Домашнее задание: написать отзыв о прочитанном рассказе.




Рассказ «Золотая рыбка»

Цели: 1. Обучение вдумчивому чтению текста, умению находить ключевые слова.

2. Повторение основных понятий: тема, основная идея текста, отзыв.

3. Обучить:

- пересказывать прочитанный текст, комментировать позицию автора по затронутой проблеме и формулировать собственное отношение к ней;

- строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи;

- составлять отзыв о произведении, раскрывая тему, основную мысль и добиваясь последовательности и связанности изложения;

- убедительно аргументировать свою точку зрения.

Ход урока:

1. Приставкин Анатолий Игнатьевич (1931 -2008 гг)

Прочитайте:

А.Приставкин - советский и российский писатель, общественный деятель.

Родился в рабочей семье. Во время войны он остался сиротой (мать умерла от туберкулёза, отец был на фронте), воспитывался в детском доме, учился в ремесленном училище, работал в Серноводской на консервном заводе. После войны стал участвовать в самодеятельности, начал сам писать стихи — вскоре они были опубликованы в газете. В 1952 году он окончил Московский авиационный техникум. Работал электриком, радистом, прибористом.

Всемирную известность Анатолию Приставкину принесла опубликованная в 1987 году повесть «Ночевала тучка золотая», затрагивающая тему депортации чеченцев и ингушей в 1944 г. В своём произведении автор попытался откровенно сказать о том, что пережил сам и что больно обожгло его душу, — мир не достоин существования, если он убивает детей. В 1988 году она была отмечена Государственной премией СССР. В течение нескольких лет после выхода повесть была переведена более чем на 30 языков. В мае 1990 года на экраны вышел одноимённый фильм-драма по повести «Ночевала тучка золотая»

С 1992 года Анатолий Приставкин — Председатель Комиссии по помилованию при Президенте РФ, а с декабря 2001 года — советник Президента РФ по вопросам помилования. Работа А. Приставкина по посту председателя первой общероссийской комиссии по вопросам помилования была отмечена Благодарностями Президентов России Б. Н. Ельцина и В. В. Путина.

2. Рассказ «Золотая рыбка» ЗАПИШИТЕ В ТЕТРАДЬ:

Жанр: рассказ о детях в годы войны.

Главные герои рассказа "Золотая рыбка" и их характеристика:

Инна. Старшая девочка. 16 лет. Справедливая и честная.

Люсенька. 6 лет. Голодная, худая, несчастная.
Главная мысль рассказа "Золотая рыбка" - Дети никогда не должны голодать.
Чему учит рассказ "Золотая рыбка"?
Рассказ учит милосердию и состраданию, учит не оставаться равнодушными к чужой беде, чужому горю. Учит любить детей. Учит ответственности. Учит понимать и уметь прощать.

3. Прочитайте рассказ "Золотая рыбка" (с остановками…):

 

Когда началась война, моя сестренка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками.
Рыбок было десять. Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. Рыбки были золотые и очень красивые — розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях.

Девочек тоже было десять. Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть. Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками.

А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зеленое стекло. Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку.


Никто не спрашивал, что она кушает. Для этого были воспитатели.


И вдруг золотые рыбки стали исчезать. Их оказалось сперва девять, потом восемь. В углу обнаружились обглоданные головы. Девочки изумленно разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить. Они только шевелили задумчиво радужными плавниками.


И девочки решили поймать вора. Они не спали всю ночь и тихо лежали. Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум


Перед ними стояла маленькая Люсенька. Она прижимала к животу мокрую рыбку.
- Ага, попалась, рыбка! - крикнула громко одна из девочек.


И маленькая Люсенька еще сильней прижала рыбку. Крупные капли воды потекли по голубоватой коже, и все девочки застыли, пораженные странным сходством.

Они впервые видели Люсеньку такую, без одежды. Молча они разглядывали худенькое, без кровинки, тельце. Кожа на руках Люсеньки была розовато-прозрачная, с голубыми жилками.


Когда старшая девочка Инна прибежала к ночной няне и попросила хоть кусочек хлеба, та проворчала:
- Полуночники! Опять, что ли, золотая рыбка пропала?
И Инна ответила:


- Нет, нянечка, не пропала. Теперь не пропадет... Теперь мы уследим.

4. А. Приставкин в голодные военные годы вместе с сестренкой жил в детдоме. Об этом времени он вспоминал: «Голод был так силен, что моя младшая сестренка ночами ела живых рыбок из аквариума. За рыбок ее избили до полусмерти ». Почему, на ваш взгляд, писатель изменил финал рассказа? (ответьте устно)

5.Почему автор называет Люсеньку маленькой? На что указывает это определение? (ответьте устно)

6.Как бы вы озаглавили теперь этот рассказ? (ответьте устно)

Домашнее задание: написать отзыв о прочитанном рассказе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: