наши дни у Святых мест в Красноусольске, православную веру и память о легендарной иконе изжить так и не удалось.

Ещё выше по течению Усолки стоит купальня № 1 с тремя бассейнами: два с хлоридно-натриевой водой, один – с сероводородной. Это место более благоустроенное, с кирпичными павильонами, буфетом, но лично мне больше понравилась простенькая купальня № 2 с проточным бассейном.

По лестнице мы поднялись на утёс к небольшой церкви Табынской Божьей Матери. В этом недавно возведенном храме находится список (копия) чудотворной иконы. Выше по склону стоит колокольня. От церкви длинная пологая ложбина ведёт на уединенную полянку, где под навесом, на низком пьедестале стоит памятный столбик с иконками. Когда-то здесь росла большая старая берёза, у которой после разрушения пещеры собирались верующие и молились. По некоторым преданиям второе явление Табынской иконы было около этого дерева. Власти в антирелигиозных целях сначала спилили берёзку, а потом даже пенёк сожгли.

В целом комплекс объектов связанных с Табынской иконой Божьей Матери в Гафурийском районе Башкортостана интересен не только искренне верующим паломникам, но и просто людям интересующимся историей и природой родного края. А скоро эти места станут ещё краше. В следующем году будут праздновать 410 лет со дня появления иконы. К этому юбилею запланированы работы по благоустройству территории Святого источника в Красноусольске.

Тайное убежище Салавата Юлаева

Заночевать решили в Стерлитамаке в гостинице "Ашкадар". На северной окраине города автотрасса проходит под грузовой канатной дорогой, по которой везут известняк из карьера Шах-Тау (Царь-Гора) на ОАО "Сода". С непривычки как-то боязно проезжать под ковшами, проплывающими над головой – а вдруг канат порвется, и куча известняка похоронит автомобиль вместе с пассажирами. На следующее утро перед возвращением в Магнитогорск мы решили съездить к пещере Салавата, находящейся около старого белорецкого тракта, который сейчас называется трассой Р316.

Судя по обилию пещер в Башкортостане и Челябинской области названных именем легендарного батыра, этот парень знал толк в конспирации и немалую часть своей героической жизни провёл в потаённых схронах. До деревни Макарово идёт хорошая дорога, но дальше асфальт заканчивается. Последние семь километров мы медленно и печально ползли по яминам и колдобинам.

Наконец совсем рядом с дорогой в высоком известняковом обрыве видна пещера. Подход к ней преграждает речка Сиказа, но летом она пересыхает и только цепочка камней обозначает её русло. Вход в пещеру расположен метрах в шести над землей. К нему ведёт подобие деревянной лестницы, настолько шаткой, что карабкаться по ней можно только опираясь второй ногой на выемки-ступеньки в каменной стене. Первый этаж пещеры имеет небольшую протяженность, хорошо освещён и заканчивается узким вертикальным ходом, ведущим во мрак второго яруса (а всего их три). Как всегда мы ограничились осмотром только легкодоступной части пещеры и вглубь не полезли.

Дальше по трассе Р316 есть ещё одна интересная природная достопримечательность – водопад Кук-Караук. Мы попытались добраться и туда, но на пути встали серьезные препятствия для автомобиля обычной проходимости. Большие камни торчали из дорожного полотна, словно клыки чудовища, нацелившегося растерзать днище машины. Вот такая она, трасса Р316. Пожалев наше верное авто, мы повернули назад и поехали домой.

Всеволод

02/10/2006 13:33

Координаты:

N 53°55'27"
E 56°31'53"

Табынская икона Божией Матери: всего мира надеждо и утешение

 

Чванов Михаил. Всего мира надеждо и утешение // Журнал «Бельские просторы», № 9, 2003. С. 122-159

Публикуется в сокращении

Известно более 1500 икон Божией Матери, которые почитаются в Русской Православной Церкви как чудотворные. При этом почитание одних чудотворных икон ограничивается отдельными храмами, городами или местностями, а почитание других простирается на территорию нескольких епархий или даже всей русской Церкви. Таковых, наиболее прославившихся и знаменитых икон Божией Матери насчитывается 197. Все они внесены в Месяцеслов - календарь праздников Русской Православной Церкви - для чествования во время богослужения во всех храмах, как в России, так и за ее пределами. Из указанных 197 икон - явленных (то есть обретенных, по преданию, неким чудесным образом) только 66.
стр. 122

В это число входят иконы, обретенные и прославившиеся не только в Русской, но и в других Православных церквях (Кипрской, Константинопольской, на Афоне...). Из указанного общего числа особенно знаменитых икон на территории современной России насчитывается 120 икон, из которых явленных всего 36 - это за всю 1000-летнюю историю христианства и государства.

Среди указанных 36 - Табынской принадлежит совершенно особое место. Она является покровительницей огромного региона России - от Казани до Тобола. Крестный ход с Табынской иконой Божией Матери был по времени и по расстоянию самым продолжительным в России. Он продолжался практически весь год. В родную и ныне осиротевшую церковь в Табынске и на место своего явления икона возвращалась лишь на 9-ую пятницу по Пасхе Христовой, все остальное время она была в пути. Она всегда упоминалась в месяцесловах как православная святыня общероссийского значения.

Известный историк Оренбургской епархии священник И. И. Модестов, пораженный великим почитанием Табынской иконы на огромной территории России, в 1914 г. в «Трудах Оренбургской ученой архивной комиссии» посвятил ей специальный труд: «Село Табынское и Вознесенская пустынь. Табынская Икона Божией Матери. Крестный ход из села Табынского...». Возьмем описание иконы, как, безусловно, авторитетное, из этой работы:

«Получившая свое название от села Табынска, Табынская икона Божией Матери представляет собой, несомненно, один из наиболее древних списков (копий) Казанской иконы Божией Матери, явившейся в Казани в 1579 г. в царствование Иоанна Васильевича Грозного и прославившейся многими чудотворениями. Такою именно, т.е. Казанскою, она именуется в «Списке чудотворных икон»....

Что Табынская икона есть действительно копия Казанской иконы Божией Матери, - в этом можно убедиться из сходства изображения Божией Матери и Предвечного Младенца с таковым же изображением во всех списках Казанской Божией Матери.

Но при этом сходстве упомянутых икон есть между ними и различие. Табынская икона отличается от Казанской значительно большим размером. Размер Табынской иконы - в вышину с одной стороны 1,5 аршина, а с другой на полувершок менее, в ширину 1 аршин и 1 с четвертью вершок, а в толщину 1 вершок. Подлинная же Казанская икона Божией Матери, похищенная злодеями в 1904 году, как известно, была значительно меньших размеров, о чем свидетельствует признаваемая за точную копию ее Казанская икона Божией Матери, находящаяся в Московском Казанском соборе.

Судя по характеру письма (т.н. греческого) и слишком темному общему (желто-коричневому) тону красок Табынской иконы Божией Матери, можно с несомненностью утверждать, что эта икона очень древнего происхождения и, может быть, почти одновременного с ее подлинником. В пользу древнего происхождения Табынской иконы Божией Матери говорит и та выемка на лицевой стороне иконы или углубление... Такие выемки на лицевой стороне, заменяющие собой как бы раму, обычно встречаются только на древних иконах.

Судя же по значительным размерам этой иконы, можно предположить, что соорудители Табынской иконы предназначали ее не для домашнего употребления, а для помещения в каком-нибудь церковном иконостасе. Думаем, что мы нисколько не умалим достоинства св. Табынской иконы Божией Матери, если, основываясь, с одной стороны, на значительных размерах этой св. иконы, а с другой - на том, что Табынская икона была найдена вблизи Вознесенской пустыни, предположим, что Казанская икона, известная теперь под именем Табынской, была некогда из так называемых «местных» икон Вознесенской пустыни.

Пребывание Казанской иконы Божией Матери в Вознесенской пустыни весьма вероятно и естественно, так как эта пустынь была построена, как можно думать, вскоре после обретения Казанской иконы Божией Матери и находилась в пределах Казанской епархии. Что же касается того вопроса, каким образом монастырская икона могла оказаться впоследствии утерянной, то этот вопрос разрешится сам собой, если мы припомним, что Вознесенская пустынь не раз была сожжена и разорена башкирами. Неужели иноки этого монастыря могли предать чтимую ими святыню на поругание?
стр. 123

Не естественно ли предположить, что при каждом башкирском набеге иноки Вознесенской пустыни спешили укрыть свою святыню в каком-то потаенном месте? А так как после сожжения монастыря братия его была «рассеяна», то нет ничего удивительного в том, что на некоторое время была утеряна и св. икона...».

Первое явление иконы, по преданию, относится ко второй половине ХVI или первой половине ХVII века. Вскоре после покорения Казани монастырский диакон недавно образованной в 70 верстах (140 км.) от Уфы Вознесенской пустыни, «возвращаясь с поля, услышал глас: «Да потщится правоверующая братия Вознесенского монастыря принять меня во храм Господа моего».

«Диакон первоначально не внял сему неземному гласу, опасаясь, может быть, внутреннего самообольщения, но, спустя несколько дней, возвращаясь с обычных полевых занятий, он снова слышит тот же призывный голос. При сем диакон остановился и с притрепетным любопытством стал осматривать место, откуда слышен был голос и наконец увидел св. икону на большом камне у подошвы горы над источником, известным и доныне под именем Соляного ключа, пересекающего Ногайскую дорогу...».

В каком это году произошло, трудно сказать, но уже в 1597 году пустынь называлась Пречистой Богородицы явления иконы Казанския. Сразу же после явления Святой иконы у Соляного источника стали совершаться многочисленные чудеса, вследствие чего икона была носима для удостоверения сначала в Казань, потом в Уфу, но, как бы не обретшая там себе места, она была возвращена в Вознесенскую или Пречистенскую пустынь… Во время многочисленных башкирских восстаний монастырь не раз был сожжен. В 1663 году во время очередного восстания он был окончательно уничтожен, о нем напоминает лишь большой бугор посредине поляны, покопавшись в котором, можно наткнуться на сплавившиеся куски кирпича. Где была после этого Святая икона: под спудом ли разрушенного монастырского храма или в другом месте - неизвестно, но примерно через век «в подкрепление святой веры и на спасение роду человеческому, Царица Небесная открылась вновь, явившись во Святой Своей Иконе вновь на том же месте и вновь на том же камне». По преданию, второе обретение Святой иконы произошло следующим образом: она была обнаружена тремя пастухами-башкирами в середине XIX века, нанявшимися в с. Табынское пасти скот. Они «из ненависти к христианству стали издеваться над святыней и бросились рубить ее, за что достойно и были наказаны Всемощною Царицею неба. Они лишились зрения и так долго блуждали по лесу. Один из них, самый молодой, стал молиться и прозрел, по его молитвам прозрели и другие. Молодой пастух так уверовал в Бога, что крестился, а те двое остались в магометанстве, но стали почитать икону». Так как Вознесенского монастыря давно



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: