(практические, семинарские, лабораторные)
Тема 4-5 – Токсикокинетика и биотрансформация чужеродных соединений в организме. Общие закономерности распределения веществ в организме. Факторы, влияющие на метаболизм чужеродных соединений.
2. Цель: студент должен знать токсикокинетику и биотрансформацию чужеродных соединений в организме, закономерности распределения веществ в организме и факторы влияющие на метаболизм чужеродных соединений.
3. Задачи обучения: ознакомиться с токсикокинетикой и биотрансформацией чужеродных соединений в организме, закономерностями распределения веществ в организме и факторами влияющие на метаболизм чужеродных соединений.
4. Основные вопросы темы:
1. Пассивный транспорт токсичных веществ через клеточные мембраны.
2. Специальный транспорт токсичных веществ через клеточные мембраны.
3. Абсорбция токсичных веществ через желудочно-кишечный тракт.
4. Пресистемная элиминация.
5. Ингаляционное поступление токсикантов.
6. Абсорбция ксенобиотиков череж кожу.
7. Абсорбция ксенобиотиков при специальных способах поступления.
8. Почечная экскреция (выведение) ксенобиотиков из организма.
9. Кишечная экскреция (выведение) ксенобиотиков из организма.
10. Легочная и другие способы экскреции (выведения) ксенобиотиков из организма.
5. Методы обучения и преподавания (малые группы, дискуссия, ситуационные задачи, работа в парах, презентации, кейс-стади и т.д.) групповое обсуждение теоретического материала.
Литература
1. Калетина Н.И. Токсикологическая химия. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. (разделы 4.1-4.5)
2. Плетенева Т.В. Токсикологическая химия. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. (часть 2, глава 2)
3. Байзолданов Т. Токсикологическая химия ядовитых веществ, изолируемых методом
|
экстракции. – Алматы, 2002.
4. Крамаренко В.Ф. Токсикологическая химия. – Киев: Высшая школа, 1989.
7. Контроль (вопросы, тесты, задачи и пр.)письменный опрос по следующим вопросам:
1. Пассивный транспорт токсичных веществ через клеточные мембраны.
2. Специальный транспорт токсичных веществ через клеточные мембраны.
3. Абсорбция токсичных веществ через желудочно-кишечный тракт.
4. Пресистемная элиминация.
5. Ингаляционное поступление токсикантов.
6. Абсорбция ксенобиотиков через кожу.
7. Абсорбция ксенобиотиков при специальных способах поступления.
8. Почечная экскреция (выведение) ксенобиотиков из организма.
9. Кишечная экскреция (выведение) ксенобиотиков из организма.
10. Легочная и другие способы экскреции (выведения) ксенобиотиков из организма.
Тема 6-7 – Контроль исходных знаний по теме (тестирование, устный опрос и др.): «Общие и частные методы изолирования экстракцией полярными растворителями из объектов биологического происхождения.
Практическая часть: Овладение техникой изолирования неизвестных веществ из модельного биообъекта на примере «Метода Васильевой».
2. Цель: Уметь проводить изолирование «лекарственных ядов» из объектов биологического происхождения» и использовать на практике.
3. Задачи обучения: Научиться проводить изолирование «лекарственных ядов» из объектов биологического происхождения».
4. Основные вопросы темы:
1. Для чего объект исследования измельчают?
2. Для чего объект исследования подкисляют?
3. Почему объект исследования подкисляют слабой органической кислотой, а не минеральной?
|
4. Что используют для подщелачивания кислой спиртовой или водной вытяжки и почему?
5. Для чего проводят экстрагирование «лекарственных ядов» из кислой и щелочной среды?
6. На наличие веществ, какого характера проводят исследование кислого хлороформного
извлечения и почему?
7. На наличие веществ, какого характера проводят исследование щелочного хлороформного
извлечения и почему?
8. Для чего кислые и щелочные хлороформные извлечения перед проведением исследования
упаривают до небольшого объема?
5. Методы обучения и преподавания (малые группы, дискуссия, ситуационные задачи, работа в парах, презентации, кейс-стади и т.д.)
- групповое обсуждение теоретического материала,
- работа в малых группах,
- письменный опрос.
Литература
1. Байзолданов Т. Токсикологическая химия ядовитых веществ, изолируемых методом
экстракции. – Алматы, 2002.
2. Крамаренко В.Ф. Токсикологическая химия. – Киев: Высшая школа, 1989.
3. Швайкова М.Д. Токсикологическая химия. – М.: Медицина,1975.
4. Белова А.В. Руководство к практическим занятиям по токсикологической химии. - М.:
Медицина,1976.
5.Вергейчик Т.Х. Токсикологическая химия. –М.:МЕДпресс-информ, 2009.
7. Контроль (вопросы, тесты, задачи и пр.)письменный опрос по следующим вопросам:
1. Общая характеристика группы веществ, изолируемых из биологического материала
подкисленным спиртом или подкисленной водой.
2. Метод Стаса-Отто, его достоинства и недостатки.
3. Метод А.А.Васильевой, его достоинства и недостатки.
4. Метод В.Ф.Крамаренко, его достоинства и недостатки.
5. Метод В.И.Поповой, его достоинства и недостатки.
6. Метод П. Валова, его достоинства и недостатки.
7. Некоторые теоретические положения методов изолирования «лекарственных ядов»
подкисленным спиртом и подкисленной водой.
8. Способы очистки вытяжек из биологического материала в методах Стаса-Отто и
А.А.Васильевой.
9. Способы очистки вытяжек из биологического материала в методах В.Ф. Крамаренко,
В.И.Поповой и П. Валова.