ФУТУРИСТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТРУРА




В 1914 Антонио Сант' Элиа публикует манифест "Футуристическая архитектура".

«Мы потеряли чувства монументальности, тяжести, статичности, обогатив наше мироощущение вкусом к легкому, практичному, мимолетному и стремительному. Мы не люди соборов и дворцов, а люди больших отелей, огромных портов, крытых рынков. Мы должны изобрести и выстроить город будущего, похожий на грандиозную верфь, шумную, беспокойную, подвижную, динамическую, и дом будущего, похожий на гигантскую машину... Дома из железобетона, стекла и железа, без росписей и лепнины, богатые лишь той красотой, которая рождена его линиями и плоскостями, и в то же время исключительно грубые в их механической простоте будут вздыматься на краю бушующей пропасти улиц...»

Сант' Элиа мечтал о механизированном многоуровневом городе с развитой транспортной инфраструктурой. О городе, в котором здание служит не только для жилья или работы, но выполняет и дополнительную функцию - например, станции скоростного поезда. Где высотные дома соединены пешеходными и транспортными мостами. Где содержание подчинено форме, но сама форма - предельно функциональна.

 

ЭКСПРЕССИОНИЗМ

Подчёркнутая эмоциональная выразительность композиции, достигается за счёт заострённости, гротескности, нарочитой деформации привычных архитектурных форм, либо отказ от них с формированием композиции по принципам скульптуры (Э. Мендельсон, здание астрофизической лаборатории в Потсдаме «башня Эйнштейна»). В 1950 – 1970 годах экспрессионизм пришёл вновь под именем неоэкспрессионизма (капелла в Роншане, Франция Ле Корбюзье).

 

ОРГАНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА

Органическая архитектура и регионализм – представителем органической архитектуры является Райт – эстетика формируемых пространств и объёмов. Органическая связь здания с окружающим ландшафтом, с композицией внутренней среды здания. Применение традиционных материалов (камень, кирпич, дерево) совпадение фактур конструкции на фасаде и интерьере. Кроме того Райт проектирует «перетекающие» внутренние пространства в внешние пространства. Отказ от каркаса. Плоская крыша. Применение атриумной объёмно-пространственно в общественных зданиях (музей Гугенхейма).

 

РЕГИОНАЛИЗМ

Регионализм – скандинавские страны – замки и полузамки. Традиционные материалы (Алвар Аалто).

Представляющий собой в известном отношении дочернюю ветвь органичной архитектуры, в середине и во второй половине ХХ в. дал ряд самобытных сооружений. Сложение регионализма приходится на 30-е гг. и связано с эстетическим отторжением обезличенного геометризма авангарда. Еще более непримиримым это отторжение стало в 50-е гг. в ответ на ещё более агрессивное распространение новой волны модернизма, нахлынувшего на мировое зодчество из США под именем "интернациональный стиль".
Раньше всего регионализм начал формироваться в странах Северной Европы, затем в Латинской Америке, Японии и др.

В ХХ в. на путь последовательного регионализма первыми становятся архитекторы Скандинавских стран, одними из первых усвоившие уроки модернизма, и начавшие в 30-е гг., от них отказываться. Применение градостроительных и компоновочных приёмов модернизма /строчная застройка, прямоугольные объёмы, плоские крыши, открытое подполье и пр. /приводили в климатических условиях Скандинавии к ухудшению микроклиматических параметров застройки и зданий.

Согласно региональным условиям здесь быстро произошёл переход к замкнутой и полузамкнутой застройке преимущественно протяженными и часто криволинейными в плане домами, повторяющими рисунок горизонталей при застройке характерных для рельефа Скандинавии горных склонов. Необходимость естественного снегосброса продиктовала отказ от плоских крыш с возвращением к традиционным скатным, преимущественно крутосклонным. Наконец, опасность избыточных теплопотерь и ухудшения микроклимата помещений первого этажа потребовали отказа от установки зданий на отдельные опоры и устройства тёплого подполья или подвалов. Избыточные теплопотери через ленточные окна продиктовали уменьшение проёмности наружных стен переход к замкнутой форме окон, а иногда к устройству верхнего света.

Возврат к традиционным архитектурным формам определил и предпочтение традиционным материалам - камню, кирпичу, дереву. Выявление эстетических черт современных конструкций из традиционных материалов /например, гнутых древесноклееных и др./ в объёмах и интерьерах общественных зданий стало характерной чертой скандинавского регионализма. Особенно ярко она проявилась и творчестве выдающегося финского зодчего Алвара Аалто.


Регионализм в архитектуре Японии особенно ярко проявился после Второй мировой войны. Его развитию способствовали фундаментальные политические и социально-экономические обстоятельства. Главные из них - возможность реализации больших объемов гражданского строительства в связи с насильственной демилитаризацией страны, развитие и углубление демократических форм общественной жизни и стремление к национальному возрождению после поражения в войне, прогресс технического развития и строительной техники, в частности.

К глубинным проявлениям японского регионализма следует отнести и сугубо избирательное отношение к выбору современных несущих конструкций и отражению в композиции их тектонических возможностей. Поскольку традиционное зодчество развивалось на основе деревянных стоечно-балочных и срубных конструкций, ему остались чуждыми тектоника сводчатых и купольных систем. Соответственно в современной архитектуре зодчие активно применяют ребристые железобетонные перекрытия и выявляют их элементы на фасадах и в интерьере, но почти не применяют безбалочных; широко используют складчатые железобетонные конструкции для покрытий и стен, но почти не применяют аналогичных им по статической работе многоволновых цилиндрических и коноидальных оболочек, не применяют сводов и куполов, но активно используют висячие системы покрытий, компонуя с их помощью сложные и разнообразные объёмные формы. Будучи полностью новаторскими по конструкции, они своим силуэтом образно перекликаются со сложными формами покрытий в традиционном зодчестве.

Наиболее ярко это проявилось в архитектуре Олимпийского комплекса в парке Йо-йоги в Токио /арх. К. Танге, 1964 г/. Спортивный комплекс образован двумя зданиями: крытого плавательного бассейна и баскетбольного зала. Здания имеют висячие покрытия. Основные несущие троссы первого здания крепятся к двум несущим пилонам, второго - к одному, а второстепенные - к пространственным железобетонным опорным контурам.

 

ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ

Ведущее направление архитектурной мысли периода 1930-1960-х гг. Пионерами интернационального стиля были Вальтер Гропиус, Петер Беренс и Ханс Хопп в Германии, наиболее яркими и последовательными представителями — Ле Корбюзье (Франция), Мис ван дер Роэ (Германия-США) и Якобус Ауд(Нидерланды).

Эстетика интернационального стиля требовала отказа от национальных культурных особенностей и всяческих разновидностей исторического декора в пользу прямых линий и других чистых геометрических форм, лёгких и гладких поверхностей из стекла и металла. Излюбленным материалом стал железобетон, в интерьерах ценились широкие открытые пространства. Это была архитектура индустриального общества, которая не скрывала своего утилитарного предназначения и способности экономить на «архитектурных излишествах». Неофициальным девизом движения был предложенный Мис ван дер Роэ парадокс: The less is more («чем меньше — тем больше»).

В послевоенное время типичным воплощением идеалов интернационального стиля были геометрически отточенные небоскрёбы Мис ван дер Роэ, Филипа Джонсона и Бэй Юймина.


СТРУКТУРАЛИЗМ

Название направления в архитектуре, которое пришло на смену интернациональному стилю во второй половине 1950-х гг. и постепенно эволюционировало в различные разновидностипостмодернизма. Среди источников этого направления — немецкийэкспрессионизм, органическая архитектура, «бетонная поэзия» Нерви.

Для структурного экспрессионизма характерны возвращение к национальной специфике и романтизму XIX века, яркость и индивидуальность замысла, прямые отсылки к формам естественной природы при общей функциональности, чистоте линий, тяготении к современным материалам. Крупнейшие представители — финны Эро Сааринен и Алвар Аалто; ключевые произведения —Сиднейский оперный театр (арх. Йорн Утзон) и Олимпийский центр в Токио (арх. Кэндзо Тангэ), Ландтаг Северного Рейна Вестфалии в Дюссельдорфе (арх. Фритц Эллер, Эрих Мозер и Роберт Вальтер).

 

ПОСТМОДЕРНИЗМ

 

В 1960-1980-е гг. в мировой архитектуре сформировалось новое интернациональное направление – постмодернизм. Его появление отвечало общему стремлению изменить сложившуюся к середине ХХ века историческую и культурную ситуацию. От авторитарности в искусстве, диктовавшей главенство системы и формы над индивидуальными потребностями, был осуществлен переход к демократии в широком смысле этого слова. Отказ от типовых проектов, рассчитанных на усредненного потребителя, привел к ситуации постмодернизма.

Постмодернисты – люди нестандартные, забавные и креативные. Вся их деятельность (и это касается любой сферы, охваченной постмодернизмом, будь то литература, архитектура, живопись и т.д.) направлена на концептуализацию действительности. В такой архитектуре нет ни одной линии, которая не несла бы конкретную смысловую нагрузку, не являла бы собой пример взаимодействия предшествующего архитектурного в частности и культурного в целом наследия и нестандартного взгляда на мир.

«Танцующий дом» в Праге (Влад Милунович и американец Фрэнк Гэри, 1996), «Горбатый дом» в Сопоте. Польша (Яцек Карновски, президент компании Allcon Sopot Architects, 2004), «Дом -куб» в Роттердаме (датский арх. Пит Блом, 1984)

 

ХАЙ -ТЕК

Хай-тек (англ. hi-tech, от high technology — высокие технологии) — стиль вархитектуре и дизайне, зародившийся в недрах позднего модернизма в1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х. Главные теоретики и практики хай-тека (по большей части практики, в отличие от архитекторов деконструктивизма и постмодернизма) в основном англичане — Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, на каком-то этапе своего творчества Джеймс Стирлинг и итальянец Ренцо Пиано.

§ Использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений.

§ Использование прямых линий и форм.

§ Широкое применение стекла, пластика, металла.

§ Использование функциональных элементов: лифты, лестницы, системы вентиляции и другие, вынесенных наружу здания.

§ Децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения.

§ Широкое использование серебристо-металлического цвета.

§ Высокий прагматизм в планировании пространства.

§ Частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку).

 

Центр Помпиду в Париже (1977), Штаб-квартира Fuji TV (арх. Кэндзо Тангэ)

 

ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ

Направление в современной архитектуре, основанное на применении в строительной практике идей французского философа Жака Деррида. Для деконструктивистских проектов характерны визуальная усложнённость, неожиданные изломанные формы, подчёркнуто агрессивное вторжение в городскую среду.

В качестве самостоятельного течения деконструктивизм сформировался в конце 1980-х гг. (работы Питера Айзенмана и Даниэля Либескинда). Теоретической подоплёкой движения стали рассуждения Деррида о возможности архитектуры, которая вступает в конфликт, «развенчивает» и упраздняет саму себя. Дальнейшее развитие они получили в периодических изданиях Рема Колхаса. Манифестами деконструктивизма считаются пожарная часть «Витра» Захи Хадид (1993). Holocaust Memorial. Петер Эйзенман (Peter Eisenman), Berlin, 2005

Современное крыло королевской галереи Онтарио в Торонто (арх. Д. Либескинд).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: